Судья Смирнова И.А. № 33а-1710/2020
УИД 12RS0003-02-2020-002428-33
№ 2а-2929/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 29 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А.,
судей Салиховой Э.И. и Орловой С.Г.,
при секретаре Кирилловой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по
г. Йошкар-Оле на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле к Бякову А.Е. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее – ИФНС России по г. Йошкар-Оле, налоговый орган) в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), обратилась в суд с административным иском к
Бякову А.Е. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени на общую сумму <...> рублей, в том числе: налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 309 056 рублей; налог на добавленую стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 176 661 рубля, пени 3 342,09 рублей; транспортный налог в сумме 933 рубля, пени 18,08 рублей, денежные взыскания в сумме штрафа 2 500 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4 620,62 рублей, пени 118,49 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 23 556,10 рублей, пени 604,13 рублей.
В обоснование административного искового заявления указано, что Бяков А.Е. в период с 29 декабря 2016 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в установленный срок не исполнил обязанность по уплате за 2017 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей, пени в размере 49,45 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей, пени 153,01 рубля. ИФНС России по г. Йошкар-Оле, обратившаяся с административным иском к Бякову А.Е. в суд 29 мая 2020 года, просила восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с заявленным требованием. В обоснование пропуска срока указано на большой объем документооборота и недостаточность ресурсов на реализацию процедуры взыскания.
Определением суда от 24 июля 2020 года административное исковое заявление ИФНС России по г. Йошкар-Оле к Бякову А.Е. о взыскании налогов, сборов, пени по требованию <№> от 29 декабря 2017 года (в определении суда допущена описка в указании номера требования, верным является <№>) на сумму 55747,72 рублей, пени 201,67 рублей оставлено без рассмотрения (л.д. 23).
Судом первой инстанции в предварительном судебном заседании постановлено вышеуказанное решение. В удовлетворении заявления отказано по мотиву пропуска процессуального срока на обращение в суд.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Йошкар-Оле просит признать причину пропуска срока на обращение в суд уважительной, отменить решение суда, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на наличие уважительных причин, по которым срок подачи административного искового заявления в суд был пропущен.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Йошкар-Оле, административный ответчик Бяков А.Е. не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно положениям статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Налоговый орган выставил должнику требования:
от 29 декабря 2017 года <№> об уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 55561 рубля, пени в сумме 181,64 рубля, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 30,62 рублей, пени 3,28 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 156,10 рублей, пени в сумме 16,75 рублей в срок до 26 января 2018 года (л.д. 23-24);
от 23 января 2018 года <№> об уплате денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 2 статьи 126 НК РФ в размере 2500 рублей в срок до 12 февраля 2018 года (л.д. 21-22);
от 6 февраля 2018 года <№> об уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 40 366 рублей, пени в сумме 699,27 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 4590 рублей, пени 33,35 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей, пени в сумме 170,07 рублей в срок до 27 февраля 2018 года (л.д. 19-20);
от 14 февраля 2018 года <№> об уплате транспортного налога в размере 933 рублей, пени 18,08 рублей в срок до 30 марта 2018 года (л.д. 18);
от 13 марта 2018 года <№> об уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 40 366 рублей, пени 994,73 рубля, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 40,36 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 205,73 рублей в срок до 2 апреля 2018 года (л.д. 16-17);
от 19 апреля 2018 года <№> об уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 40 368 рублей, пени 1466,45 рубля, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 41,50 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 211,58 рублей в срок до 14 мая 2018 года (л.д. 14-15);
от 11 февраля 2019 года <№> об уплате налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 309 056 рублей в срок до 22 марта 2019 года (л.д. 12-13).
С настоящим административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 29 мая 2020 года.
Суд первой инстанции, установив, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие направление требования от 29 декабря 2017 года <№>, оставил без рассмотрения административное исковое заявление в части требований о взыскании налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 55561 рубля, пени в сумме 181,64 рубля, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 30,62 рублей, пени 3,28 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 156,10 рублей, пени в сумме 16,75 рублей.
Указанный вывод сделан с учетом пункта 1 части 1 статьи
196 КАС РФ, подтверждается материалами дела.
Проанализировав положения статьи 48 НК РФ, установив, что срок подачи административного искового заявления ИФНС России по г. ЙошкарОле к Бякову А.Е. о взыскании налогов, страховых взносов, пени в остальной части истек, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и не вызывает сомнений в его законности и обоснованности.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац третий пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
По последнему, предъявленному требованию № 13045 срок подачи заявления о взыскании истек 22 сентября 2019 года, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного частью 2 статьи 286 КАС РФ, налоговым органом не представлено.
В качестве обстоятельств, на которые ссылался налоговый орган как на уважительные причины, по которым названный срок в рассматриваемом случае был пропущен, указывается недостаточность ресурсов на реализацию процедуры взыскания, что обоснованно не расценено судом первой инстанции как объективное обстоятельство, препятствующее своевременному обращению в суд.
Уклонение административного ответчика от исполнения обязательств, на которые указано в апелляционной жалобе, не может служить основанием для восстановления пропущенного срока обращения в суд, поскольку не освобождает административного истца от обязанности соблюдения сроков, установленных КАС РФ и НК РФ, уважительной причиной для пропуска срока не является.
Учитывая изложенное, решение суда является правильным; нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено; оснований для переоценки установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи Э.И. Салихова
С.Г. Орлова