Решение по делу № 2-35/2024 (2-1659/2023;) от 11.05.2023

Дело №2-35/2024

УИД 22RS0069-01-2023-001696-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года                          г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Никуловой Л.В.,

при секретаре Шипулиной Н.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Ленинского района г.Барнаула Сахновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай к обществу с ограниченной ответственностью «Профит-С» о признании права собственности на объект недвижимости отсутствующим, признании имущества федеральной собственностью,

у с т а н о в и л:

прокурор Ленинского района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай к ООО «Профит-С» о признании права собственности на имущество (защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер ), расположенное в подвальном помещении здания по адресу: "адрес" отсутствующим, признании указанного имущества федеральной собственностью.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Барнаула проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, защитных сооружениях гражданской обороны, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона.

Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны располагается в подвальном помещении административного здания расположенного по адресу: "адрес"

Осмотр проведен д.м.г. в 11 ч. 10 мин.

Согласно паспорту убежища защитное сооружение гражданской обороны принято в эксплуатацию в д.м.г.. Основные тактико-технические характеристики ЗС ГО: бытовые помещения (в мирное время), встроенные в здание 7 этажей, вместимостью <данные изъяты> человек.

Право собственности Российской Федерации на спорное защитное сооружение возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от д.м.г. и относится исключительно к федеральной собственности.

Защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью и не подлежало приватизации. Нарушены имущественные права государства.

В соответствии со статьи 45 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц,

Нахождение защитного сооружения в руках ООО «Профит-С» нарушает права неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья и использование средств коллективной и индивидуальной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», поскольку, являясь собственником ООО «Профит-С», имеет возможность привести сооружение в непригодное для эксплуатации состояние, ограничить доступ к нему, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому исковое заявление направляется, в том числе, в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель конкурсного управляющего ООО «Профит-С» Прутковского В.Э. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что ООО «Профит-С» признано банкротом. С целью сохранить имущество для дальнейшей его реализации просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Барнаула» в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель третьего лица Гупалова А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. При приобретении права требования Гупаловым документы не содержали информации о бомбоубежище.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав и проанализировав в совокупности письменные доказательства, суд находит исковые требования и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям; областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 03 июля 1991 года №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом национально - государственных, национально- и административно - территориальных образований).

Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 327 от 22 декабря 1994 г., под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования.

Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Согласно п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В силу пункта 2.2.2 раздела 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N2980-1, объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения относились к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284), исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

До вступления в силу указанной Государственной программы приватизации от 24 декабря 1993 года, которая полностью запретила переход в частную собственность как защитных сооружении гражданской обороны, приватизация объектов гражданской обороны была возможна только по решению Правительства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании в подвальном помещении административного здания, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего по праву собственности ответчику ООО «Профит-С», расположено защитное сооружение гражданской обороны (убежище), (инвентарный номер ).

Согласно заключению эксперта от д.м.г. помещения расположенные в подвальном помещении здания по адресу: г"адрес" состоят из основных помещений (помещение общая площадь <данные изъяты> кв.м. и общая I площадь <данные изъяты> кв.м. для укрываемых и вспомогательных |помещений () являются вспомогательными помещениями общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Основные и вспомогательные помещения подвала непрерывно связаны между собой и | относятся к защитному сооружению гражданской обороны (убежищу) встроенному в здание.

Исследуемое подвальное помещение здания расположенного по адресу: "адрес" не соответствует требованиям Приказа МЧС №583"Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" а именно:

Нарушение гидроизоляции в виде многочисленных потеков с образованием темных пятен предположительно плесень, растрескивания, отслоение в отделочном слое и окраске, фрагментарное оголение арматуры в плитах перекрытия возникших по причине намокания в следствии, проникновения поверхностных и грунтовых вод, что не соответствует требованиям Приказа МЧС № 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" п. 3.2.1. п. 3.2.7.

Герметичные двери частично деформированы, имеются следы значительного износа, так же наблюдается неплотное их прилегание к комингсу, неисправность механизмов задраивания, что не соответствует требованиям Приказа МЧС №583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" п. 3.2.1. п. 3.2.5. п. 3.2.6.

Система вентиляции в нерабочем состоянии (демонтирована), что не соответствует требованиям Приказа МЧС № 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» п. 3.2.11.

Система водоснабжения в нерабочем состоянии (демонтирована), что не соответствует требованиям Приказа МЧС №583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны” п. 3.2.11.п. 3.2.20. п. 3.2.21.

Санитарные приборы (раковины, унитазы, писсуары) - разрушены, что не соответствует требованиям Приказа МЧС №583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" п. 3.2.24.

Система водоотведения в нерабочем состоянии (частично демонтирована), что не соответствует требованиям Приказа МЧС №583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" п. 3.2.11. п. 3.2.23.

Электрооборудование в нерабочем состоянии кроме освещения, что не соответствует требованиям Приказа МЧС №583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" п. 3.2.11.

У суда нет оснований не доверять экспертам и сомневаться в их компетентности и объективности. Поэтому суд принимает экспертное заключение как одно из доказательств.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд исходит из того, что защитные сооружения гражданской обороны - убежища представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны на основании пункта 3 Постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

На момент разграничения государственной собственности в соответствии с Постановлением N 3020-1 спорное помещение являлось объектом федеральной собственности, право на который возникло у Российской Федерации в силу закона независимо от государственной регистрации такого права.

Пунктом 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 №2980-1, предусмотрено, что объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения отнесены к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности).

Поскольку именно Правительство Российской Федерации не принимало решения о приватизации спорных объектов гражданской обороны, следовательно, они из состава федеральной собственности не выбывали, в установленном порядке из федеральной собственности в собственность ответчика не передавались.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившего в законную силу 01 января 1998 года, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Закона N122-ФЗ и признается юридически действительным при отсутствии его регистрации.

При этом доказательств, свидетельствующих об утрате спорным помещением статуса защитного сооружения гражданской обороны, материалы дела не содержат.

Следовательно, исковые требования прокурора о признании отсутствующим права собственности ответчика и признании права собственности Российской Федерации на спорное убежище подлежит удовлетворению.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с указанными нормами процессуального закона с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа – города Барнаула Алтайского края государственная пошлина 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай удовлетворить.

Признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Профит-С»» (ИНН 2223576507) на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер ), расположенное в подвальном помещении здания по адресу: "адрес", отсутствующим.

Признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер ), расположенное в подвальном помещении здания по адресу"адрес"

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Профит-С»» (ИНН 2223576507) в доход бюджета городского округа – города Барнаула Алтайского края государственную пошлину 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – апелляционного представления через Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                        Л.В. Никулова

Решение в окончательной форме принято 07 февраля 2024 года.

2-35/2024 (2-1659/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
МТУ Росимущества в Алтайском крае
Прокурор Ленинского района г. Барнаула
Ответчики
ООО "Профит-С"
Другие
ООО КБ "Алтайкапиталбанк"
МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Барнаула
Гупалов Александр Николаевич
ЗАО "Завод алюминиевого литья" в лице конкрсного управляющего Пупкова Сергея Владимировича
ГУ МЧС России по Алтайскому краю
Медников Александр Николаевич
Финансовый Управляющий Прутковский Владимир Эдуардович
Горин Андрей Владимирович
Администрация города Барнаула
Суд
Ленинский районный суд г. Барнаул
Судья
Никулова Лариса Васильевна
Дело на странице суда
leninsky.alt.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
16.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.06.2023Предварительное судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
11.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
24.01.2024Производство по делу возобновлено
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее