Решение от 31.01.2023 по делу № 33-4219/2023 (33-30492/2022;) от 14.12.2022

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. № 33-4219/2022

78RS0011-01-2021-006455-09

Судья: Ужанская Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2023 года г.Санкт-Петербург

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Сухаревой С.И.

судей

Кудасовой Т.А.,

Шиловской Н.Ю.

при помощнике судьи

Демура М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-674/2022 поступившее с апелляционными жалобами Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, <...> на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 31 мая 2022 года по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга к <...> об обязании привести планировочное решение жилого помещения в соответствии с согласованной проектной документацией, по иску администрации Центрального района Санкт-Петербурга к <...> о приведении жилого помещения в первоначальное состояние.

Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга - Симакова П.В., действующего на основании доверенности от <дата>, представителя Марфиной Д.С.Алексеева А.А., действующего на основании доверенности № <адрес>7 от <дата>, представителя администрации <адрес>Зоновой А.А., действующей на основании доверенности от <дата>, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) обратился в суд с иском к ответчикам об обязании привести планировочное решение жилого помещения в соответствии с согласованной с КГИОП проектной документацией.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчики являются собственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> Дом по указанному адресу является объектом культурного наследия регионального значения «Бывший дом Толстого (фасады)» на основании решения исполкома Ленгорсовета №... от <дата>. В соответствии с актом проверки Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга №... от <дата> установлено, что ответчиками выполнена самовольная перепланировка и переустройство квартиры, а именно: между помещениями №..., №..., №..., №... демонтированы внутренние межкомнатные перегородки, образовано единое помещение, в котором установлены колонны в количестве 6 штук; между помещениями №..., №..., №... демонтированы межкомнатные перегородки, оборудовано единое помещение; между помещениями №... и №... демонтирована межкомнатная перегородка, за счет новых перегородок оборудовано новое помещение (кладовые); между помещениями №... и №... демонтированы перегородки; в помещении №... демонтирован унитаз; между помещениями №... и №... демонтирована перегородка и ванна в помещении №..., в помещениях №... и №... выполнено устройство ступеней и поднят пол; в помещении №... установлена раковина, между помещениями №... и №... смещена перегородка в помещение №..., демонтированы плиты в количестве 3 штук, в помещении №... установлены беде, унитаз, ванна, душевая кабина; между помещениями №... и №... демонтирована межкомнатная перегородка, в помещении №... установлена раковина, в помещении №... выполнено устройство перегородок, помещение разделено на два новых помещения с устройством двух дверных проемов; демонтирована перегородка между помещениями №... и №....

Произведенная ответчиками перепланировка выполнена без согласования проектной документации с КГИОП, сведения о выдаче заданий и разрешений на проведение работ по приспособлению квартиры, расположенной в объекте культурного наследия для современного использования в КГИОП отсутствуют.

С учетом данных обстоятельств, ссылаясь на положения Федерального закона от 15.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» истец просит обязать <...> в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести планировочное решение <адрес>, расположенной в объекте культурного наследия регионального значения «Бывший дом Толстого (фасады)» по адресу: <адрес> в соответствии с согласованной с КГИОП проектной документацией. В случае неисполнения решения суда в установленный в решении срок истец просил установить размер денежных средств, подлежащих взысканию в пользу КГИОП с ответчиков в сумме 25000 рублей, а в случае дальнейшего неисполнения в размере 50000 рублей в месяц с каждого до момента фактического исполнения решения суда.

Третье лицо администрация Центрального района Санкт-Петербурга заявила самостоятельные требования относительно предмета спора, в котором просила обязать ответчиков в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести принадлежащее им жилое помещение, расположенное в объекте культурного наследия регионального значения «Бывший дом Толстого (фасады)» по адресу: <адрес> прежнее состояние в соответствии с поэтажным планом ГУП ГУИОН ПИБ Центрального района от <дата> и в соответствии с требования Федерального закона от 25.06.2020 № 73-ФЗ, а именно: восстановить конфигурацию помещений путем демонтажа самовольно установленных перегородок и оборудованных дверных проемов, восстановить ранее существовавшие перегородки и дверные проемы; демонтировать самовольно установленные санузлы и санитарно-техническое оборудование в них, подключенные к такому оборудованию инженерные сети водоснабжения и водоотведения; восстановить ранее существовавшие санузлы в помещениях №... и №... (туалеты) и в помещении №... (ванная комната), санитарно-техническое оборудование в них, восстановить ранее существовавшую схему водоснабжения и водоотведения; в помещении №... (ванная комната) демонтировать ступени и восстановить прежний уровень пола; в помещении №... (кухня) восстановить газовое оборудование раковину, восстановить прежнюю схему водоснабжения и водоотведения. В случае неисполнения решения суда администрация Центрального района Санкт-Петербурга просила установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с ответчиков в пользу истца в размере 100000 рублей с каждого, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда в размере 5 000 рублей в день за каждый день неисполнения решения до его фактического исполнения в полном объеме.

В обоснование заявленных требований администрация Центрального района Санкт-Петербурга указала, что по факту самовольной перепланировки и переустройства в квартире ответчиков, выявленных в результате проверки Государственной жилищной инспекции от <дата> в их адрес были направлены уведомления о необходимости в срок до <дата> привести жилое помещение в прежнее состояние или представить согласованную и утвержденную в установленном порядке разрешительную документацию на произведенные работы. При проведении проверки <дата> на предмет исполнения уведомления, доступ в жилое помещение предоставлен не был, разрешительная документация, согласованная в установленном порядке, не представлена.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 31 мая 2022 года постановлено: «Требования исковых заявлений Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и администрации Центрального района Санкт-Петербурга удовлетворить.

Обязать <...> привести планировочное решение <адрес>, расположенной в объекте культурного наследия регионального значения «Бывший дом Толстого (фасады) по адресу: <адрес> в соответствии с согласованной с КГИОП Санкт-Петербурга проектной документацией в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать <...> привести жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в прежнее состояние в соответствии с поэтажным планом ГУП ГУИОН ПИБ Центрального района от <дата>, а именно:

восстановить конфигурацию помещений путем демонтажа самовольно установленных перегородок и оборудованных дверных проемов, восстановить ранее существовавшие перегородки и дверные проемы;

демонтировать самовольно установленные санузлы и санитарно-техническое оборудование в них, подключенные к такому оборудованию инженерные сети водоснабжения и водоотведения;

восстановить ранее существовавшие санузлы в помещениях №... и №... (туалеты) и в помещении №... (ванная комната), санитарно-техническое оборудование в них, восстановить ранее существовавшую схему водоснабжения и водоотведения;

в помещении №... (ванная комната) демонтировать ступени и восстановить прежний уровень пола;

в помещении №... (кухня) восстановить газовое оборудование раковину, восстановить прежнюю схему водоснабжения и водоотведения, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения решения суда в установленный срок установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с <...> в пользу Администрации Центрального района Санкт-Петербурга в сумме 100 рублей в день с каждого до дня фактического исполнения решения суда».

В апелляционной жалобе Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга просит вышеуказанное решение изменить в части занижения размера заявленной КГИОП судебной неустойки в случае неисполнения решения суда.

В апелляционной жалобе <...> просит вышеуказанное решение отменить, в иске КГИОП и администрации Центрального района Санкт-Петербурга отказать.

Ответчики, представители третьих лиц АО «Райффайзенбанк», ТСЖ «Толстовский дом» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении судебного заседания, ответчик <...> доверила представлять свои интересы в суде апелляционной инстанции представителю, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.

В заседание судебной коллегии стороны по делу представитель КГИОП и <...> представили заявление об утверждении мирового соглашения от <дата>, которое просили утвердить, производство по делу в части требований КГИОП прекратить.

По правилам статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Текст мирового соглашения представлен сторонами в письменном виде, подписан сторонами и приобщен к материалам дела.

По условиям мирового соглашения:

Ответчики обязуются в течение 12 месяцев со дня утверждения мирового соглашения привести планировочное решение <адрес>, расположенной в объекте культурного наследия регионального значения «Бывший дом Толстого (фасады)» по адресу: <адрес> в соответствие с согласованной КГИОП проектной документацией.

В случае неисполнения работ и нарушения сроков, установленных пунктом 1 настоящего мирового соглашения, ответчики выплачивают КГИОП неустойку в размере 25 000 рублей с каждого ежемесячно, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда – 50 000 рублей с каждого ежемесячно до месяца фактического исполнения требований пункта 1 настоящего мирового соглашения.

КГИОП признает условия мирового соглашения исполненными в полном объеме с момента поступления в КГИОП составленного в установленном законом порядке акта приемки выполненных работ, указанных в пункте 1 настоящего мирового соглашения.

Судебные расходы, которые были понесены сторонами при рассмотрении настоящего дела, возлагаются на сторону, которая их понесла.

Настоящее мировое соглашение не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.

Последствия утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу сторонам известны и понятны.

В соответствии со ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным ч. ч. 2, 3 ст. 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Учитывая, что мировое соглашение, заключенное сторонами, совершено в интересах обеих сторон, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия пришла к выводу о возможности его утверждения.

Последствия утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220, 221 ГПК РФ сторонам известны.

Суд прекращает производство по делу в случае, если стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом (ст. 220 ГПК РФ).

На основании вышеизложенного мировое соглашение подлежит утверждению, решение суда в части требований КГИОП - отмене, а производство по делу в части утверждения мирового соглашения - прекращению.

В остальной части, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также – Закон № 73-ФЗ) под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу п. 3.37 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт- Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, Комитет уполномочен предъявлять иски в суд в случае нарушения требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Пункт 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу с. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Из норм ч.5-6 ст.26 ЖК РФ следует, что основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является документ, выдаваемый органом, осуществляющим согласование, о принятии решения о согласовании такого переустройства и (или) перепланировки. Аналогичная норма содержится в п.п. 1.7.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утверждённых Постановлением Государственного комитета Российской Федерации № 170 от 27.09.2003, согласно которой переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пунктом 1.7.2 указанных Правил установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.

Частью 3 статьи 29 ЖК РФ определена обязанность собственника жилого помещения, которое было самовольно переустроено или перепланировано, привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Подпунктом 3.12.36 Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, установлено, что к полномочиям администрации района отнесено согласование в установленном порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировке жилых помещений.

В соответствии с п.п. 1.1, 2.1.6.1. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 №112 «О создании межведомственных комиссий» межведомственная комиссия, к чьим полномочиям относится согласование проектов на переустройство и перепланировку жилых помещений, создаётся администрацией района.

В соответствии с пп.3 п.3 ст.47 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

В силу п. 3 ст. 40, ст. 47.2 Закона N 73-ФЗ работы по ремонту помещения, находящегося в объекте культурного наследия относятся к работам по его сохранению, а именно к работам по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования и подлежат выполнению в соответствии с требования ст. 45 этого Закона.

Согласно ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Приемка работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны данного объекта культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательным условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной п. 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Материалами дела подтверждено, что ответчики являются собственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>

Дом по указанному адресу является объектом культурного наследия регионального значения «Бывший дом Толстого (фасады)» на основании решения исполкома Ленгорсовета №... от <дата>.

В соответствии с актом проверки Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга №... от <дата> установлено, что ответчиками выполнена самовольная перепланировка и переустройство квартиры, а именно: между помещениями №..., №..., №..., №... демонтированы внутренние межкомнатные перегородки, образовано единое помещение, в котором установлены колонны в количестве 6 штук; между помещениями №..., №..., №... демонтированы межкомнатные перегородки, оборудовано единое помещение; между помещениями №... и №... демонтирована межкомнатная перегородка, за счет новых перегородок оборудовано новое помещение (кладовые); между помещениями №... и №... демонтированы перегородки; в помещении №... демонтирован унитаз; между помещениями №... и №... демонтирована перегородка и ванна в помещении №..., в помещениях №... и №... выполнено устройство ступеней и поднят пол; в помещении №... установлена раковина, между помещениями №... и №... смещена перегородка в помещение №..., демонтированы плиты в количестве 3 штук, в помещении №... установлены беде, унитаз, ванна, душевая кабина; между помещениями №... и №... демонтирована межкомнатная перегородка, в помещении №... установлена раковина, в помещении №... выполнено устройство перегородок, помещение разделено на два новых помещения с устройством двух дверных проемов; демонтирована перегородка между помещениями №... и №....

Факт перепланировки квартиры ответчиками в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не оспаривался.

По факту самовольной перепланировки администрацией Центрального района <дата> в адрес ответчиков направлены уведомления о необходимости в срок до <дата> привести жилое помещение в прежнее состояние или представить согласованную и утвержденную в установленном порядке разрешительную документацию на произведенные работы.

Согласно акту от <дата> установлено, что требования, содержащиеся в уведомлении, не исполнены.

Из справки от <дата> усматривается, что проектная документация по перепланировке и переустройству квартиры межведомственной комиссией Центрального района не согласовывалась, акт приемочной комиссии Центрального района Санкт-Петербурга подтверждающий завершение перепланировки и (или) переустройства жилого помещения в отношении указанной квартиры не оформлялся.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные сторонами доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта выполнения самовольной перепланировки в квартире, принадлежащей ответчикам без согласования проектной документации с КГИОП Санкт-Петербурга и администрацией Центрального района Санкт-Петербурга.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований КГИОП Санкт-Петербурга и администрации Центрального района Санкт-Петербурга о возложении на ответчиков обязанности по приведению планировочного решения <адрес>, расположенной в объекте культурного наследия регионального значения «Бывший дом Толстого (фасады) по адресу: <адрес> в соответствии с согласованной с КГИОП Санкт-Петербурга проектной документацией и по приведению квартиры в первоначальное состояние в соответствии с поэтажным планом ГУП ГУИОН ПИБ Центрального района по состоянию на <дата> год в соответствии с требованиями ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Исходя из объема подлежащих удовлетворению требований, суд установил срок для исполнения решения суда равным 12 месяцам как являющимся разумным и достаточным для совершения необходимых действий.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы <...> которая не содержит обоснований неправильности решения суда в части требований администрации Центрального района Санкт-Петербурга.

Согласно части 1 статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса.

Материалами дела подтверждено, что спорное жилое помещение не приведено в первоначальное состояние, проект перепланировки на рассмотрение и согласование в МВК не поступал, требования администрации Центрального района Санкт-Петербурга ответчиками до настоящего времени не выполнены.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов и порядок рассмотрения заявления о согласовании перепланировки.

В силу пунктов 1 и 3 части 1 статья 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а также в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно статье 36 Федерального закона РФ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Выполнение работ по переустройству жилого помещения должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (действовавшего на момент возникновения спорного правоотношения), и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона, утвержденный Приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365, или требований специальных технических условий, а также действующих в настоящее время Постановления Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 (ред. от 20.05.2022) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985" и Приказа Росстандарта от 02.04.2020 N 687 (ред. от 06.07.2022) "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (далее - Правила).

Пунктом 1.7 Правил установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений, которые допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1 Правил).

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).

Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункт 1.7.3 Правил).

Из материалов дела следует, что спорное помещение не соответствует первоначальному состоянию, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании, проект перепланировки на рассмотрение и согласование в МВК не поступал, с заявлением о согласовании указанной перепланировки ответчики в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга не обращались, не представлено также согласие от всех собственников помещений указанного многоквартирного дома на изменения обустройство санузла и душа в спорном помещении с использованием системы водоснабжения и водоотведения, относящихся к общему имуществу всех собственников дома.

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок принятия решений об использовании объектов общего имущества также определен главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Пунктом 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

В пункте 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила № 491), указано, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 5 Правил № 491 в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 40 названного кодекса, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 44 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░. 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 326.1, 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, <...> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░)» ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – 50 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <...> – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

33-4219/2023 (33-30492/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Ответчики
Марфина Наталья Валерьевна
Марфина Дарья Сергеевна
Другие
ТСЖ "Толстовский дом"
Администрация Центрального района СПб
АО "Райффайзенбанк"
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Сухарева Светлана Ивановна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
31.01.2023Судебное заседание
14.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2023Передано в экспедицию
31.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее