Дело № 2-1281/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2021 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Дзюба В.Г.,
при секретаре судебного заседания Костенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгачева Андрея Вячеславовича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Долгачев А.В. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя об оспаривании решения об отказе в приватизации, обязании заключить договор передачи жилого помещения в собственность граждан, ссылаясь на то, что ему на основании распоряжения органа приватизации 16.09.2011 было передано жилое помещение по адресу: <адрес>Б, <адрес>. С целью регистрации прав на указанное имущество, заявитель обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, предоставив в качестве подтверждения ранее возникшего права распоряжение органа приватизации. ДД.ММ.ГГГГ регистрационным органом заявителю было отказано ввиду непредставления документа, подтверждающего возникновение прав. Кроме того, в отношении указанного жилого помещения заявителем был заключен договор социального найма, с целью дальнейшего оформления права в порядке приватизации, однако Департаментом капитального строительства города Севастополя в предоставлении государственной услуги отказано, ввиду передачи объекта распоряжением органа приватизации. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, Долгачев А.В., уточнив исковые требования, просил суд, признать за ним право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>Б, <адрес> на основании ранее выданного распоряжения.
Истец Долгачев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 165). Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил рассматривать дело в его отсутствие (л.д. 118). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие Долгачева А.В. в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 164). Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил рассматривать дело в отсутствие представителя (л.д. 113). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания возражения на исковое заявление, заявителю было отказано в передаче жилого помещения в порядке приватизации ввиду передачи объекта распоряжением органа приватизации, а также наличия разночтений в технической документации.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 165). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 163). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Как следует из материалов дела, 16 сентября 2011 года ФИО1 на основании распоряжения органа приватизации № передано в собственность 21/100 части квартиры, расположенной по адресу: <адрес>Б, <адрес>, которая состоит из 1-й комнаты 22-10 жилой площадью 9,0 кв.м., общей площадью 14,1 кв.м. (л.д. 153-154).
Поскольку передача в собственность спорной квартиры органами власти Украины осуществлялась в 2011 году, следовательно, к правоотношениям, связанным с возникновением права на спорную квартиру подлежат применению положения ранее действовавшего на территории города Севастополя законодательства Украины.
Согласно Закону Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» приватизацией государственного жилищного фонда является отчуждение квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, предназначенных для проживания семей и одиноких лиц, комнат в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей, и относящихся к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т.д.) государственного жилищного фонда в пользу Граждан Украины.
Приватизация осуществлялась на основании распоряжения органа приватизации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» приватизация государственного жилищного фонда осуществляется уполномоченными на это органами, созданными местной государственной администрацией, и органами местного самоуправления, государственными предприятиями, организациями, учреждениями, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.
В силу части 2 статьи 8 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» передача занимаемых квартир (домов) осуществляется в общую совместную или долевую собственность с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи, постоянно проживающих в данной квартире (доме), в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным определением уполномоченного собственника квартиры (дома).
За гражданами, не изъявившими желания приватизировать занимаемое ими жилье, сохраняется действующий порядок получения и пользования жильем на условиях найма (часть 1 статьи 7 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда»).
Право на приватизацию квартир (домов) государственного жилищного фонда с использованием жилищных чеков получают граждане Украины, которые постоянно проживают в этих квартирах (домах) или состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона, что предусмотрено частью 4 статьи 5 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда»).
В силу части 5 статьи 5 Закона каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье безвозмездно в пределах номинальной стоимости жилищного чека или с частичной доплатой один раз.
Таким образом, для приватизации квартиры (дома) в соответствии с нормами указанного закона необходимо было наличие письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи, постоянно проживающих в данной квартире (доме), в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье.
При этом право на приватизацию жилого помещения имели лица, являющиеся гражданами Украины, которые постоянно проживали в этих квартирах (домах) или состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона.
В целях оформления прав на жилое помещение, 03.10.2016 между Долгачевым А.В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя был заключен договор социального найма жилого помещения № от 03.10.2016, предметом которого являлось изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире, общей площадью 14,15 кв.м. по адресу: <адрес>Б, <адрес>Б (л.д. 96-101).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 4753-РДИ от 28.05.2019 комната № в <адрес>Б, площадью 9,0 кв.м включена в Реестр собственности города Севастополя (л.д. 92-93, 107).
28.10.2019 Долгачеву А.В. отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» ввиду наличия разночтений в технических характеристиках жилого помещения (л.д. 78-79).
21.01.2020 Долгачеву А.В. отказано в предоставлении услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», поскольку в соответствии с распоряжением органа приватизации № от 16.09.2011 Долгачеву А.В. передано в собственность в порядке приватизации 21/100 части квартиры, расположенной по адресу: <адрес>Б, <адрес>, которая состоит из 1-й комнаты 22-10 жилой площадью 9,0 кв.м., общей площадью 14,1 кв.м. (л.д. 31-32).
В целях оформления права собственности на спорное жилое помещение, 30.01.2020 Долгачев А.В. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с соответствующим заявлением, предоставив распоряжение органа приватизации № от 16.09.2011.
Уведомлением от 10.12.2020 Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказало в регистрации права, поскольку документ, предусмотренный ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, подтверждающий переход права собственности от субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь к Долгачеву А.В. на государственную регистрацию прав представлен не был (л.д. 37-41).
Как разъяснено в пп. 58 и 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцом было реализовано право на бесплатную приватизацию спорного жилого помещения в 2011 году в соответствии с положениями Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», следовательно, у него возникло право собственности на указанное жилое помещение.
Следует отметить, что спорное жилое помещение включено в реестр собственности города Севастополя ошибочно, ввиду отсутствия надлежащих сведений о его приватизации в соответствии с Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда».
Поскольку необходимость обращения в суд вызвана отсутствием возможности в ином порядке оформить право собственности на спорное жилое помещение, и не связана с нарушением ответчиком прав истца, ответчик является таковым по делу формально, судебные расходы истца, за счет ответчика возмещению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Долгачева Андрея Вячеславовича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности на жилое помещение – удовлетворить.
Признать за Долгачевым Андреем Вячеславовичем право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> жилой площадью 9,0 кв.м., общей площадью 14,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 20 августа 2021г.
Судья В.Г. Дзюба