Решение по делу № 33-5293/2022 от 14.11.2022

К И Р О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 28 декабря 2022 года по делу № 33-5293/2022

Судья Захарова С.Н. дело № 2-111/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шерстенниковой Е.Н.,

судей Митяниной И.Л. и Костицыной О.М.,

при секретаре Страбыкине Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 28 декабря 2022 года дело по апелляционным жалобам Шадриной В.Н. на решение Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года и дополнительное решение Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года по иску Шадриной В.Н. к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского муниципального округа Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 14.01.2020 № 5, 13.08.2020 № 10, 25.02.2021 № 12, и взыскании с администрации Лузского муниципального округа Кировской области задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шадрина В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского муниципального округа Кировской области Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области № 5 от 14.01.2020, № 10 от 13.08.2020, № 12 от 25.02.2021 и взыскании с администрации Лузского муниципального округа Кировской области задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года в размере 238850 руб. 36 коп. В обоснование заявленных требований указала, что с 01.03.2013 по 31.12.2015 она замещала высшую муниципальную должность заместителя главы администрации Лузского городского поселения, на момент ее увольнения общий стаж муниципальной службы составил 30 лет 01 месяц 27 дней. В связи с выходом на пенсию с 01 января 2016 года ей, как замещавшей должность зам. главы администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, в соответствии с п. 1 ст. 5, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Положением об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения от 15.10.2015 № 52-185/1, утвержденного решением Собрания депутатов Лузского городского поселения, назначена пенсия за выслугу лет, которая в соответствии с положениями ст. 25 Закона и п. 6.3 названного Положения подлежит индексации при централизованном повышении должностных окладов муниципальных служащих в соответствии с установленным порядком. Решением Кировского областного суда от 28.12.2021 по делу № 3а-95/2021 признан недействующим пункт 1.2 решения Собрания депутатов муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области от 30.01.2018 № 08-38/2 «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015 № 52-185/1» с момента его принятия. Считает, что размер пенсии с учетом индексации денежного содержания и районного коэффициента должен составлять с 01.01.2018 – 6 765,36 руб. ежемесячно, с 01.10.2019 – 7 673,78 руб., с 01.10.2020 – 8 334,80 руб. Размер задолженности перед истцом за период с 01.02.2018 по 31.12.2018 составил 62 351,96 руб., с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 53 740,62 руб., с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 80 904,78 руб., с 01.01.2021 по 31.12.2021 – 86 853,60 руб., в общей сумме – 283850, 36 руб., которую истец просит взыскать с администрации Лузкого муниципального округа Кировской области как правопреемника администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, а также признать незаконными решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, от 14.01.2020 № 5, от 13.08.2020 № 10, от 25.02.2021 № 12 и отменить.

Решением Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года постановлено:

В удовлетворении исковых требований Шадриной В.Н. к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского муниципального округа Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, от 14.01.2020 № 5, от 13.08.2020 № 10, от 25.02.2021 № 12 и взыскании с администрации Лузского муниципального округа Кировской области задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года в размере 238850 руб. 36 коп., отказать.

Дополнительным решением Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года отказано в удовлетворении исковых требований Шадриной В.Н. к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского муниципального округа Кировской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет в полном размере с 01 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года.

В апелляционных жалобах Шадрина В.Н. ставит вопрос об отмене решения и дополнительного решения суда, ссылаясь на их незаконность и ошибочность выводов суда. Считает решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет от 14.01.2020 № 05 (пункт 1), от 13.08.2020 № 10, от 25.02.2021 № 12, установившие с 01.01.2018 пенсию за выслугу лет в размере 1097 руб., незаконными. Указала, что нарушены ее права на индексацию пенсии за выслугу лет за период с 01.02.2018 по 31.12.2021. В течение данного периода увеличены должностные оклады муниципальных служащих с 01.10.2019 в 1,043 раза, с 01.10.2020 в 1,03 раза, но пенсия за выслугу лет не индексировалась. В соответствии с п. 6.3 Положения, предусматривающего индексацию пенсии, размер пенсии за выслугу лет составил с 01.01.2018 - 5882 руб. 95 коп., с 01.10.2019 – 6672 руб. 86 коп., с 01.10.2020 – 7247 руб. 66 коп., в результате действия незаконного акта она не получила социальные выплаты в сумме 238850 руб. 36 коп. Суд принял неправильный расчет ответчика о задолженности по пенсии, в расчете за январь 2018 г. следовало указать размер пенсии 6765 руб. 36 коп., как признано решением районного суда от 29.06.2021. Согласно решению районного суда от 13.05.2020 установлено, что размер пенсии с 01.02.2016 составил 5242 руб. 77 коп., с 01.02.2017 – 5525 руб. 87 коп. Ссылка суда на определение Лузского районного суда от 18.09.2019, которым утверждено мировое соглашение между администрацией Лузского городского поселения и истцом, не состоятельна. Из содержания данного определения следует, что мировым соглашением разрешены иные требования, за иной период времени и относятся к иным правоотношениям. Указала, что судом были запрошены документы, с которыми истец до судебного заседания не ознакомилась, в судебном заседании они не исследовались, а именно справка от 30.05.2022 с приложением расчетных листов с июля 2019 года по октябрь 2019 года. Считает, что в соответствии с решением Кировского областного суда от 28.12.2021 отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований, имелись основания для отвода судья Захаровой С.Н., т.к. она неоднократно занимала позицию администрации.

В возражениях на апелляционные жалобы администрация Лузского муниципального округа Кировской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Администрация Лузского городского поселения Лузского района Кировской области просит оставить без изменения решение суда, апелляционную жалобу на решение – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции Шадрина В.Н. и ее представитель Бажина Т.С. настаивали на доводах апелляционных жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения Шадриной В.Н. и ее представителя Бажиной Т.С., исследовав новые доказательства, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений на жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из дела видно, что Шадрина В.Н. замещала должности муниципальной службы в администрации Лузского района Кировской области и администрации Лузского городского поселения, стаж ее муниципальной службы составил 30 лет 01 месяц 27 дней.

С 29 августа 2014 года Шадриной В.Н. назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области от 02.04.2015 № 521-ЗО, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области 15.10.2015 № 52-185/1 принято Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области.

Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Размер пенсии за выслугу лет» Положения лицам, замещавшим должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, при наличии стажа муниципальной службы, установленного не менее 15 лет пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости либо по инвалидности, установленной в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом размер пенсии не может превышать 75% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.

Пунктом п. 4.5 Положения было предусмотрено, что размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 4,0 должностного оклада, установленного муниципальному служащему высшей группы должностей.

Согласно п. 5.8 раздела 5 «Исчисление размера среднемесячного заработка» Положения минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1055 руб.

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № 54- 203/1 от 17.12.2015 раздел 5 «Исчисление размера среднемесячного заработка» названного Положения был дополнен пунктом 5.9, согласно которому размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента.

В соответствии с приведенными положениями муниципального акта Шадриной В.Н. как лицу, ранее замещавшему высшую муниципальную должность муниципальной службы в администрации Лузского городского поселения, с 01 января 2016 года Шадриной была назначена пенсия за выслугу лет в размере 75% от ежемесячного денежного содержания, что составляло 7 826 руб. 60 коп., с учетом пенсии в размере 13 397 руб. 89 коп.

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 18.02.2016 года № 59-221/1 в вышеуказанное Положение внесены изменения. В соответствии с п. 4.5 в новой редакции размер среднемесячного заработка (среднемесячного денежного содержания), исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области и муниципальными правовыми актами Лузского городского поселения.

С учетом этого положения с 01 марта 2016 года произведен перерасчет пенсии Шадриной В.Н. за выслугу лет, размер которой составил 1732 руб. 78 коп.

22.07.2016 комиссией по назначению пенсии за выслугу лет по результатам проверки, проведенной Управлением финансами Лузского района Кировской области и прокуратурой, было принято решение о перерасчете пенсии Шадриной В.Н. с 01.08.2016, в связи с чем истцу назначена пенсия за выслугу лет в размере 1 055 руб. в соответствии с п. 5.8 Положения об установлении пенсии за выслугу лет.

Шадрина В.Н. не согласна с размером назначенной ей пенсии за выслугу лет и неоднократно обращалась в суд по вопросу оспаривания размера пенсии и ее выплаты.

Шадрина В.Н. вновь обратилась в суд с настоящим иском и просила произвести индексацию пенсии в соответствии с п. 6.3 раздела «Порядок перерасчета пенсии за выслугу лет» Положения об установлении пенсии за выслугу лет.

Пункт 6.3 Положения предусматривал, что пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении в централизованном порядке должностных окладов муниципальных служащих на индекс их увеличения на основании решения комиссии об изменении размера пенсии за выслугу лет. Выплата нового размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией производится с даты изменения денежного содержания муниципальных служащих. Индексация пенсий производится путем индексации размера денежного содержания и не может превышать соответственно 4,0 и 3,3 должностного оклада с применением коэффициента индексации. Минимальный размер пенсии индексируется путем индексации ее размера.

Решением № 08-38/2 от 30.01.2018 (п. 1.2) Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области пункт 6.3 раздела пункта 6 «Порядок перерасчета пенсии за выслугу лет» из указанного Положения исключен.

Решением Кировского областного суда Кировской области от 28.12.2021 по делу № 3а-95/2021 признан не действующим пункт 1.2 решения Собрания депутатов муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области от 30.01.2018 № 08-38/2 «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015 № 52-185/1» с момента его принятия.

На момент вынесения вышеуказанного решения областного суда Собрание представителей Лузского муниципального округа Кировской области приняло решение от 17.11.2021 № 5/61-1 о признании утратившим силу пункта 1.2 решения Собрания депутатов Лузкого городского поселения Лузского района Кировской области от 30.01.2018 №08-38/2 «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015 № 52-185/1».

Этим же решением пункт 6.3 Положения об установлении пенсии за выслугу лет изложен в новой редакции, которая предусматривает, что пенсия за выслугу лет индексируется в порядке, установленном решением Собрания представителей Лузского муниципального округа.

Принимая решение от 28.12.2021 об удовлетворении требований истца Шадриной В.Н. по делу № 3а-95/2021, Кировский областной суд исходил из того, что отмена ответчиком 17.11.2021 оспариваемого нормативного акта не препятствует рассмотрению дела по существу и пришел к выводу о несоответствии законодательству оспариваемого нормативного акта, указав, что исключив оспариваемый пункт Положения, собрание депутатов Лузского городского поселения соответствующего механизма адекватной компенсации потерь для получателей данной социальной поддержки не предусмотрело, между тем, применение индексации является необходимым элементом правового регулирования, направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом размера социальной выплаты, и ее исключение в этих условиях равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.

Как видно из дела, установленная в размере 1 055 руб. пенсия истца была повышена только один раз с 01.01.2018 до 1097 руб. в связи распоряжением администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 30.01.2018 № 38 «О повышении размеров пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области».

Между тем, должностные оклады муниципальных служащих городского поселения повышались в централизованном порядке также с 01.10.2019 в 1,043 раза и с 01.10.2020 – 1,03 раза. Поскольку индексация пенсии истца в указанные периоды не проводилась, образовалась недоплата пенсии Шадриной В.Н. в размере 1 779 руб.

Шадрина В.Н. обращалась к ответчику с целью пересчета пенсии. Однако решениями комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области № 05 от 14 января 2020 года, № 10 от 13 августа 2020 года, № 12 от 25 февраля 2021 года требования Шадриной В.Н. были оставлены без удовлетворения, в том числе не проведены индексации с 01 октября 2019 года в 1,043 раза, с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.

По данному делу судом признано, что Шадрина В.Н. имеет право на пенсию за выслугу лет с учетом индексации с 01 октября 2019 года в 1,043 раза, с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.

Позиция же истца, в том числе, несогласие с решением, принятым по настоящему гражданскому делу, заключается том, что индексации на коэффициенты 1,043 с 01.10.2019; 1,03 с 1.10.2020 подлежит пенсия, определенная ранее в судебном порядке с учетом п. 5.9 Положения, в размере 5882 руб. 95 коп. (6785, 36 с районным коэффициентом), а не в размере 1097 руб., как это сделал районный суд.

Шадрина В.Н. исходит из того, что имеется вступившее в законную силу по делу № 2-87/2021 решение Лузского районного суда Кировской области от 29 июня 2021 года, которым в пользу Шадриной В.Н. с МО «Лузское городское поселение Лузского района Кировской области» взыскана невыплаченная пенсия за выслугу лет за период с 01 по 31 января 2018 года в размере 5 568 руб. 36 коп., из расчета 6785, 36 –1097=5568,36.

Истец считает, что по вышеуказанному делу судом сделан вывод о том, что размер пенсии истца с 01.01.2018 с учетом индексации с 01.01.2018 составляет 5882 руб. 98 коп., с районным коэффициентом - 6785 руб. 36 коп., и этот вывод имеет преюдициальное значение по настоящему делу, соответственно, последующая индексация в 1,043 раза, в 1,03 раза должна применяться к указанному размеру пенсии, в связи с чем недоплата составляет 238850 руб. 36 коп.

Кроме того, в апелляционной жалобе истец ссылается на решение Лузского районного суда Кировской области от 13.05.2020 по делу № 2-41/2020, которым с МО «Лузское городское поселение» в пользу Шадриной В.Н. взыскана пенсия за выслугу лет, невыплаченная за период с 01.03.2016 по 31.12.2017 в размере 91859 руб. 14 коп., расчет произведен из размера пенсии с 01.02.2016 – 5242 руб. 77 коп., с 01.02.2017 – 5 525 руб. 87 коп.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из вышеуказанных судебных постановлений и судебных актов их апелляционной и кассационной проверок, а также дополнительно запрошенных из материалов гражданских дел документов следует, что предметом разбирательства являлись требования истца о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет, спор заключался правильности применения вышеуказанного Положения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов РФ) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу.

Поскольку такой федеральный закон не был принят, предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Закона Кировской области от 02.04.2015 № 521-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области» порядок установления пенсии за выслугу лет, включая назначение, перерасчет ее размера, минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, осуществляется за счет средств местного бюджета.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

При рассмотрении дел и истец ставила вопрос о выплате пенсии за период 01.03.2016 по 31.12.2017 и январь 2018 года, соответственно, с учетом положений 5.9 раздела 5 «Исчисление размера среднемесячного заработка» Положения.

Пункт 5.9 Положения предусматривал, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента.

Однако решение, которым был введен данный пункт Положения, признано утратившим силу с 01.02.2018 решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № 08-38/2 от 30.01.2018.

Ссылки в жалобе, что названными судебными постановлениями установлено, что размер пенсии истца с 01.02.2016 составляет 5242 руб. 77 коп., с 01.02.2017 – 5525 руб. 87 коп., с 01.01.2018 – 5882 руб. 95 коп., поэтому последующей индексации подлежит пенсия в размере 5882 руб. 95 коп., не состоятельны.

Принимая решение об удовлетворении требований истца за период с 01.03.2016 по 31.12.2017 и за январь 2018 года, суды исходили из того, что на указанные периоды распространялось действие пункта 5.9 Положения, однако с 01.02.2018 он прекратил свое действие. В постановлениях судов апелляционной и кассационной инстанций по делу № 2-87/2021 указано, что размер установленной истцу пенсии за выслугу лет, определенный с учетом взысканной решением суда от 13.05.2020 задолженности, за период до 31.12.2017, с 01.02.2018 сохранен быть не мог, с учетом внесенных с 01.02.2018 изменений в муниципальные правовые акты.

Таким образом, вопрос о размере пенсии с 01.02.2018 с учетом применения п. 5.9 Положения, ранее ставился Шадриной В.Н. по другим делам, решения по которым вступили в законную силу.

В суде апелляционной инстанции по настоящему дела Шадрина В.Н. сослалась на решение Собрания депутатов Лузского городского поселения № 41-167/2 от 26.09.2019 и указала, что данным решением п. 5.9 Положения исключен только с 01.10.2019, поэтому до указанной даты истец имела право на получение пенсии за выслугу лет не ниже базовой части пенсии по старости.

Однако данные доводы истца приведены без учета того, что решение, которым Положение было дополнено п. 5.9, признано утратившим силу с 01.02.2018, т.е. акт, вводивший в действие положения о назначении пенсии за выслугу лет в размере не ниже размера базовой части трудовой пенсии по старости, действовал определенный период и признан не имеющим юридической силы с указанной даты, что не позволяло применять этот акт после 01.02.2018, несмотря на то, что решение об исключении из Положения пункта 5.9 принято позднее, 26.09.2019.

При таких обстоятельствах следует согласиться, что при обращении Шадриной В.Н. к ответчику 27.12.2019, 27.07.2020, 26.01.2021 названный пункт Положения, как основание для исчисления среднемесячного заработка истца и пересчета пенсии, применению не подлежал.

С учетом действующих актов органа местного самоуправления и в с распоряжением администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 30.01.2018 № 38 «О повышении размеров пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области» размер пенсии истца с 01.02.2018 составил 1097 руб.

Однако, принимая решения 14.01.2020 № 5, 13.08.2020 № 10, 25.02.2021 № 12, орган местного самоуправления не проиндексировал пенсию истца, хотя должностные оклады муниципальных служащих городского поселения были повышены с 01.10.2019 в 1,043 раза, с 01.10.2020 – 1,03 раза, что свидетельствует о незаконности принятых решений в данной части.

Отказывая в иске Шадриной В.Н., районный суд признал, что недоплата пенсии в связи с непроведением индексации в 1,043 раза и в 1,03 раза составила 1779 руб.

Между тем, суд ошибочно посчитал, что указанная сумма не подлежит взысканию с ответчика, поскольку ранее, по определению суда от 18.09.2019 к проиндексированной с 01.01.2018 пенсии в размере 1097 руб. истцу дополнительно была выплачена пенсия в сумме 10074 руб. 24 коп., обязанность по выплате которой у администрации Лузского городского поселения отсутствовала.

С таким выводом суда, который сделан с нарушением закона и не соответствует материалам дела, нельзя согласиться.

Так, определением Лузского районного суда Кировской области от 18.09.2019 по делу № 2а-118/2019 утверждено мировое соглашение между администрацией Лузского городского поселения Лузкого района Кировской области и Шадриной В.Н., по условиям которого администрация Лузского городского поселения Лузского района Кировской области приняла на себя обязательство произвести Шадриной В.Н. перерасчет пенсии за выслугу лет за период с 10 июля 2019 года в соответствии с пунктом 5.9 Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области, утвержденного Собранием депутатов, в сумме 6 134 рубля 34 копейки; выплатить задолженность по пенсии за выслугу лет за период с 10 июля 2019 года в размере в размере 5 037 руб. 32 коп. за каждый полный месяц, в срок до 10.10.2019.

По заявлению Шадриной В.Н. от 30.10.2019 районным судом выдан исполнительный лист ФС , на основании которого 11.11.2019 возбуждено исполнительное производство, в ходе которого в пользу Шадриной В.Н. перечислены денежные средства в размере 10074 руб. 24 коп.

В обжалуемом решении суд указал, что наряду с пенсией, проиндексированной в январе 2018 года, в размере 1 097 руб. (1055х1,04=1097) истцу выплачена разница между базовой трудовой пенсией в размере 6 134 руб. и проиндексированной пенсией в размере 1097 руб., в размере 5037 руб. 32 коп. (6 134-1 097=5 037,32), обязанность по выплате которой у администрации отсутствовала.

Вопреки ошибочному выводу суда, в соответствии с судебным постановлением, имеющим силу обязательности (ст. 13 ГПК РФ), у ответчика существовала основанная на заключенной сторонами процессуальной сделке (мировом соглашении) обязанность выплаты истцу по 5037 руб. 32 коп., которая (обязанность) необходимость последующей индексации с 01.10.2019 и с 01.10.2020 не отменяла, имея в виду, что названная сумма (5037 руб. 32 коп.) определена без учета этой индексации.

Как видно из дела, индексация в названные периоды не была произведена, в связи с чем у Шадриной В.Н. образовалась недоплата в размере 1779 руб., однако она не может быть погашена за счет исполнения обязанности ответчика по мировому соглашению, которая (обязанность) является самостоятельной.

Судебная коллегия считает, что в данном случае нарушено право Шадриной В.Н. в части получения за рассматриваемый период (с 01.02.2018 по 31.12.2021) пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1 779 руб., решение районного суда от 02.06.2022 в части отказа в признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, о непроведении индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. и в части полного отказа во взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, а также дополнительное решение от 21.09.2022 в части непризнания права Шадриной В.Н. на пенсию за выслугу лет с учетом индексации в размере 1 779 руб. не могут быть признаны законными и обоснованным и подлежат отмене, в указанных частях следует принять новое решение.

Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, № 05 от 14 января 2020 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза.

Признать незаконным решение этой же комиссии № 10 от 13 августа 2020 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза.

Признать незаконным решение этой же комиссии № 12 от 25 февраля 2021 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза, с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.

Взыскать с муниципального образования Лузский муниципальный округ Кировской области в пользу Шадриной В.Н. невыплаченную пенсию за выслугу в размере 1779 рублей.

Признать право Шадриной В.Н. на получение пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1779 рублей.

В остальной части решение Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года и дополнительное решение того же суда от 21 сентября 2022 года следует оставить без изменения, доводы жалоб в данной части, в том числе о процессуальных нарушениях, отмену решений не влекут.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года отменить в части отказа в признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, о непроведении индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. и в части полного отказа во взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, принять в данной части новое решение.

Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, № 05 от 14 января 2020 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза.

Признать незаконным решение этой же комиссии № 10 от 13 августа 2020 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза.

Признать незаконным решение этой же комиссии № 12 от 25 февраля 2021 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза, с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.

Взыскать с муниципального образования Лузский муниципальный округ Кировской области в пользу Шадриной В.Н. невыплаченную пенсию за выслугу в размере 1779 рублей.

Дополнительное решение Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года отменить в части непризнания права Шадриной В.Н. на пенсию за выслугу лет с учетом индексации в размере 1779 рублей, принять в данной части новое решение.

Признать право Шадриной В.Н. на получение пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1779 рублей.

В остальной части решение Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года и дополнительное решение того же суда от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 11.01.2023.

К И Р О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 28 декабря 2022 года по делу № 33-5293/2022

Судья Захарова С.Н. дело № 2-111/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шерстенниковой Е.Н.,

судей Митяниной И.Л. и Костицыной О.М.,

при секретаре Страбыкине Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 28 декабря 2022 года дело по апелляционным жалобам Шадриной В.Н. на решение Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года и дополнительное решение Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года по иску Шадриной В.Н. к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского муниципального округа Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 14.01.2020 № 5, 13.08.2020 № 10, 25.02.2021 № 12, и взыскании с администрации Лузского муниципального округа Кировской области задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шадрина В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского муниципального округа Кировской области Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области № 5 от 14.01.2020, № 10 от 13.08.2020, № 12 от 25.02.2021 и взыскании с администрации Лузского муниципального округа Кировской области задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года в размере 238850 руб. 36 коп. В обоснование заявленных требований указала, что с 01.03.2013 по 31.12.2015 она замещала высшую муниципальную должность заместителя главы администрации Лузского городского поселения, на момент ее увольнения общий стаж муниципальной службы составил 30 лет 01 месяц 27 дней. В связи с выходом на пенсию с 01 января 2016 года ей, как замещавшей должность зам. главы администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, в соответствии с п. 1 ст. 5, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Положением об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения от 15.10.2015 № 52-185/1, утвержденного решением Собрания депутатов Лузского городского поселения, назначена пенсия за выслугу лет, которая в соответствии с положениями ст. 25 Закона и п. 6.3 названного Положения подлежит индексации при централизованном повышении должностных окладов муниципальных служащих в соответствии с установленным порядком. Решением Кировского областного суда от 28.12.2021 по делу № 3а-95/2021 признан недействующим пункт 1.2 решения Собрания депутатов муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области от 30.01.2018 № 08-38/2 «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015 № 52-185/1» с момента его принятия. Считает, что размер пенсии с учетом индексации денежного содержания и районного коэффициента должен составлять с 01.01.2018 – 6 765,36 руб. ежемесячно, с 01.10.2019 – 7 673,78 руб., с 01.10.2020 – 8 334,80 руб. Размер задолженности перед истцом за период с 01.02.2018 по 31.12.2018 составил 62 351,96 руб., с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 53 740,62 руб., с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 80 904,78 руб., с 01.01.2021 по 31.12.2021 – 86 853,60 руб., в общей сумме – 283850, 36 руб., которую истец просит взыскать с администрации Лузкого муниципального округа Кировской области как правопреемника администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, а также признать незаконными решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, от 14.01.2020 № 5, от 13.08.2020 № 10, от 25.02.2021 № 12 и отменить.

Решением Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года постановлено:

В удовлетворении исковых требований Шадриной В.Н. к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского муниципального округа Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, от 14.01.2020 № 5, от 13.08.2020 № 10, от 25.02.2021 № 12 и взыскании с администрации Лузского муниципального округа Кировской области задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года в размере 238850 руб. 36 коп., отказать.

Дополнительным решением Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года отказано в удовлетворении исковых требований Шадриной В.Н. к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, администрации Лузского муниципального округа Кировской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет в полном размере с 01 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года.

В апелляционных жалобах Шадрина В.Н. ставит вопрос об отмене решения и дополнительного решения суда, ссылаясь на их незаконность и ошибочность выводов суда. Считает решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет от 14.01.2020 № 05 (пункт 1), от 13.08.2020 № 10, от 25.02.2021 № 12, установившие с 01.01.2018 пенсию за выслугу лет в размере 1097 руб., незаконными. Указала, что нарушены ее права на индексацию пенсии за выслугу лет за период с 01.02.2018 по 31.12.2021. В течение данного периода увеличены должностные оклады муниципальных служащих с 01.10.2019 в 1,043 раза, с 01.10.2020 в 1,03 раза, но пенсия за выслугу лет не индексировалась. В соответствии с п. 6.3 Положения, предусматривающего индексацию пенсии, размер пенсии за выслугу лет составил с 01.01.2018 - 5882 руб. 95 коп., с 01.10.2019 – 6672 руб. 86 коп., с 01.10.2020 – 7247 руб. 66 коп., в результате действия незаконного акта она не получила социальные выплаты в сумме 238850 руб. 36 коп. Суд принял неправильный расчет ответчика о задолженности по пенсии, в расчете за январь 2018 г. следовало указать размер пенсии 6765 руб. 36 коп., как признано решением районного суда от 29.06.2021. Согласно решению районного суда от 13.05.2020 установлено, что размер пенсии с 01.02.2016 составил 5242 руб. 77 коп., с 01.02.2017 – 5525 руб. 87 коп. Ссылка суда на определение Лузского районного суда от 18.09.2019, которым утверждено мировое соглашение между администрацией Лузского городского поселения и истцом, не состоятельна. Из содержания данного определения следует, что мировым соглашением разрешены иные требования, за иной период времени и относятся к иным правоотношениям. Указала, что судом были запрошены документы, с которыми истец до судебного заседания не ознакомилась, в судебном заседании они не исследовались, а именно справка от 30.05.2022 с приложением расчетных листов с июля 2019 года по октябрь 2019 года. Считает, что в соответствии с решением Кировского областного суда от 28.12.2021 отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований, имелись основания для отвода судья Захаровой С.Н., т.к. она неоднократно занимала позицию администрации.

В возражениях на апелляционные жалобы администрация Лузского муниципального округа Кировской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Администрация Лузского городского поселения Лузского района Кировской области просит оставить без изменения решение суда, апелляционную жалобу на решение – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции Шадрина В.Н. и ее представитель Бажина Т.С. настаивали на доводах апелляционных жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения Шадриной В.Н. и ее представителя Бажиной Т.С., исследовав новые доказательства, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений на жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из дела видно, что Шадрина В.Н. замещала должности муниципальной службы в администрации Лузского района Кировской области и администрации Лузского городского поселения, стаж ее муниципальной службы составил 30 лет 01 месяц 27 дней.

С 29 августа 2014 года Шадриной В.Н. назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области от 02.04.2015 № 521-ЗО, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области 15.10.2015 № 52-185/1 принято Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области.

Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Размер пенсии за выслугу лет» Положения лицам, замещавшим должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, при наличии стажа муниципальной службы, установленного не менее 15 лет пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости либо по инвалидности, установленной в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом размер пенсии не может превышать 75% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.

Пунктом п. 4.5 Положения было предусмотрено, что размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 4,0 должностного оклада, установленного муниципальному служащему высшей группы должностей.

Согласно п. 5.8 раздела 5 «Исчисление размера среднемесячного заработка» Положения минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1055 руб.

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № 54- 203/1 от 17.12.2015 раздел 5 «Исчисление размера среднемесячного заработка» названного Положения был дополнен пунктом 5.9, согласно которому размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента.

В соответствии с приведенными положениями муниципального акта Шадриной В.Н. как лицу, ранее замещавшему высшую муниципальную должность муниципальной службы в администрации Лузского городского поселения, с 01 января 2016 года Шадриной была назначена пенсия за выслугу лет в размере 75% от ежемесячного денежного содержания, что составляло 7 826 руб. 60 коп., с учетом пенсии в размере 13 397 руб. 89 коп.

Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 18.02.2016 года № 59-221/1 в вышеуказанное Положение внесены изменения. В соответствии с п. 4.5 в новой редакции размер среднемесячного заработка (среднемесячного денежного содержания), исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области и муниципальными правовыми актами Лузского городского поселения.

С учетом этого положения с 01 марта 2016 года произведен перерасчет пенсии Шадриной В.Н. за выслугу лет, размер которой составил 1732 руб. 78 коп.

22.07.2016 комиссией по назначению пенсии за выслугу лет по результатам проверки, проведенной Управлением финансами Лузского района Кировской области и прокуратурой, было принято решение о перерасчете пенсии Шадриной В.Н. с 01.08.2016, в связи с чем истцу назначена пенсия за выслугу лет в размере 1 055 руб. в соответствии с п. 5.8 Положения об установлении пенсии за выслугу лет.

Шадрина В.Н. не согласна с размером назначенной ей пенсии за выслугу лет и неоднократно обращалась в суд по вопросу оспаривания размера пенсии и ее выплаты.

Шадрина В.Н. вновь обратилась в суд с настоящим иском и просила произвести индексацию пенсии в соответствии с п. 6.3 раздела «Порядок перерасчета пенсии за выслугу лет» Положения об установлении пенсии за выслугу лет.

Пункт 6.3 Положения предусматривал, что пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении в централизованном порядке должностных окладов муниципальных служащих на индекс их увеличения на основании решения комиссии об изменении размера пенсии за выслугу лет. Выплата нового размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией производится с даты изменения денежного содержания муниципальных служащих. Индексация пенсий производится путем индексации размера денежного содержания и не может превышать соответственно 4,0 и 3,3 должностного оклада с применением коэффициента индексации. Минимальный размер пенсии индексируется путем индексации ее размера.

Решением № 08-38/2 от 30.01.2018 (п. 1.2) Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области пункт 6.3 раздела пункта 6 «Порядок перерасчета пенсии за выслугу лет» из указанного Положения исключен.

Решением Кировского областного суда Кировской области от 28.12.2021 по делу № 3а-95/2021 признан не действующим пункт 1.2 решения Собрания депутатов муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области от 30.01.2018 № 08-38/2 «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015 № 52-185/1» с момента его принятия.

На момент вынесения вышеуказанного решения областного суда Собрание представителей Лузского муниципального округа Кировской области приняло решение от 17.11.2021 № 5/61-1 о признании утратившим силу пункта 1.2 решения Собрания депутатов Лузкого городского поселения Лузского района Кировской области от 30.01.2018 №08-38/2 «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015 № 52-185/1».

Этим же решением пункт 6.3 Положения об установлении пенсии за выслугу лет изложен в новой редакции, которая предусматривает, что пенсия за выслугу лет индексируется в порядке, установленном решением Собрания представителей Лузского муниципального округа.

Принимая решение от 28.12.2021 об удовлетворении требований истца Шадриной В.Н. по делу № 3а-95/2021, Кировский областной суд исходил из того, что отмена ответчиком 17.11.2021 оспариваемого нормативного акта не препятствует рассмотрению дела по существу и пришел к выводу о несоответствии законодательству оспариваемого нормативного акта, указав, что исключив оспариваемый пункт Положения, собрание депутатов Лузского городского поселения соответствующего механизма адекватной компенсации потерь для получателей данной социальной поддержки не предусмотрело, между тем, применение индексации является необходимым элементом правового регулирования, направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом размера социальной выплаты, и ее исключение в этих условиях равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.

Как видно из дела, установленная в размере 1 055 руб. пенсия истца была повышена только один раз с 01.01.2018 до 1097 руб. в связи распоряжением администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 30.01.2018 № 38 «О повышении размеров пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области».

Между тем, должностные оклады муниципальных служащих городского поселения повышались в централизованном порядке также с 01.10.2019 в 1,043 раза и с 01.10.2020 – 1,03 раза. Поскольку индексация пенсии истца в указанные периоды не проводилась, образовалась недоплата пенсии Шадриной В.Н. в размере 1 779 руб.

Шадрина В.Н. обращалась к ответчику с целью пересчета пенсии. Однако решениями комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области № 05 от 14 января 2020 года, № 10 от 13 августа 2020 года, № 12 от 25 февраля 2021 года требования Шадриной В.Н. были оставлены без удовлетворения, в том числе не проведены индексации с 01 октября 2019 года в 1,043 раза, с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.

По данному делу судом признано, что Шадрина В.Н. имеет право на пенсию за выслугу лет с учетом индексации с 01 октября 2019 года в 1,043 раза, с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.

Позиция же истца, в том числе, несогласие с решением, принятым по настоящему гражданскому делу, заключается том, что индексации на коэффициенты 1,043 с 01.10.2019; 1,03 с 1.10.2020 подлежит пенсия, определенная ранее в судебном порядке с учетом п. 5.9 Положения, в размере 5882 руб. 95 коп. (6785, 36 с районным коэффициентом), а не в размере 1097 руб., как это сделал районный суд.

Шадрина В.Н. исходит из того, что имеется вступившее в законную силу по делу № 2-87/2021 решение Лузского районного суда Кировской области от 29 июня 2021 года, которым в пользу Шадриной В.Н. с МО «Лузское городское поселение Лузского района Кировской области» взыскана невыплаченная пенсия за выслугу лет за период с 01 по 31 января 2018 года в размере 5 568 руб. 36 коп., из расчета 6785, 36 –1097=5568,36.

Истец считает, что по вышеуказанному делу судом сделан вывод о том, что размер пенсии истца с 01.01.2018 с учетом индексации с 01.01.2018 составляет 5882 руб. 98 коп., с районным коэффициентом - 6785 руб. 36 коп., и этот вывод имеет преюдициальное значение по настоящему делу, соответственно, последующая индексация в 1,043 раза, в 1,03 раза должна применяться к указанному размеру пенсии, в связи с чем недоплата составляет 238850 руб. 36 коп.

Кроме того, в апелляционной жалобе истец ссылается на решение Лузского районного суда Кировской области от 13.05.2020 по делу № 2-41/2020, которым с МО «Лузское городское поселение» в пользу Шадриной В.Н. взыскана пенсия за выслугу лет, невыплаченная за период с 01.03.2016 по 31.12.2017 в размере 91859 руб. 14 коп., расчет произведен из размера пенсии с 01.02.2016 – 5242 руб. 77 коп., с 01.02.2017 – 5 525 руб. 87 коп.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из вышеуказанных судебных постановлений и судебных актов их апелляционной и кассационной проверок, а также дополнительно запрошенных из материалов гражданских дел документов следует, что предметом разбирательства являлись требования истца о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет, спор заключался правильности применения вышеуказанного Положения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов РФ) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу.

Поскольку такой федеральный закон не был принят, предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Закона Кировской области от 02.04.2015 № 521-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области» порядок установления пенсии за выслугу лет, включая назначение, перерасчет ее размера, минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, осуществляется за счет средств местного бюджета.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

При рассмотрении дел и истец ставила вопрос о выплате пенсии за период 01.03.2016 по 31.12.2017 и январь 2018 года, соответственно, с учетом положений 5.9 раздела 5 «Исчисление размера среднемесячного заработка» Положения.

Пункт 5.9 Положения предусматривал, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента.

Однако решение, которым был введен данный пункт Положения, признано утратившим силу с 01.02.2018 решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № 08-38/2 от 30.01.2018.

Ссылки в жалобе, что названными судебными постановлениями установлено, что размер пенсии истца с 01.02.2016 составляет 5242 руб. 77 коп., с 01.02.2017 – 5525 руб. 87 коп., с 01.01.2018 – 5882 руб. 95 коп., поэтому последующей индексации подлежит пенсия в размере 5882 руб. 95 коп., не состоятельны.

Принимая решение об удовлетворении требований истца за период с 01.03.2016 по 31.12.2017 и за январь 2018 года, суды исходили из того, что на указанные периоды распространялось действие пункта 5.9 Положения, однако с 01.02.2018 он прекратил свое действие. В постановлениях судов апелляционной и кассационной инстанций по делу № 2-87/2021 указано, что размер установленной истцу пенсии за выслугу лет, определенный с учетом взысканной решением суда от 13.05.2020 задолженности, за период до 31.12.2017, с 01.02.2018 сохранен быть не мог, с учетом внесенных с 01.02.2018 изменений в муниципальные правовые акты.

Таким образом, вопрос о размере пенсии с 01.02.2018 с учетом применения п. 5.9 Положения, ранее ставился Шадриной В.Н. по другим делам, решения по которым вступили в законную силу.

В суде апелляционной инстанции по настоящему дела Шадрина В.Н. сослалась на решение Собрания депутатов Лузского городского поселения № 41-167/2 от 26.09.2019 и указала, что данным решением п. 5.9 Положения исключен только с 01.10.2019, поэтому до указанной даты истец имела право на получение пенсии за выслугу лет не ниже базовой части пенсии по старости.

Однако данные доводы истца приведены без учета того, что решение, которым Положение было дополнено п. 5.9, признано утратившим силу с 01.02.2018, т.е. акт, вводивший в действие положения о назначении пенсии за выслугу лет в размере не ниже размера базовой части трудовой пенсии по старости, действовал определенный период и признан не имеющим юридической силы с указанной даты, что не позволяло применять этот акт после 01.02.2018, несмотря на то, что решение об исключении из Положения пункта 5.9 принято позднее, 26.09.2019.

При таких обстоятельствах следует согласиться, что при обращении Шадриной В.Н. к ответчику 27.12.2019, 27.07.2020, 26.01.2021 названный пункт Положения, как основание для исчисления среднемесячного заработка истца и пересчета пенсии, применению не подлежал.

С учетом действующих актов органа местного самоуправления и в с распоряжением администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 30.01.2018 № 38 «О повышении размеров пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области» размер пенсии истца с 01.02.2018 составил 1097 руб.

Однако, принимая решения 14.01.2020 № 5, 13.08.2020 № 10, 25.02.2021 № 12, орган местного самоуправления не проиндексировал пенсию истца, хотя должностные оклады муниципальных служащих городского поселения были повышены с 01.10.2019 в 1,043 раза, с 01.10.2020 – 1,03 раза, что свидетельствует о незаконности принятых решений в данной части.

Отказывая в иске Шадриной В.Н., районный суд признал, что недоплата пенсии в связи с непроведением индексации в 1,043 раза и в 1,03 раза составила 1779 руб.

Между тем, суд ошибочно посчитал, что указанная сумма не подлежит взысканию с ответчика, поскольку ранее, по определению суда от 18.09.2019 к проиндексированной с 01.01.2018 пенсии в размере 1097 руб. истцу дополнительно была выплачена пенсия в сумме 10074 руб. 24 коп., обязанность по выплате которой у администрации Лузского городского поселения отсутствовала.

С таким выводом суда, который сделан с нарушением закона и не соответствует материалам дела, нельзя согласиться.

Так, определением Лузского районного суда Кировской области от 18.09.2019 по делу № 2а-118/2019 утверждено мировое соглашение между администрацией Лузского городского поселения Лузкого района Кировской области и Шадриной В.Н., по условиям которого администрация Лузского городского поселения Лузского района Кировской области приняла на себя обязательство произвести Шадриной В.Н. перерасчет пенсии за выслугу лет за период с 10 июля 2019 года в соответствии с пунктом 5.9 Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области, утвержденного Собранием депутатов, в сумме 6 134 рубля 34 копейки; выплатить задолженность по пенсии за выслугу лет за период с 10 июля 2019 года в размере в размере 5 037 руб. 32 коп. за каждый полный месяц, в срок до 10.10.2019.

По заявлению Шадриной В.Н. от 30.10.2019 районным судом выдан исполнительный лист ФС , на основании которого 11.11.2019 возбуждено исполнительное производство, в ходе которого в пользу Шадриной В.Н. перечислены денежные средства в размере 10074 руб. 24 коп.

В обжалуемом решении суд указал, что наряду с пенсией, проиндексированной в январе 2018 года, в размере 1 097 руб. (1055х1,04=1097) истцу выплачена разница между базовой трудовой пенсией в размере 6 134 руб. и проиндексированной пенсией в размере 1097 руб., в размере 5037 руб. 32 коп. (6 134-1 097=5 037,32), обязанность по выплате которой у администрации отсутствовала.

Вопреки ошибочному выводу суда, в соответствии с судебным постановлением, имеющим силу обязательности (ст. 13 ГПК РФ), у ответчика существовала основанная на заключенной сторонами процессуальной сделке (мировом соглашении) обязанность выплаты истцу по 5037 руб. 32 коп., которая (обязанность) необходимость последующей индексации с 01.10.2019 и с 01.10.2020 не отменяла, имея в виду, что названная сумма (5037 руб. 32 коп.) определена без учета этой индексации.

Как видно из дела, индексация в названные периоды не была произведена, в связи с чем у Шадриной В.Н. образовалась недоплата в размере 1779 руб., однако она не может быть погашена за счет исполнения обязанности ответчика по мировому соглашению, которая (обязанность) является самостоятельной.

Судебная коллегия считает, что в данном случае нарушено право Шадриной В.Н. в части получения за рассматриваемый период (с 01.02.2018 по 31.12.2021) пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1 779 руб., решение районного суда от 02.06.2022 в части отказа в признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, о непроведении индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. и в части полного отказа во взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, а также дополнительное решение от 21.09.2022 в части непризнания права Шадриной В.Н. на пенсию за выслугу лет с учетом индексации в размере 1 779 руб. не могут быть признаны законными и обоснованным и подлежат отмене, в указанных частях следует принять новое решение.

Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, № 05 от 14 января 2020 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза.

Признать незаконным решение этой же комиссии № 10 от 13 августа 2020 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза.

Признать незаконным решение этой же комиссии № 12 от 25 февраля 2021 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза, с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.

Взыскать с муниципального образования Лузский муниципальный округ Кировской области в пользу Шадриной В.Н. невыплаченную пенсию за выслугу в размере 1779 рублей.

Признать право Шадриной В.Н. на получение пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1779 рублей.

В остальной части решение Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года и дополнительное решение того же суда от 21 сентября 2022 года следует оставить без изменения, доводы жалоб в данной части, в том числе о процессуальных нарушениях, отмену решений не влекут.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года отменить в части отказа в признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, о непроведении индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. и в части полного отказа во взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, принять в данной части новое решение.

Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, № 05 от 14 января 2020 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза.

Признать незаконным решение этой же комиссии № 10 от 13 августа 2020 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза.

Признать незаконным решение этой же комиссии № 12 от 25 февраля 2021 года в части непроведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1,043 раза, с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.

Взыскать с муниципального образования Лузский муниципальный округ Кировской области в пользу Шадриной В.Н. невыплаченную пенсию за выслугу в размере 1779 рублей.

Дополнительное решение Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года отменить в части непризнания права Шадриной В.Н. на пенсию за выслугу лет с учетом индексации в размере 1779 рублей, принять в данной части новое решение.

Признать право Шадриной В.Н. на получение пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1779 рублей.

В остальной части решение Лузского районного суда Кировской области от 02 июня 2022 года и дополнительное решение того же суда от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 11.01.2023.

33-5293/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шадрина Валентина Николаевна
Ответчики
Администрация Лузского муниципального округа Кировской области
Администрация Лузского городского поселения Лузского района Кировской области
Другие
Бажина Татьяна Сергеевна
Суд
Кировский областной суд
Судья
Шерстенникова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
14.11.2022Передача дела судье
07.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Судебное заседание
16.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2023Передано в экспедицию
28.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее