Решение по делу № 33а-2072/2020 от 23.04.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Докладчик Ленковский С.В. Апелляционное дело № 33а-2072/2020

Судья Евстафьев В.В. Дело № 2а-922/2020

УИД 21RS0023-01-2019-008652-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2020 года город Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего – судьи Евлогиевой Т.Н.,

судей Ленковского С.В. и Иванова П.Д.,

при секретаре судебного заседания Перцове Н.Н.,

с участием представителя заинтересованного лица ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Раськина С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Лебедева Евгения Евгеньевича на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 февраля 2020 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Лебедева Е.Е. к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконным бездействия государственной инспекции труда в Чувашской Республике по организации расследования несчастного случая на производстве; отказу от государственного контроля за надлежащим исполнением своих обязанностей специалистами работодателя, медицинскими работками и сотрудниками санэпидемнадзора, и обязать административного ответчика организовать расследование несчастного случая на производстве по форме НС-1 с указанием всех нарушений требований по охране труда и санитарно-эпидемиологических требований в деятельности ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», установления причин и виновных лиц несвоевременного уведомления Центра санэпидемнадзора о выявленном случае ГЛПС, установления причин уничтожения следов воздействия грызунов на рабочем месте заболевшего, причин непредставления администрацией работодателя необходимой документации в медицинские учреждения для назначения пенсии по инвалидности.

Заслушав доклад судьи Ленковского С.В., выступления представителя заинтересованного лица Раськина С.А., судебная коллегия

установила:

Лебедев Е.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконным бездействия Государственной инспекции труда в Чувашской Республике по организации расследования происшедшего заболевания 14.11.2018 года, как несчастного случая на производстве, отказу от государственного контроля за надлежащим исполнением своих обязанностей специалистами работодателя, медицинскими работниками и сотрудниками санэпидемнадзора. Кроме того просил обязать административного ответчика организовать расследование происшедшего заболевания, как несчастного случая на производстве по форме НС-1.

Требования мотивированы тем, что 30 июля 2019 года он обратился в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике (далее Инспекция) с письменной жалобой на умышленное ущемление его трудовых прав администрацией Заволжского линейного производственного управления магистральных газопроводов ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», которое после несчастного случая с истцом на производстве фактически скрыла данный факт и уволила его 1 марта 2019 года по инвалидности, Инспекция не провела проверку деятельности работодателя и не привлекла к ответственности должностных лиц, а указанная жалоба 12 августа 2019 года начальником отдела ГИТ в Чувашской Республике была перенаправлена в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике. 21 октября 2019 года по результатам санитарно-эпидемиологического исследования заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республики уведомил его о продолжении изучения ситуации с мышами. Считает бездеятельность чиновников административного ответчика - Государственной инспекции груда в Чувашской Республике незаконной.

В соответствии со статьей 356 Трудового кодексу РФ, на органы федеральной инспекции труда возложены обязанности государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом. Трудовые инспекции обязаны осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, имеют полномочия как на участие в расследовании несчастных случаев на производстве, так и на самостоятельное их проведение.

Данные обязанности ГТИ в Чувашской Республике по его обращению не были выполнены. 14 ноября 2018 года он был доставлен с рабочего места в реанимацию Канашской городской больницы в связи с резким ухудшением здоровья, вызванным гемморагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС). Перенес отек мозга, острый реактивный панкреатит (отечная форма). После стационарного лечения в феврале 2019 года его признали инвалидом 1 группы. Три раза в неделю вынужден проходить гемодеализ в Канашской городской больнице. 1 марта 2019 года его уволили с работы по инициативе администрации по состоянию здоровья. Руководством Заволжского ЛПУМГ (с. Красноармейское) и ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» не составлен акт о несчастном случае на производстве по форме НС-1, скрыты доказательства нарушения санитарных и гигиенических требований. Медицинский работник ЛПУМГ не уведомил территориальный орган санэпидемнадзора о выявленном несчастном случае заболевания гемморрагической лихорадкой на производстве, что исключило в последующем организацию своевременного обследования производственных помещений ГРС с изъятием необходимых проб для исследований. Специального расследования не проводилось. Направления на специальную медико-социальную экспертизу он не получал. Его обращения об этом работодателем были отклонены.

Проведенной Управлением Роспотребнадзора проверкой установлено, что администрация ЛПУМГ никогда не проводила никаких инженерно-технических мероприятий по защите газораспределительной станции от грызунов, не обеспечила грызунонепроницаемость производственных помещений, не проводила дератизационные мероприятия, что подтверждается актом санитарно - эпидемиологического расследования №58 от 18 сентября 2019 года. В нарушение требований статей 2, 212 и 219 Трудового кодекса РФ, администрация не создала безопасных для здоровья условий осуществления трудовой деятельности, не ознакомила с результатами санитарной проверки и с приказом № 1037 от 1 октября 2019 года.

При наличии вышеуказанных многочисленных нарушений со стороны работодателя административный ответчик самоустранился от возложенных законодательством обязанностей и не предпринял мер по восстановлению его нарушенных прав. Работодатель незаконно пытается переложить на него обязанность по доказыванию безопасных условий труда и его заболеванием лихорадкой и инвалидностью 1 группы.

Просит обязать Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике организовать расследование происшедшего с ним 14 ноября 2018 года несчастного случая на производстве по форме НС-1 с указанием всех нарушений требований по охране труда и санитарно-эпидемиологических требований в деятельности ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

Административным ответчиком и заинтересованными лицами поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

Из отзыва на административное исковое заявление руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике следует, что они провели санитарно-эпидемиологическое расследование. В ходе расследования установлено, что в помещении блока редуцирования Янтиковского ГРС Заволжского ЛПУМГ ООО»Газпром трансгаз Нижний Новгород» имеется множество щелей между полом и стеной, между стеной и потолком, следовательно, не проводятся в полном объеме инженерно- технические мероприятия по защите обьекта от грызунов. Были выставлены 26 ловушек для грызунов, однако в них грызуны не попались, установить причинно - следственную связь между заболеванием ГЛПС и нарушением санитарных условий труда не представляется возможным.

Из отзыва на административное исковое заявление руководителя Государственной инспекции труда следует, что 1 августа 2019 года в Инспекцию поступило заявление Лебедева Е.Е. с просьбой организовать проверку несчастного случая, происшедшего с ним 14.11.2018 в селе Янтиково Заволжского линейного производственного управления газопроводов ООО « Газпром трансгаз Нижний Новгород», откуда он был доставлен в реанимацию в связи с резким ухудшением здоровья, вызванным геморрагической лихорадкой с почечным синдромом ( далее ГЛПС). Данное обращение было направлено для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике. Указывает на то, что оснований для расследования происшедшего заболевания, как несчастного случая на производстве по форме НС-1 не имелось.

Из отзыва на административное исковое заявление Заволжского линейного производственного управления газопроводов ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» оснований для расследования происшедшего заболевания, как несчастного случая на производстве по форме НС-1 не имелось, поскольку заболевание Лебедева Е.Е. не связано с его трудовой деятельностью.

В судебном заседании административный истец Лебедев Е.Е. и его представитель административные исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.

Не согласившись с решением, административный истец Лебедев Е.Е. подал апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с решением и просит его отменить, вынести новое решение, удовлетворив иск. Указывает на то, что он заразился на рабочем месте, указанное заболевание произошло 14 ноября 2018 года, он был доставлен в критическом, бессознательном состоянии в больницу, где пережил кому, перенес несколько операций и стал инвалидом 1 группы бессрочно. Считает, что работодатель, и работники санэпидемнадзора грубо нарушили требования Трудового кодекса Российской Федерации и Инструкции о порядке расследования профессиональных заболеваний. Работодатель, в нарушение требований статьи 228 Трудового кодекса РФ, не образовал комиссию по расследованию, умышленно сокрыл следы воздействия грызунов. Работники санэпидемнадзора получили экстренное извещение из медицинского учреждения об установленном у него диагнозе - опасного вирусного заболевания 17 ноября 2018 года. Органы санэпидемнадзора обязаны были начать расследование и установить санитарно-гигиенические условия на его рабочем месте, что не было сделано. Только после его неоднократных жалоб на сокрытие администрацией предприятия произошедшего с ним и вещественных доказательств, воздействия грызунов на оборудование на его бывшем рабочем месте, Управление Роспотребнадзора провело расследование. Однако сами факты бездействия, откровенной волокиты (умышленного сокрытия доказательств) как со стороны работодателя, так и со стороны работников Управления Роспотребнадзора оставлены Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике без какой-либо правовой оценки. Бездействию профессионального врача, своевременно не уведомившего все инстанции (не менее 5) о факте заражения ГЛПС на рабочем месте, не направившего в медицинские учреждения необходимые документы (в т.ч. характеристику рабочего места), не подготовившего ни одного документа для оформления инвалидности на рабочем месте, ни одним государственным контрольным органом юридической оценки не дано. Государственная инспекция труда также не дала никакой оценки халатному проведению работниками санэпидемнадзора т.н. «расследования». Вопреки установленному Положению и ведомственной Инструкцией порядку расследования профессиональных заболеваний работодатель совместно с санитарным врачом не приняли никаких мер по установлению санитарно - гигиенических условий работника, не представили в установленный срок необходимые документы в медицинское учреждение и в Центр профессиональной патологии для установления инвалидности по профзаболеванию. Свидетели не опрошены, процессуальные права потерпевшего при проведении «скрытного расследования» существенно нарушены: он не был опрошен, с материалами проверки не ознакомлен, ходатайства и доказательства не истребованы, причины заболевания не выяснены. Полагает, что по смыслу статей 356 и 229 - 331 Трудового кодекса РФ, административный ответчик - ГИТ по Чувашской Республике при отказе работодателя от составления акта по форме НС-1 и халатном исполнении обязанностей санитарными работниками обязан был сам провести расследование с составлением акта по форме НС-1. В этом случае уже работодатель должен был доказывать, что сокрытие им факта тяжкого заболевания на рабочем месте, повлекшего инвалидность работника 1 группы, никак не связано с нарушением им же санитарных норм и Положения о порядке расследования несчастных случаев на производстве. Указывает, что подлежит исключению из мотивировочной части обжалуемого решения вывод суда, изложенный в абзаце 8 на листе 10, о том, что «судом установлено, что на ГРС с.Янтиково периодически ежеквартально проводятся дератизационные мероприятия». На самом деле судьей данный вывод сделан односторонне, без изучения объективных материалов. Работодатель ООО «Газпром трансгаз Нмижний Новгород» представил в суд только договоры на проведение дератизационных работ и акты выполненных работ, из которых невозможно выяснить точное место и конкретные виды и объемы выполненных работ. Также судьей не учтено, что огороженная высоким забором с проволокой по периметру закрытия территория Янтиковской ГРС является особо охраняемым объектом. Доступ посторонних лиц без специальных разрешений (приказов) администрации или пропусков невозможен. Все лица, посетивших особо охраняемый объект в период с 2017 по 2019 годы, занесены в специальный журнал, который вели операторы ФИО1 и ФИО2 Никаких дератизационных мероприятий в течение 2017-2018 годов и участвовавших в них санэпидемработников на территории Янтиковской ГРС в журнале не указано, они не проводились. Данное обстоятельство является принципиальным, подтверждающим халатность работодателя при выполнении санитарных норм. Также необходимо отметить, что сами специалисты Государственной инспекции труда и Управления Роспотребнадзора не могут прийти к единому мнению о порядке учета и расследования его заболевания. Работодатель ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» категорически не желает составлять ни акт о несчастном случае на производстве, ни акт расследования профессионального заболевания, необоснованно считая, что заболевание носит бытовой характер. По мнению санитарно-эпидемиологических работников, для составления акта расследования профессионального заболевания на производстве необходимо установление причинной связи между самим заболеванием и повреждением здоровья работника. Согласно официальному ответу руководителя Центра профессиональной патологии Чувашской Республики от 23 сентября 2019 года, заболевание геморрагической лихорадкой является вирусным, его трудно отнести к телесным повреждениям в понятии статьи 227 Трудового кодекса РФ. Определение подведомственности расследования острого заболевания как несчастного случая на производстве или в качестве острого профессионального заболевания от вредных производственных факторов также относится к компетенции Государственной инспекции труда в Чувашской Республике. Просит отменить решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29 февраля 2020 года и вынести новое решение. Признать незаконным бездействия Государственной инспекции труда в Чувашской Республике по организации надлежащего расследования происшедшего со 14 ноября 2018 года несчастного случая на производстве по форме НС-1 с указанием всех нарушений требований по охране труда и санитарно-эпидемиологических требований в деятельности ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», установления причин и виновных лиц несвоевременного уведомления Центра санэпидемнадзора о выявленном случае ГЛПС, установления причин уничтожения следов воздействия грызунов на рабочем месте заболевшего, установления причин непредставления администрацией работодателя необходимой документации в медицинские учреждения для назначения пенсии по инвалидности.

Административный истец Лебедев Е.Е., его представитель Галочкин С.В., представители административного ответчика Государственной инспекции труда в Чувашской Республике и заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» представил возражение на апелляционную жалобу, в которой указал на необоснованность доводов и просил решение оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, выслушав представителя Раськина С.А., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным, а поэтому не находит оснований для его отмены или изменения.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 июля 2019 года Лебедев Е.Е., работавший оператором ГРС в Заволжском линейном производственном управлении магистральных газопроводов, обратился в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республики с жалобой на сокрытие администрацией Заволжского линейного производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ) ПАО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» несчастного случая на производстве.

Данное обращение было направлено в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике.

Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии проведено санитарно-эпидемиологическое расследование по факту регистрации ГЛПС у сотрудника Янтиковской ГРС Заволжского ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

По результатам расследования был составлен акт санитарно - эпидемиологического расследования №58 от 18.09.2019 года, из которого следует, что в помещении блока редуцирования Янтиковской ГРС Заволжского ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» по адресу: <адрес> имеются множество щелей между полом и стеной, между стеной и потолком, следовательно, не проводятся в полном объеме инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов, что не обеспечивает грызунонепроницаемость помещений и является нарушением: ст. 24 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 7.3.3 СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий». Однако установить причинно - следственную связь между заболеванием ГЛПС и нарушением санитарных условий труда не представляется возможным.

Судом обоснованно приняты во внимание нормы закона, регулирующие отношения, связанные с несчастными случаями на производстве.

Так в соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию как несчастные случаи подлежат события, в результате которых получены телесные повреждения ( травмы), в том числе укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя.

В соответствии с п.7 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73 острые профессиональные заболевания ( отравления), в отношении которых имеются основания полагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежит расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967 ( далее Положение).

Пунктом 2 Положения определено, что расследованию и учету подлежат острые и хронические профессиональные заболевания ( отравления), возникновение которых у работников обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обеспечивается, в том числе посредством федерального санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с п.3 Положения о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года №412, государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор). Указанная служба устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей.

Факт того, что Роспотребнадзор провел расследование через длительный промежуток времени после заболевания Лебедева Е.Е., не влияет на законность решения, поскольку ранее к ним указанного сообщения не поступало.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что Лебедев Е.Е. на рабочем месте заразился и заболел не установлено.

Так согласно оперативному журналу ГРС Янтиково во время смены с 8 часов 14 по 8 часов 15 ноября 2018 года Лебедев Е.Е. в 8 часов 35 минут доложил диспетчеру Заволжского ЛПУМГ и начальнику службы по ЭГРС об ухудшении здоровья и вышел в поликлинику.

Согласно журналу дефектов основного и вспомогательного оборудования ГРС « Янтиково», заполняемые операторами ГРС, в течение времени сентября – ноября 2018 года правил по охране труда и промышленной безопасности ( порчи грызунами оборудования или других предметов) не обнаружено.

Согласно рабочей инструкции оператора ГРС в области охраны труда и промышленной безопасности Лебедев Е.Е. был обязан: ежедневно участвовать в работе 1 уровня административно- производственного контроля за состоянием условий охраны труда, перед началом смены проводить осмотр своего рабочего месте и принимать меры по устранению замечаний; о выявленных при осмотре недостатках докладывать непосредственному руководителю и по его указанию участвовать в их устранении; незамедлительно информировать непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц о любой ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровья людей.

Из имеющихся в материалах дела доказательств, следует, что никакой информации о недостатках на его рабочем месте в адрес непосредственного руководителя не поступало.

Согласно договору №5-П/2017 -143 от 25.12.2017 на ГРС с.Янтиково периодически ежеквартально проводятся дератизационные мероприятия.

С учетом изложенного и системного толкования указанных нормативных актов, суд обоснованно пришел к выводу о том, что санитарно-эпидемиологическое расследование по факту заболевания Лебедева Е.Е. проведено уполномоченным органом, а составления акта о несчастном случае на производстве не имелось.

Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные ст. 310 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст.177 и 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Лебедева Евгения Евгеньевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой Кассационный Суд общей юрисдикции ( г.Самара) через суд первой инстанции в течении 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи

33а-2072/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Лебедев Е.Е.
Ответчики
Государственная инспекция труда в ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Савелькина Г.О.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
24.04.2020Передача дела судье
10.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2020Передано в экспедицию
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее