Дело № 5-77/2024
11RS0002-01-2024-001062-55
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Воркута 22 марта 2024 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Чекате О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь», ****, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо – Акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» совершило нарушение требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, при следующих обстоятельствах.
14 марта 2024 года в ходе проведения контрольных (надзорных) действий за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности юридическим лицом, эксплуатирующим объект повышенной опасности Шахта угольная «****», находящемся по адресу: ****, Республика Коми, город Воркута, ****, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: **** при обследовании горных выработок выемочного участка Лавы **** установлено, что ведение горных работ на выемочном участке **** и эксплуатация ленточного конвейера КЛШЛБ1000А установленного в горной выработке Конвейерный бремсберг **** на выемочном участке Лавы **** на опасном производственном объекте - Шахта угольная «****», расположенного по адресу: ****, Республика Коми, г. Воркута, ****, осуществляется с нарушениями требований промышленной безопасности, представляющими непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, что выражается в следующем:
В нарушение требований ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 16, п. 35, п. 121 п. 122, приложение № 3, п. 173, п. 300 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утв. приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 507, п. 20 ФНП в области промышленной безопасности «Инструкция по порядку разработки планов ликвидации аварий на угольных шахтах, ознакомления, проведения учебных тревог и учений по ликвидации аварий, проведения плановой практической проверки аварийных вентиляционных режимов, предусмотренных планом ликвидации аварий» (утв. приказом Ростехнадзора от 27.11.2020 № 467), п. 465, п. 765 ФНП в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт» (утв. приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 506):
- не выполняются требования технической документации «СП «Шахта ****» АО «Воркутауголь» документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта «Шахта угольная ****» проветривание Выемочного участка **** с изолированным отводом метана. Проектная документация. **** Получившее положительное заключение экспертизы промышленной безопасности регистрационный номер ****, а именно: - не проведён контрольный вывод группы работников добычного участка в составе не менее 10 человек разных возрастов, включенных в самоспасатели по наиболее трудным маршрутам аварийного выхода персонала; - не установлены уставки на датчиках скорости воздуха Выемочного участка лавы **** согласно расчета проветривания; - Выемочный участок лавы **** не огражден автоматическими системами локализации взрывов с функцией контроля и управления на исходящей струе; - конструкция смесительной камеры в Вентиляционном штреке **** не соответствует проектной документации (отсутствует огнестойкое ограждение с металлическими решетками, газоотборная трубка, блочно - троссовая система управления положением заслонки; - датчики контроля содержания вредных газов смесительной камеры в Вентиляционном штреке **** не соответствует проектной документации; - автоматические системы локализации взрывов типа АСВП-ЛВ не исправны (не выкручены стопорные болты) в горной выработке Вентиляционный штрек ****;
- не выполняются требования технической документации «Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта СП «Шахта угольная ****» система дегазации шахты «****» Дополнение на 2023-2024 годы. Проектная документация ****, а именно отсутствуют фланговые восстающие скважины до начала процесса первичной посадки основной кровли, так же приемка в эксплуатацию выемочного участка Лавы **** выполнена без функционирующей на ней дегазационной системы;
- допущена эксплуатация ленточного конвейера КЛШЛБ1000А, установленного в горной выработке Конвейерный бремсберг **** на выемочном участке Лавы ****, с нарушениями требований промышленной безопасности, а именно: - отсутствует блокировочное устройство на телескопе и приводе, отключающий конвейер при снятии ограждения;- при неисправных устройствах улавливания ленточного полотна при угле наклона более 10о; - при заштыбованных роликах верхней и нижней ветви с ПК 70 по ПК 35; - при неисправной системе пожаротушения ленточных конвейеров на ПК 17;
- допущена эксплуатация комбайна очистного МВ 12 (МВ 450Е) заводской номер **** находящегося в лаве **** с нарушениями требований промышленной безопасности, при неисправной системе взрывозащитного орошения. Параметры работы средств пылеподавления комбайна не соответствуют документации организации-изготовителя, а именно расход воды на комбайн должен составлять 120,0 л/мин.;
- при замере концентрации метана в рудничной атмосфере переносным газоанализатором АТЕСТ-1.Д.3 **** (дата гос. поверки 23.03.2023) в автоматическом режиме у дощатой изолирующей перемычки (без номера), возведённой в горной выработке Разрезная печь ****, обнаружены местные скопления метана с концентрацией до 3,5% объёмной доли, при максимально допустимой 2,0% по верхней стороне горной выработки.
Выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Главный государственный инспектор Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора – Ш.Н.С. в заключении от 22.03.2024 сообщил, что выявленные нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № **** от 15.03.2024 и в протоколе о временном запрете деятельности № **** от 15.03.2024, устранены, просил рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие.
Представитель по доверенности юридического лица АО «Воркутауголь», признавая вину, не оспаривал выявленные нарушения, просил назначить минимальный штраф, отменить обеспечительную меру о временном запрете и рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии представителя АО «Воркутауголь» в связи с устранением выявленных нарушений.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (ст. 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Виновность юридического лица подтверждается протоколом об административном правонарушении № **** от 15.03.2024; протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов **** от 14.03.2024; предписанием **** от 14.03.2024 на устранение нарушений, выявленных в результате мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности, согласно которому применён временный запрет до 21.03.2024 (пункты № 1-5); протоколом о временном запрете деятельности № **** от 15.03.2024, согласно которому запрещено ведение горных работ на выемочном участке Лавы **** и эксплуатация ленточного конвейера КЛШЛБ1000А установленного в горной выработке Конвейерный бремсберг **** на выемочном участке Лавы **** на опасном производственном объекте АО «Воркутауголь» Шахта угольная «****», расположенного по адресу: ****, Республика Коми, г. Воркута, ****, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: ****, кроме работ по устранению нарушений.
Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов **** Шахта угольная «****», эксплуатируемая АО «Воркутауголь», зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов.
Протокол об административном правонарушении № **** от 15.03.2024 соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Все доказательства соответствуют требованиям допустимости, и их совокупность признается судом достаточной для вывода о наличии в действиях привлекаемого к административной ответственности юридического лица состава административного правонарушения.
Суд квалифицирует действия Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности.
Согласно заключению главного государственного инспектора Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора по доверенности – Ш.Н.С. от 22.03.2023 нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № **** от 15.03.2024 и в протоколе о временном запрете деятельности № **** от 15.03.2024, устранены.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в данном случае являются признание АО «Воркутауголь» вины в совершении рассматриваемого административного правонарушения, устранение выявленных нарушений на дату рассмотрения дела.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, суд признаёт повторное совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая характер совершённого административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающего административную ответственность, принимая во внимание, что выявленные нарушения были устранены до начала судебного заседания, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать виновным Акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» **** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
****
Отменить меру обеспечения в виде запрета деятельности на ведение горных работ на выемочном участке Лавы **** и эксплуатации ленточного конвейера КЛШЛБ1000А, установленного в горной выработке Конвейерный бремсберг **** на выемочном участке Лавы **** на опасном производственном объекте АО «Воркутауголь» Шахта угольная «****», расположенного по адресу: ****, Республика Коми, г. Воркута, ****, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: ****.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.
Судья: О.Д. Чекате