№2-1414/2024
УИД 41RS0001-01-2023-014052-45 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края
в составе:
председательствующего судьи Токаревой М.И.,
при секретаре Нощенко А.О.,
с участием представителя истца, третьего лица – администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по доверенности ФИО3,
ответчика и его представителя по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к ФИО1 об изъятии в муниципальную собственность жилого помещения, признании права собственности, признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении,
установил:
истец обратился в суд с иском об изъятии у ФИО1 в муниципальную собственность жилое помещение – <адрес>, с предоставлением ему взамен изымаемого другого жилого помещения - <адрес>, кадастровый №; признании за ФИО1 права собственности на жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, общей площадью 46,8 кв.м.; признании за Петропавловск-Камчатским городским округом право собственности на жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, общей площадью 41,7 кв.м.; после регистрации права собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом на жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, признании ФИО1 утратившим право пользования жилым помещением – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском; после регистрации перехода права собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом на жилое помещение – <адрес>, выселить ФИО1 из жилого помещения – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском в предоставленное ему другое жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском.
В обоснование требований указано, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 06 февраля 2023 года по делу №2-375/2023 было отказано в удовлетворении исковых требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об изъятии в муниципальную собственность путем выкупа жилого помещения – <адрес>. Этим же решением на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в рамках Подпрограммы А предоставить ФИО1 по договору мены благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 41,7 кв.м, <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 01 июня 2023 года. Исполняя решение суда, Управлением путем проведения электронного аукциона приобретено жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском общей площадью 46,8 кв.м. Заключением № 6335 от 10 октября 2023 года <адрес> по указанному адресу признана пригодной для проживания. 10 ноября 2023 года издано постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа №2721 «О мене жилого помещения – <адрес> на <адрес>. Письмом от 16 ноября 2023 года в адрес ответчика направлено уведомление о предоставлении ему по договору мены жилого помещения по <адрес>, с проектом договора мены и соглашением о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого. Однако до настоящего времени ответчик в Управление не обратился, подписанный договор мены и соглашение не вернул.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3, являясь также представителем третьего лица – администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.
Ответчик и его представитель по доверенности ФИО4 заявленные исковые требования не признали, указав, что целью программы по переселению граждан является увеличение комфортности жилья. Вместе с тем предоставляемое жилое помещение не улучшает уровень комфортности, поскольку в жилом помещении имеются недостатки: отверстия к соседям в перекрытии, неудовлетворительное качество коммуникаций, холодные радиаторы отопления). При этом обратиться по вопросу устранения указанных недостатков возможно только после оформления ответчиком жилого помещения в собственность. Нарушен порядок предоставления жилого помещения, предусмотренный статьей 32 ЖК РФ, поскольку другие жилые помещения ответчику не предлагались. Указанная позиция подтверждается определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции по делу №88-8953/2022.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края, Государственная жилищная инспекция Камчатского края не явились. Извещены, ГЖИ Камчатского края ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо - Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края в представленном письменном отзыве полагает о возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку жилое помещение по <адрес> является благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находится в границах города Петропавловска-Камчатского, отвечает установленным требованиям законодательства и может быть предоставлено в рамках реализации Подпрограммы А Государственной программы.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев дело №2-375/2023, суд приходит к следующему.
Жилищные права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд обеспечиваются в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 06 февраля 2023 года по делу №2-375/2023 было отказано в удовлетворении исковых требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к ФИО1 об изъятии в муниципальную собственность путем выкупа жилого помещения – <адрес>.
Этим же решением на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в рамках Подпрограммы А предоставить ФИО1 по договору мены благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 41,7 кв.м, <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение вступило в законную силу 01 июня 2023 года.
Исполняя решение суда, Управлением путем проведения электронного аукциона приобретено жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском общей площадью 46,8 кв.м.
Заключением № 6335 от 10 октября 2023 года <адрес> по указанному адресу признана пригодной для проживания.
10 ноября 2023 года издано постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа №2721 «О мене жилого помещения – <адрес> на <адрес>».
Письмом от 16 ноября 2023 года в адрес ответчика направлено уведомление о предоставлении ему по договору мены жилого помещения по <адрес>, с проектом договора мены и соглашением о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого.
Однако до настоящего времени ответчик в Управление не обратился, подписанный договор мены и соглашение не вернул.
Таким образом, жилищные права ФИО1 при расселении жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, реализованы в рамках Подпрограммы А с предоставлением истцу права выбора, в частности другого жилого помещения, взамен изымаемого, такое обеспечение жилищных прав истца носит компенсационный характер.
Доводы ответчика о наличии существенных недостатков в предлагаемом жилом помещении проверялись судом, в том числе посредством проведения Государственной жилищной инспекцией Камчатского края обследования, однако существенные недостатки выявлены не были.
Каких-либо доказательств, дающих основание полагать, что предлагаемое жилое помещения не пригодно для проживания по признаку несоответствия санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в деле не имеется, не представлено таких доказательств и ответчиком, а следовательно не является допустимым и относимым основанием для отказа в получении предоставляемого жилого помещения и представляет собой способ изменения исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Суд учитывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2, части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
При этом согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Учитывая, что ответчик реализовал свое право на жилищное обеспечение взамен изымаемого путем предоставления иного жилья, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Управления, путем изъятия у ответчика в муниципальную собственность жилого помещения с предоставлением взамен изымаемого другого жилого помещения.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 237 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.
Пунктом 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Соответственно требование Управления о признании права собственности на изымаемое жилое помещение за Петропавловск-Камчатским городским округом также подлежит удовлетворению, как и признание права собственности ответчика на предложенное жилое помещение.
Принимая во внимание, что обязанности Управления по предоставлению ответчику благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания, корреспондирует обязанность последнего освободить занимаемое помещение, требование Управления о признании утратившим право пользования жилым помещением с выселением из него в предоставленное жилое помещение также является правомерным и подлежит удовлетворению.
Аналогичное толкование и применение получило свое закрепление в судебной практике (определения судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 14 марта 2024 года №33-423/2024, № 33-426/2024 и др.).
В соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа следует взыскать государственную пошлину в размере 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Изъять у ФИО1, СНИЛС №, в муниципальную собственность жилое помещение – <адрес>, кадастровый №, с предоставлением ему взамен изымаемого другого жилого помещения- <адрес>, кадастровый №.
Признать за ФИО1 право собственности на жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, общей площадью 46,8 кв.м.
Признать за Петропавловск-Камчатским городским округом право собственности на жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, общей площадью 41,7 кв.м.
После регистрации права собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом на жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, признать ФИО1 утратившим право пользования жилым помещением – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском.
После регистрации перехода права собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом на жилое помещение – <адрес>, выселить ФИО1 из жилого помещения – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, в предоставленное ему другое жилое помещение – <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд с подачей жалобы через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись М.И. Токарева
Копия верна, судья М.И. Токарева
Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2024 года.
Подлинник в деле №2-1414/2024