24RS0002-01-20121-005494-63
№2-3141/2021
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2021 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заботиной О.Л.,
при секретаре Рудаковой А.В.,
с участием помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Дроздовой Л. Г. о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства, взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Дроздовой Л.Г. о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства, обязании произвести очистку места рубки от порубочных остатков и взыскании в бюджет РФ 1443 руб. ущерба за неочистку лесосеки. Исковые требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства при заготовке древесины на территории КГКУ «Ачинское лесничество», в ходе которой было установлено, что 03.12.2019 г. между КГКУ «Ачинское лесничество» и Дроздовой Л.Г. был заключен договор купли-продажи № 555 лесных насаждений для собственных нужд в <адрес>. Согласно акту осмотра лесосеки от 16.06.2021 г. Дроздовой Л.Г. при использовании лесов в <адрес>, КГБУ «Ачинское лесничество» допущено захламление деляны порубочными остатками на площади 0,025 га, что является нарушением пп. «б» п.39 Правил санитарной безопасности в лесах и п.16 Правил пожарной безопасности в лесах, согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В связи с указанными нарушениями причинен вред в размере 1443 руб. Вышеуказанные действия ответчика влекут приведение лесов в ненадлежащее состояние и препятствуют проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям (л.д. 2-4).
Определением суда от 13 августа 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены КГКУ «Лесная охрана», КГБУ «Ачинское лесничество» (л.д. 1).
В судебном заседании представитель истца по поручению - помощник Ачинского городского прокурора Касабука Я.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Дроздова Л.Г., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела (л.д. 32, 34), в суд не явилась, об отложении рассмотрения дела не просила. Согласно телефонограммы Дроздова Л.Г. сообщила о проведении работ по очистке места рубки, которые планируется завершить к 10.09.2021 г. (л.д. 34).
Представители третьих лиц КГКУ «Лесная охрана», КГБУ «Ачинское лесничество» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в том числе путем размещения информации на официальном сайте Ачинского городского суда htt:achinsk.krk.sudrf.ru посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д. 32).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в заочном порядке в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Красноярского природоохранного прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (ст. 8 ГК РФ).
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно п. 4 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, действовавшие на момент заключения договора с ответчиком. Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В п.п.16 и 17 Правил определено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (начало действия с 01.01.2021 г.). Согласно п. 26 данных Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 993 (действуют с 01 января 2021 года), при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)".
Аналогичные положения содержались в Правилах заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, действовавших до 31 декабря 2020 года.
Подпунктом «в» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2047, установлено, что в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.
Как установлено по делу 03.12.2019 г. между КГБУ «Ачинское лесничество» и Дроздовой Л.Г. был заключен договор купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд № 555, согласно п. 1 которого, продавец КГБУ «Ачинское лесничество» обязалось передать в собственность покупателя Дроздовой Л.Г. лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, для заготовки древесины в целях отопления жилого дома, а покупатель обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату (л.д. 14-17).
Местоположение лесных насаждении определено сторонами в договоре: <адрес> (п. 2 договора).
Вывоз древесины осуществляется только после проведения продавцом учета заготовленной древесины в срок до 2 декабря 2020 г. (п. 7 договора).
Согласно п. 8 договора, очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке в следующие сроки: с 03.12.2019 г. по 02.12.2020 года.
Покупатель обязан осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный пунктом 8 настоящего договора, в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках (п.п. «ж» п. 15 Договора) (л.д. 14-17).
КГБУ «Ачинское лесничество» передало, а Дроздова Л.Г. приняла лесные насаждения по адресу: <адрес>, что подтверждается актом приема передачи № 555 от 05.12.2019 (л.д. 22).
На основании планового (рейдового) задания 19.03.2020 г. главным государственным инспектором по охране леса Тимофеевой М.А. был произведен осмотр лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6-7).
Согласно акту натурного осмотра от 19 марта 2020 г. (л.д. 8-12), составленному главным государственным инспектором по охране леса Тимофеевой М.А., заместителем руководителя КГБУ «Ачинское лесничество» Осипенко Ю.Т., с участием помощника Ачинского городского прокурора Чиркова Д.С., при осмотре лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что на момент осмотра высота снежного покрова составляет 40-80 см, люди и техника отсутствует, лесосека частично пройдена рубкой. На вырубленной части лесосеки наблюдается захламление порубочными остатками (порубочные остатки хаотично разбросаны по все вырубленной части лесосеки).
Из представленного в материалы дела акта от 06.06.2021 г. планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка: <адрес>, установлено, что в деляне не произведена очистка от порубочных остатков на площади 0,025 га. Деляна вырублена полностью на всей площади, древесина вывезена, лесозаготовительная техника и граждане, осуществляющие заготовку отсутствуют (л.д. 23-27).
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что ответчиком Дроздовой Л.Г. после произведенных работ по заготовке древесины для собственных нужд, не произведена очистка мест рубок на лесном участке по адресу: <адрес> от порубочных остатков, тем самым нарушены Правил пожарной безопасности в лесах. В связи с данными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что требования Красноярского природоохранного прокурора о возложении на ответчика обязанности произвести очистку места рубки являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что исполнение данного решения ответчиком возможно путем выполнения требований пункта 8 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд № 555, заключенного 03 декабря 2019 года между КГКУ «Ачинское лесничество» и Дроздовой Л.Г., то есть укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке.
Разрешая требования истца о возмещении ущерба, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке (п. 1).
Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса (п. 1).
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 4)
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Часть 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, которая определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
При этом часть 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды содержит указание на то, что решением суда или арбитражного суда с целью возмещения вреда окружающей среде на ответчика может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам части 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Способы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, установлены статьей 78 Закона об охране окружающей среды и соответствуют гражданско-правовым способам, указанным в статье 1082 Гражданского кодекса, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Лес является одним из природных объектов, понятие которых раскрыто в Законе об охране окружающей среды (статья 1), определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Согласно статье 99 Лесного кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, привлечение к имущественной ответственности, в силу положений статьи 1064 Гражданского кодекса, статьи 77 Закона об охране окружающей среды, возможно при предоставлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" определено, что при решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. Применительно к пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ суду следует исходить из того, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ как его собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц.
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Из вышеизложенного следует, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 Гражданского кодекса, статьей 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено суду надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность возмещения в полном объеме причиненного вреда путем очисти места рубки.
Таким образом, с учетом проводимой ответчиком в период рассмотрения дела работы по очистке места рубки, суд полагает, что возложение на ответчика обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде, в виде взыскания убытков с одновременным возложением на ответчика обязанности произвести очистку места рубки, не соответствует положениям части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса, части 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды и не способствует целям и функциям юридической ответственности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования Красноярского природоохранного прокурора о взыскании с Дроздовой Л.Г. ущерба в сумме 1449 руб. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, принимая во внимание, что работы по очистке места рубки на лесном участке требуют подготовки, с учетом погодно-климатических условий региона, суд полагает в силу ст. 206 ГПК РФ, определить срок для исполнения решения суда Дроздовой Л.Г. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Дроздову Л. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, произвести очистку места рубки леса от порубочных остатков в <адрес>.
В удовлетворении требований в остальной части – отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд.
Председательствующий судья Заботина О.Л.
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2021г.