Решение по делу № 33а-5907/2021 от 22.04.2021

Судья Бацунин Е.Г.     Дело № 33а-5907/2021

УИД 24RS0046-01-2020-003374-98

А-3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июня 2021 года     г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,

судей Корниенко А.Н., Федоренко В.Б.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Измайлова Александра Исхаковича к жилищной комиссии Администрации Свердловского района г. Красноярска, Администрации Свердловского района г. Красноярска о признании незаконным решения, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Измайлова А.И.

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 8 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Измайлов А.И. обратился с указанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что 28.04.2020 года Измайлов А.И. обратился в администрацию Свердловского района г. Красноярска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. 22.05.2020 года в постановке на учет отказано, поскольку заявителем предоставлены документы, из которых отсутствует документально подтвержденная информация о месте жительства административного истца в г. Красноярске, отсутствует выписка из домовой книги (финансовый лицевой счет) на занимаемое жилое помещение в г. Красноярске, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением. В отношении дочери Измайловой О.А., указанной в качестве члена семьи не предоставлены никакие документы, в том числе копия свидетельства о рождении, копия документа, удостоверяющего личность, документы о признании ее малоимущей.

Отказ незаконен, так как Измайлов предоставил все необходимые документы, подтверждающие временную регистрацию по месту пребывания в КГБУ СО «Центр социальной адаптации» по адресу: <адрес>. Жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, где он зарегистрирован, подлежит сносу. Дочь в качестве члена семьи он указал ошибочно, так как не понимал, что членов семьи нужно указывать применительно к ст.69 ЖК РФ.

Измайлов А.И. просил признать незаконным распоряжение жилищной комиссии администрации Свердловского района г. Красноярска № 369 от 22.05.2020 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать жилищную комиссию администрации Свердловского района г. Красноярска признать Измайлова А.И. нуждающимся и поставить на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилье, в соответствии с нормами предоставления Российской Федерации.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Измайлов А.И. просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Административный ответчик мог по межведомственным каналам связи запросить информацию о сносе дома по месту постоянной регистрации, но не сделал этого.

Заслушав Измайлова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассматривать дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

По смыслу названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (п.3 ст.52 ЖК РФ).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (п.4 ст. 52 ЖК РФ).

Аналогичные требования указаны в п. 2 ст. 5, ст. 6 Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» от 23.05.2006г. № 18-4751.

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право граждан состоять на учете:

копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;

в случае отсутствия в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, сведений о месте жительства - документ, подтверждающий место жительства заявителя (выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания).

документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы);

выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (ст. 6 Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края»).

Согласно ст. 8 Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» заявления граждан рассматриваются в порядке их подачи. При рассмотрении заявлений граждан, поданных в один день, очередность рассмотрения определяется в соответствии с порядковым номером в Книге регистрации заявлений.

Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет с представленными к нему документами и документов, полученных по межведомственным запросам, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о принятии на учет в Книге регистрации заявлений в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Закона (ст. 9 указанного выше закона Красноярского края).

Согласно пп.1 п.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. №376 - ФЗ) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Измайлов А.И. с 07.11.2008 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается предоставленной в материалы дела копией паспорта (л.д.55, 65). Однако решением Иланского городского совета депутатов Красноярского края №13-55-р от 28.02.2017 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан ветхим, аварийным и фактически снесен в 2017году.

Согласно свидетельству о регистрации №2051 Измайлов А.И. с 14.08.2020 года по 14.02.2021 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, где находится КГБУ СО «Центр социальной адаптации» (л.д. 54).

01.04.2020г. приказом Управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска Измайлов А.И. признан малоимущим в соответствии с Законом Красноярского края от 20.06.2006г. № 19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края»(л.д. 16).

28.04.2020 года Измайлов А.И. обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, приложив копию паспорта, копию свидетельства о регистрации по месту пребывания, копию приказа о признании малоимущим, а также копию справки об инвалидности третьей группы от 01.01.2011г. При этом в качестве члена семьи в заявлении им была указана дочь Измайлова О.А., 1992 года рождения, но документы, касающиеся личности дочери(копию свидетельства о рождении, копию документа, удостоверяющего личность, документов о признании ее малоимущей) не приложил.

Распоряжением Администрации Свердловского района в г. Красноярске от 22 мая 2020г. № 369 по итогам заседания жилищной комиссии Измайлову А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку не предоставлены:

- документы, подтверждающие право гражданина стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

- сведения о месте жительства Измайлова А.И. в г. Красноярске, выписка из домовой книги.

- документы в отношении ФИО1 - дочери Измайлова А.И., указанной в заявлении в качестве члена его семьи(копия документ, удостоверяющего личность, копия выписки из домовой книги на занимаемое жилое помещение, копия свидетельства о рождении, о признании ее малоимущей).

Об указанном распоряжении от 22 мая 2020г. Измайлов А.И. уведомлен письмом заместителя руководителя Администрации Свердловского района в г. Красноярске от 26 мая 2020г.(л.д.11-13)

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Измайлова А.И., суд первой инстанции, проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с указанными выше положениями действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, исходил из того, что Измайлов А.И. не имеет регистрации в г. Красноярске, а имеет постоянное место жительства и регистрацию в <адрес> в <адрес>, который признан ветхим и подлежащим сносу. При этом суд учитывал, что многоквартирный жилой дом поставлен в программу расселения на 2022 год и Измайлову А.И. будет предоставлено жилое помещение взамен аварийного.

Судебная коллегия, соглашаясь с тем, что у Администрации Свердловского района в г. Красноярске не имелось оснований для постановки Измайлова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в г. Красноярске, учитывает следующее.

Как видно из приобщенных к делу доказательств отказ в постановке Измайлова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в г. Красноярске, вызван рядом причин, в том числе тем, что административный истец не предоставил документов, свидетельствующих о том, что дочь ФИО1, <дата> года рождения, является членом его семьи, документы, подтверждающие личность, ее место жительства, копию свидетельства о рождении дочери, документы о признании дочери малоимущей.

Поскольку Измайлов А.И. претендовал в заявлении от 28 апреля 2020г. на признание себя и члена своей дочери нуждающимися в жилом помещении, дочь была указана в заявлении, поэтому Администрация Свердловского района в г. Красноярске, по мнению судебной коллегии, правомерно отказала в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с непредставлением предусмотренных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Об ошибочности указания в качестве члена семьи своей дочери Измайловой О.А. административный истец заявил только в административном иске 22 июня 2020г.

Между тем Администрация Свердловского района в г. Красноярске принимала распоряжение от 22 мая 2020г., не располагая заявлением Измайлова А.И. об ошибочности указания дочери в качестве его члена семьи.

Действительно, ссылки административного ответчика на наличие у Измайлова А.И. жилого помещения по адресу: <адрес> на непредоставление им выписки на жилое помещение в г.Красноярске, где он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, где находится КГБУ СО «Центр социальной адаптации» являются несостоятельными, поскольку согласно сведений администрации <адрес> дом по <адрес> снесен еще в 2017г., а выписка из домовой книги по адресу: <адрес> не может быть предоставлена Измайловым А.И. из-за временного характера регистрации по месту пребывания.

При этом с 17 апреля 2018 года действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984, который не предусматривает ведение домовых книг.

Исключение из правового регулирования таких документов, как "выписка из домовой книги" направлено на обеспечение прав граждан и освобождение их от обязанности получать и предоставлять документы, содержащие сведения, которые могут быть истребованы в порядке межведомственного взаимодействия.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства.

В таком положении Распоряжение Администрации Свердловского района в г. Красноярске от 22 мая 2020г. № 369 об отказе в принятии Измайлова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является законным и обоснованным.

Судебная коллегия считает, что Измайлов А.И. не лишен возможности подать новое заявление о принятии себя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, без указания своей дочери в качестве члена семьи.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену итогового решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 8 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи:

33а-5907/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Измайлов Александр Исхакович
Ответчики
Жилищная комиссия администрации Свердловского района г. Красноярска
Другие
Администрация Свердловского района г.Красноярска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Корниенко Александр Николаевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
05.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2021Передано в экспедицию
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее