24RS0№-68
гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2024 года <адрес>
Лесосибирский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пупковой Е.С.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
с участием представителя истца Безродного Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Шмерко ФИО6, в лице представителя Безродного ФИО7 к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Шмерко А.Ф. обратился в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию <адрес> предоставить ему в собственность равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 36,7 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, которое должно быть благоустроенным, применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным требованиям и находиться в черте <адрес>, взамен жилого помещения, признанного аварийным, непригодным для проживания и подлежащего сносу по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что он (Шмерко А.Ф.) является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный жилой <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
При этом указанный жилой дом в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, включен не был, по обстоятельствам от истца не зависящим.
Жилой дом в нарушение ранее установленных сроков расселения, был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ
Письмом Администрации <адрес> истцу было отказано в предоставлении жилого помещения на основании того, что него отсутствует право на предоставление взамен аварийного иного жилого помещения в собственность, поскольку у него (Шмерко А.Ф.) на дату признания жилого дома аварийным имелось в собственности иное жилое помещение – квартира по адресу: <адрес>.
Истец полагает, что данная позиция ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства, ответчик незаконно отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, позиция ответчика основана на неверном толковании материального права.
Истец Шмерко А.Ф. о дате, месте и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом (л.д.23-24) в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении суду не представил, направил для участия в судебном заседании представителя Безродного Д.А..
Представитель истца – Безродный Д.А., действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия три года), в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, указал, что жилое помещение по адресу: <адрес>, было продано до приобретения спорного жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, о дате, месте и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом (л.д.21), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в рамках действующего законодательства (л.д.17-18).
Представитель третьего лица КУМС <адрес> о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 22), в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении суду не представил.
С учетом обстоятельств дела, отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца Безродного Д.А., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания для членов их семей.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В судебном заседании установлено, что истец Шмерко А.Ф. является собственником жилого помещения – двухкомнатной квартиры, общей площадью 36,7 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-12), выпиской из ЕГРН (л.д.25-28).
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено произвести отселение жильцов из аварийных и подлежащих сносу домов до 2021 года (л.д.).
Согласно заключению ООО «ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, физический износ жилого дома на момент проведения обследования составляет 72%, что указывает на его аварийное состояние. Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасности эксплуатации жилого дома. Принимая во внимание значительный физический износ (72%), а также аварийное состояние несущих и ограждающих конструкций, выполнение капитального ремонта или реконструкции здания нецелесообразно, так как стоимость восстановительных работ превысят стоимость строительства нового здания из аналогичных материалов, жилой дом признается аварийным и подлежащим сносу (л.д.30-56). указанное, также подтверждается заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29).
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный объект недвижимости и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, изъяты Администрацией <адрес> (л.д.57-58).
Многоквартирный жилой по адресу: <адрес> включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ», переселение граждан в рамках проекта «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>». Планируемая дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 8.1 статьи 32 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу частей 1 и 3 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введены части 8.1, 8.2 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем статьи 3, со дня его официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу вышеприведенных норм, добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.
Обязательства публично-правовых образований обеспечить права собственников помещений в связи с признанием дома аварийным и его сносом не могут быть использованы заинтересованными лицами в целях их обогащения. Данный правовой подход и был закреплен в частях 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, указано на необходимость произвести отселение жильцов до 2021 года. Иного срока нормативно не установлено, доказательств обратного, суду, вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
Действительно у истца Шмерко А.Ф. в собственности имелось жилое помещение по адресу: <адрес> (право собственности за регистрировано ДД.ММ.ГГГГ, прекращено ДД.ММ.ГГГГ).
При этом в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ», указанный дом включен в марте ДД.ММ.ГГГГ срок отселения определен в данной программе – до ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией <адрес> в адрес Шмерко А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо, согласно которому многоквартирный <адрес> в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу на основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> части 8.1 статьи 32 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. В соответствии с ч.8.2 ст.32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном дому после признания его аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Данная норма вступила в силу ДД.ММ.ГГГГ, при этом Федеральный закон №473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. У Шмерко А.Ф. право собственности на квартиру возникло после признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также в связи с тем, что на дату признания дома аварийным, имелось иное пригодное для проживания жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с чем, права на предоставление дополнительной меры поддержки не имеется. При изъятии квартиры расположенной по адресу: <адрес>, положена выплата возмещения (л.д.14).
Администрацией <адрес> в ответе на обращение истца указано именно на отсутствие оснований предоставить им в рамках указанной программы жилое помещение, а указано о выплате денежного возмещения, при этом истцом выбран способ – предоставление жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что жилое помещение истца и дом в котором оно находится, признаны аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу еще в 2015 году. При этом указано на недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, также указано о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома и непригодности для проживания, о том, что конструкции здания способны нанести вред здоровью или лишить жизни людей.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, истец не отселен, жилое помещение, отвечающее всем необходимым требованиям ему не предоставлено, что влечет нарушение его жилищных прав, которые он по вине ответчика не может реализовать в разумный срок.
Закон в данном случае не ставит реализацию и защиту жилищных прав в зависимость от даты признания дома аварийным и подлежащим сносу и даты начала действия новой программы по переселению граждан из аварийного жилья.
При этом речь не идет о внеочередном предоставлении истцу жилого помещения.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям не могут применяться положения частей 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма была введена в действие после приобретения истцом права собственности на жилое помещение и начала процедуры расселения, в связи с чем, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения, с учетом выраженного волеизъявления истца на предоставление ей в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, учитывая фактическую реализацию в настоящее время программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
Таким образом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением иного жилого помещения, должно рассматриваться, как один из способов прекращения права собственности. Одновременно, изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования.
Таким образом, после предоставления Шмерко А.Ф. равнозначного жилого помещения, подлежит прекращению право собственности в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и признание за муниципальным образованием <адрес> право собственности на указанное жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить в собственность, Шмерко ФИО9 взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое равнозначное жилое помещение, площадью не менее 36,7 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в пределах <адрес> края, благоустроенное применительно к условиям <адрес>.
Прекратить право собственности Шмерко ФИО10 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Шмерко ФИО11 в собственность равнозначного жилого помещения.
Признать за муниципальным образованием <адрес> право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Шмерко ФИО12 в собственность равнозначного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий Е.С. Пупкова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.