Дело № 2а-811/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2018г. Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Яковенко М.Ю.
при секретаре Горбатенко Е.С.
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора г.Невинномысска Ворониной О.В., представителя административного ответчика Управления Жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска Журба Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению участков дорог г.Невинномысска в соответствие с нормативными требованиями, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, в котором просит:
1.Признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, выразившееся в непринятии мер по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению в соответствие с нормативными требованиями п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на следующих участках дорог города Невинномысска: участок дороги по улице Линейная мост через реку «Кубань»; участок дороги по улице Приборостроительной от пересечения с улицей Новая до улицы Гагарина; участок дороги в районе пересечения улиц Трудовая - Кавказская; участок дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда; участок дороги по переулку Крымский в районе строения № 2; участок дороги по улице 3 Интернационала в районе строения № 128/1; участок дороги, ведущий к туннелю со стороны улицы Водопроводной.
2.Возложить обязанность в срок, не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению в соответствие с нормативными требованиями п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» следующие участки дорог города Невинномысска: участок дороги по улице Линейная мост через реку «Кубань»; участок дороги по улице Приборостроительной от пересечения с улицей Новая до улицы Гагарина; участок дороги в районе пересечения улиц Трудовая - Кавказская; участок дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда; участок дороги по переулку Крымский в районе строения № 2; участок дороги по улице 3 Интернационала в районе строения № 128/1; участок дороги, ведущий к туннелю со стороны улицы Водопроводная.
В обоснование заявленных требований Прокурор г.Невинномысска ссылается на то, что прокуратурой г.Невинномысска по обращению начальника отдела МВД России по городу Невинномысску Толмачева А.Ю. проведена проверка исполнения должностными лицами администрации г.Невинномысска законодательства о безопасности дорожного движения в части состояния автомобильных дорог общего пользования в г.Невинномысске. Установлено, что в рамках подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации сотрудниками отдела ГИБДД отдела МВД России по г.Невинномысску проведено обследование участков улично-дорожной сети г.Невинномысска, по которым проходят маршруты перевозки избирательной документации. В ходе проведенного обследования выявлены многочисленные отдельные повреждения дорожного покрытия, не отвечающие нормативным требованиям по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также иные недостатки улично-дорожной сети города Невинномысска (п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), а именно застой ливневых вод, грязь, отложения песчано-соляной смеси, просадки, выбоины на следующих участках дорог города Невинномысска: участок дороги по улице Линейная мост через реку «Кубань»; участок дороги по улице Приборостроительной от пересечения с улицей Новая до улицы Гагарина; участок дороги в районе пересечения улиц Трудовая - Кавказская; участок дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда; участок дороги по переулку Крымский в районе строения № 2; участок дороги по улице 3 Интернационала в районе строения № 128/1; участок дороги, ведущий к туннелю со стороны улицы Водопроводная. В целях принятия мер по устранению повреждений дорожного покрытия Отделом МВД России по г.Невинномысску в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска (далее - Управление ЖКХ администрации г.Невинномысска) направлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а также выданы предписания № 31 от 07.02.2018г. об устранении повреждений дорожного покрытия в районе участка дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда и № 46 от 15.02.2018 об устранении повреждений дорожного покрытия в районе строения № 128/1 по ул. 3 Интернационала. Однако меры по устранению повреждений дорожного покрытия принимаются в виде засыпки инертными материалами. Кроме того, за нарушение требований безопасности дорожного движения при содержании дорог и непринятию мер к своевременному устранению помех для движения на участке дороги по улице Линейная мост через реку «Кубань», 15.02.2018г. в отношении Управления ЖКХ администрации г.Невинномысска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г.Невинномысска Управление ЖКХ администрации г.Невинномысска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб. Согласно п.9 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007г. № 257 ФЗ (далее ФЗ № 257) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствие с ч.11 ст.5 ФЗ № 257 от 08.11.2007 г. автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативно правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. Согласно п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, ст.8 Устава муниципального образования городского округа города Невинномысска, Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, утвержденного решением Думы города Невинномысска Ставропольского края № 447-42 от 29.09.2013г., к вопросам местного значения относятся, в том числе дорожная деятельность, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Управление ЖКХ администрации г.Невинномысска является структурным подразделением администрации г.Невинномысска и осуществляет организацию деятельности в сфере, в том числе, содержания, ремонта (текущего, среднего, капитального), строительства и реконструкции объектов внешнего благоустройства (дорог местного значения, мостов и иных инженерных сооружений в границах города). Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Не исполнение указанных требований федерального законодательства, а также не исполнение возложенных на административного ответчика обязанностей является незаконным, нарушает права и законные интересы граждан, подвергает опасности их жизни и здоровье. Кроме того, указанные нарушения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличить вероятность аварийной ситуации. Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора г.Невинномысска Воронина О.В. заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просит признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, выразившееся в непринятии мер по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению в соответствие с нормативными требованиями п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на следующих участках дорог города Невинномысска: участок дороги по улице Линейная мост через реку «Кубань»; участок дороги по улице Приборостроительной от пересечения с улицей Новая до улицы Гагарина; участок дороги в районе пересечения улиц Трудовая - Кавказская; участок дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда; участок дороги по переулку Крымский в районе строения № 2; участок дороги по улице 3 Интернационала в районе строения № 128/1; участок дороги, ведущий к туннелю со стороны улицы Водопроводной, и обязать Управление ЖКХ администрации г.Невинномысска в срок, не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению в соответствие с нормативными требованиями п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» следующие участки дорог города Невинномысска: участок дороги по улице Линейная мост через реку «Кубань»; участок дороги по улице Приборостроительной от пересечения с улицей Новая до улицы Гагарина; участок дороги в районе пересечения улиц Трудовая - Кавказская; участок дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда; участок дороги по переулку Крымский в районе строения № 2; участок дороги по улице 3 Интернационала в районе строения № 128/1; участок дороги, ведущий к туннелю со стороны улицы Водопроводная.
Представитель административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска Журба Д.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, согласно которым Управление ЖКХ не согласно с требованиями прокурора города, считает их преждевременными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.15 Бюджетного кодекса РФ - бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Согласно ст.28 Бюджетного кодекса РФ установлен перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе, определен принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Бюджет города Невинномысска, в соответствии с решением Думы города Невинномысска от 19 декабря 2017г. № «О бюджете города Невинномысска на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» принят с дефицитом, т.е. расходы бюджета запланированы с превышением доходов бюджета. В связи с отсутствием собственных доходов в бюджет города Невинномысска в 2018г. привлечены кредитные средства кредитных организаций: по муниципальному контракту № от 23.10.2017г. в объеме 100 000 000,00 руб., сроком до 23 октября 2020г., проценты в размере 26 542 013,74 руб.; по муниципальному контракту № от 23.10.2017г. в объеме 132 802 050,00 руб., сроком до 23 октября 2020г., проценты в размере 37 644 803,78 руб. Бюджет города формируется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в городе Невинномысске, утвержденным решением Думы города Невинномысска от 28.09.2011г. №. Согласно указанным документам, составление бюджета города Невинномысска осуществляется на основании документов, установленных данными нормативными правовыми актами, в том числе основных направлений бюджетной и налоговой политики города Невинномысска. Данный документ определяет основные подходы к формированию проекта бюджета города на соответствующий финансовый год (плановый период), в соответствии с ежегодным бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике Российской Федерации и распоряжением Правительства Ставропольского края об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ставропольского края. В соответствии с решением Думы города Невинномысска от 19.12.2012г. № «Об утверждении структуры администрации города Невинномысска» - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска является органом администрации города Невинномысска с правами юридического лица. Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска осуществляет свои полномочия в рамках утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств. Бюджетной политикой города Невинномысска ежегодно определяются приоритетные расходы бюджета города Невинномысска, которые потом находят отражение в решении о бюджете города Невинномысска, в том числе: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; социальное обеспечение граждан; оплата коммунальных услуг; оплата продуктов питания; обслуживание и погашение муниципального долга. Остальные расходы бюджета города Невинномысска финансируются за счет собственных доходов бюджета и формируются по направлениям исходя из возможностей бюджета. Органы местного самоуправления не свободны в выборе обязательств, которые они будут и, соответственно, не будут исполнять за счет средств бюджета. Их действия определяются, в частности правовыми актами, установившими бюджетные обязательства муниципального образования. Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196- ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включает, в том числе принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Доводы, указанные в административном исковом заявлении прокурора, необоснованны поскольку, в свою очередь Управление ЖКХ с целью надлежащего содержания дорог местного значения г.Невинномысска ежегодно из средств бюджета города заключает муниципальные контракты на ремонт, текущий ремонт дорог и капитальный ремонт дорог местного значения с указанием конкретных мест устранения недостатков дорожного полотна (выбоин) в соответствии с доведенными на данные цели лимитов. Согласно плану графику закупок на текущий 2018г. будет заключен муниципальный контракт (капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Невинномысска). Помимо прочего, 28 марта 2018г. администрацией города Невинномысска направлена в министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края заявка на получение субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету муниципального образования городского округа - города Невинномысска на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Ставропольского края на 2018 год (копия прилагается). Кроме того, уполномоченным органом по обращению Управления ЖКХ размещен на сайте «zakupki.gov.ru» электронный аукцион на проведение ремонт дорог общего пользования местного значения города Невинномысска (номер закупки №, электронный аукцион на содержание дорог (номер закупки №.) Все вышеперечисленные муниципальные контракты направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. В настоящее время работы по восстановлению повреждения дорожного покрытия на участке дороги по ул. Линейная мост через реку «Кубань» выполнены в полном объеме. Кроме того, по мере необходимости устранений повреждений дорожного покрытия принимаются в виде засыпки инертными материалами. В связи с чем, требования, изложенные в административном исковом заявлении прокурора города, являются необоснованными. Управление ЖКХ в рамках выделенных ему лимитов бюджетных ассигнований и с учетом требований Федерального закона 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением об Управлении ЖКХ. Требования прокурора сопровождаются существенным обременением для бюджета города Невинномысска, который и без того является дефицитным, как отражено в основных характеристиках бюджета города. Срок выполнения работ в течение 2 (двух) месяцев, как указанно в требовании прокурора, не представляется возможным в силу законодательно установленных сроков для осуществления определенных действий, а именно особенности размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Учитывая изложенное, просят при принятии решения судом не ограничивать Управление ЖКХ в определенные сроки для выполнения работ. В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. На основании ст.125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение. Управление ЖКХ администрации города Невинномысска считает заявление прокурора преждевременным, необоснованным, и носит предположительный характер в части опасности жизни и здоровья граждан, поскольку мероприятия в рамках обеспечения безопасности дорожного движения Управлением ЖКХ ведутся в полном объеме. На основании выше изложенного просят суд оставить административное исковое заявление прокурора без рассмотрения.
Представитель заинтересованного лица Отдела МВД России по г.Невинномысску в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца старшего помощника прокурора г.Невинномысска Воронину О.В., представителя административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска Журба Д.А., суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии со ст.46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч.11 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 6 ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, утвержденным решением Думы города Невинномысска от 21.02.2017г. № 84-8 Управление осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог местного значения в границах города и организации дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г.Невинномысска по обращению начальника Отдела МВД России по г.Невинномысску Толмачева А.Ю. проведена проверка исполнения должностными лицами Администрации г.Невинномысска законодательства о безопасности дорожного движения в части состояния автомобильных дорог общего пользования в городе Невинномысске.
В ходе проверки установлено, что в рамках подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации сотрудниками Отдела ГИБДД Отдела МВД России по г.Невинномысску проведено обследование участков улично-дорожной сети города Невинномысска, по которым проходят маршруты перевозки избирательной документации.
В ходе проведенного обследования выявлены многочисленные отдельные повреждения дорожного покрытия, не отвечающие нормативным требованиям по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также иные недостатки улично-дорожной сети города Невинномысска (п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), а именно застой ливневых вод, грязь, отложения песчано-соляной смеси, просадки, выбоины на следующих участках дорог города Невинномысска: участок дороги по улице Линейная мост через реку «Кубань»; участок дороги по улице Приборостроительной от пересечения с улицей Новая до улицы Гагарина; участок дороги в районе пересечения улиц Трудовая - Кавказская; участок дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда; участок дороги по переулку Крымский в районе строения № 2; участок дороги по улице 3 Интернационала в районе строения № 128/1; участок дороги, ведущий к туннелю со стороны улицы Водопроводная.
В целях принятия мер по устранению повреждений дорожного покрытия Отделом МВД России по г.Невинномысску в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска направлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а также выданы предписание № 31 от 07.02.2018г. об устранении повреждений дорожного покрытия в районе участка дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда и предписание № 46 от 15.02.2018г. об устранении повреждений дорожного покрытия в районе строения № 128/1 по ул. 3 Интернационала. Однако меры по устранению повреждений дорожного покрытия принимаются в виде засыпки инертными материалами.
Кроме того, за нарушение требований безопасности дорожного движения при содержании дорог и непринятию мер к своевременному устранению помех для движения на участке дороги по улице Линейная мост через реку «Кубань», 15.02.2018г. в отношении Управления ЖКХ администрации г.Невинномысска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г.Невинномысска Управление ЖКХ администрации г.Невинномысска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно ст.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с абзацем 7 п.1 ст.46 Федерального закона «О техническом регулировании» с 1 сентября 2011г. нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Федерального закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Все требования указанного государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды и распространяются с 01 января 1995г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и населенных пунктов.
Пунктом 3.1.1 Государственного стандарта ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п.3.1.2 Государственного стандарта ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).
Безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011г. № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог» (вместе с ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", п.8 ст.3).
Указанные требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Доводы административного ответчика об отсутствии бюджетного финансирования, не могут быть оценены как уважительные причины, поскольку безопасность граждан, участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования.
Более того, в соответствии со ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Следовательно, именно во властных полномочиях административного ответчика входило предусмотрительное распределению бюджетных денежных средств, обеспечивающее надлежащее исполнение обязательств органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, установив факт нарушения закона в области безопасности дорожного движения, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам общего пользования, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, суд признает заявленные прокурором требования, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.
В то же время в судебном заседании было установлено, что уже после подачи административного искового заявления административным ответчиком участок дороги по ул.Линейная мост через реку Кубань в г.Невинномысске отремонтирован, что подтверждается актом обследования состояния асфальтобетонного покрытия на мосту по ул.Линейной от 19.04.2018г., составленным, в том числе, с участием госинспектора дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по г.Невинномысску Храмовым Д.В.
Поскольку административным истцом не представлено в суд никаких достоверных доказательств того, что после проведенного ремонта дорожное покрытие на указанном выше участке дороги не соответствует требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействия Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, выразившегося в непринятии мер по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению в соответствие с нормативными требованиями п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участка дороги по ул.Линейная мост через реку Кубань в г.Невинномысске и возложении обязанности устранить допущенное нарушение на данном участке дороги не имеется.
Таким образом, исковые требования прокурора г.Невинномысска подлежат удовлетворению частично.
Доводы представителя административного ответчика Управления ЖКХ администрации г.Невинномысска о том, что срок два месяца недостаточен для выполнения указанного объема работ, несостоятельны.
Согласно п.3.1.1 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. № 221) срок ликвидации повреждений покрытия проезжей части составляет не более 10 суток.
Тогда как, Управлением ЖКХ администрации г.Невинномысска не представлены доказательства наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения в двухмесячный срок, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для выполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Кроме того, административный ответчик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке ст.189 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Прокурора г.Невинномысска удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, выразившееся в непринятии мер по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению участков дорог г.Невинномысска в соответствие с нормативными требованиями п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на следующих участках дорог города Невинномысска:
- участок дороги по улице Приборостроительная от пересечения с улицей Новая до улицы Гагарина;
- участок дороги в районе пересечения улиц Трудовая - Кавказская;
- участок дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда;
- участок дороги по переулку Крымский в районе строения № 2;
- участок дороги по улице 3 Интернационала в районе строения 128/1;
- участок дороги, ведущей к туннелю со стороны улицы Водопроводная.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска в срок, не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению участков дорог г.Невинномысска в соответствие с нормативными требованиями п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» следующих участков дорог города Невинномысска:
- участка дороги по улице Приборостроительная от пересечения с улицей Новая до улицы Гагарина;
- участка дороги в районе пересечения улиц Трудовая - Кавказская;
- участка дороги по улице Загородная в районе строения № 5 от пересечения с улицей Социалистическая до железнодорожного переезда;
- участка дороги по переулку Крымский в районе строения № 2;
- участка дороги по улице 3 Интернационала в районе строения 128/1;
- участка дороги, ведущей к туннелю со стороны улицы Водопроводная.
В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, выразившегося в непринятии мер по устранению повреждений дорожного покрытия и приведению в соответствие с нормативными требованиями п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участка дороги по ул.Линейная мост через реку Кубань в г.Невинномысске и возложении обязанности устранить допущенное нарушение на данном участке дороги отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 30.04.2018г.
Судья Яковенко М.Ю.