№ 3а-97/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации03 августа 2018 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Рочевой Е.А., с участием представителя административного истца Богомолова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сохиева О.Д. об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Сохиев О.Д. обратился в суд по тем основаниям, что является собственникомобъекта недвижимости–брусчатого здания склада с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью 650,1кв.м.
По состоянию на 22 ноября 2011 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере 2077251 руб. 53 коп.
По инициативе административного истца независимый оценщик Х. подготовила отчет № (...) рыночной стоимости объекта капитального строительства, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 105000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административный иск по основаниям, изложенным в нем.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоСохиев О.Д.является собственником объекта недвижимости –брусчатого здания склада, расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (...) от 27 мая 2010 г. Кадастровый номер здания (...).
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерацииадминистративный истец является плательщиком налога на имущество и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, административный истец, являясь в силу действующего законодательства плательщиком налога на имущество, самостоятельно определяет налоговую базу объекта капитального строительства исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с действующим законодательством актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще чем 1 раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости -брусчатого здания склада с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв.мбыла определена в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия в 2011-2012 годах на основании государственного контракта. Кадастровой оценке подлежали те объекты капитального строительства, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки – 22 ноября 2011г.
По результатам проведения работ составлен отчет № 01-ГКООН-10-2012 от 08 июня 2012 г. «Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия».
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия».
Сведения о здании с кадастровым номером (...) были внесены 22 ноября 2011 г. в государственный кадастр недвижимости (в последующем Единый государственный реестр недвижимости) в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. № 1.
В соответствии с приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (...) составляет 2077251 руб. 53 коп.по состоянию на 22 ноября 2011 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Согласно абз.1 ст.24.12Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ)государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке объекта недвижимости внесены в 2011 году, то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного КАС РФ срока.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец 05 июля 2018 г. обратился с административным иском в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость объекта недвижимости - брусчатого здания склада с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв.мпо состоянию на 22 ноября 2011 г. определена на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства № (...) от 02 июня 2018 г., выполненного независимым оценщиком Х., и составляет 105000 руб.
В соответствиисо ст.12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости объекта капитального строительства,подробно исследовав возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц,суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые ставили бы под сомнение выводы отчета, оценщиком не допущено, в связи с чем суд признает достоверным и отвечающим требования действующего законодательства представленный отчет, следовательно, соглашается с рыночной стоимостьюобъекта капитального строительства в размере 105000 руб.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости объекта недвижимости, или сведений обего рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено,суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость здания подлежит установлению в размере, определенном по результатам отчета независимого оценщика Х.
На основании ч.4 ст.7, п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственнойрегистрации недвижимости» и абз.6 ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу абз.5ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление в судподано 05 июля 2018 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Сохиева О.Д. удовлетворить.
Установить по состоянию на 22 ноября 2011 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости –брусчатое здание склада, одноэтажное, назначение: нежилое с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...).м, в размере его рыночной стоимости, равной 105000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать05 июля 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 06 августа2018 г.