Решение по делу № 3а-1631/2020 от 21.10.2020

Дело № 3а-1631/2020

    32ОS0000-01-2020-001183-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск                                                                                                26 ноября 2020 г.

          Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи             Горбарчука С.А.,

при секретаре                                      Скрипиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ника» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ника» (далее - ООО «Ника») обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности и на праве аренды принадлежат следующие объекты недвижимости:

магазин продовольственных товаров со встроенной газовой мини-котельной, назначение: нежилое здание, общей площадью 1100,1 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 25 925 448 руб. 20 коп.;

нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1873,3 кв.м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 56 506 464 руб. 73 коп.;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для использования нежилых помещений (магазинов), общей площадью 1467 +/- 13.41 кв.м, кадастровый ,, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 5 745 974 руб. 94 коп.;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования магазина продовольственных товаров со встроенной газовой котельной, общей площадью 1385 +/- 13,03 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 5 424 795 руб. 70 коп.;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для выполнения работ по благоустройству территории, прилегающей к магазину продовольственных товаров, общей площадью 1 342 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 2 688 361 руб. 50 коп.

Кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости ООО «Ника» посчитало завышенной, в связи с чем обратилось в ООО «Бизнес Фаворит» для определения рыночной стоимости оспариваемых объектов недвижимости.

Согласно отчетам об оценке от 7 июля 2020 г. № 59-03/20Н; от 10 июля 2020 г. № 63-03/20Н; 6 июля 2020 г. № 60-03/20Н; 7 июля 2020 г. № 61-03/20Н по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость составляет:

нежилого здания с кадастровым номером: в размере 22 619 000 руб.;

нежилого помещения с кадастровым номером: в размере 30 347 000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 2 636 000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 2 238 000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 2 169 000 руб.

ООО «Ника» просит суд установить кадастровую стоимость оспариваемых объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с представленными отчетами.

Административный истец и его представитель по доверенности Бокатуро А.В., а также представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

От представителей административного истца ООО «Ника» – Бокатуро А.В., административных ответчиков Управления Росреестра по Брянской области – Ланцевой Ю.В., Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» – Ребеко О.Г., заинтересованного лица Брянской городской администрации – Кожанова А.А. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Данные ходатайства судом удовлетворены.

С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участников процесса.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

На территории Брянской области государственная кадастровая оценка в 2019 г. в отношении всех видов объектов недвижимости проводилась государственным бюджетным учреждением «Брянскоблтехинвентаризация» в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 2 октября 2018 г. № 1196 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области».

Как следует из материалов дела, ООО «Ника» на праве собственности и на праве аренды принадлежат следующие объекты недвижимости:

магазин продовольственных товаров со встроенной газовой мини-котельной, назначение: нежилое здание, общей площадью 1100,1 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>;

нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1873,3 кв.м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для использования нежилых помещений (магазинов), общей площадью 1467 +/- 13.41 кв.м, кадастровый ,, расположенного по адресу: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования магазина продовольственных товаров со встроенной газовой котельной, общей площадью 1385 +/- 13,03 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для выполнения работ по благоустройству территории, прилегающей к магазину продовольственных товаров, общей площадью 1 342 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 и по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:

нежилого здания с кадастровым номером: в размере 25 925 448 руб. 20 коп.;

нежилого помещения с кадастровым номером: в размере 56 506 464 руб. 73 коп.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 5 745 974 руб. 94 коп.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 5 424 795 руб. 70 коп.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 2 688 361 руб. 50 коп.

Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН нежилых помещений с кадастровыми номерами: – 23 января 2020 г.

Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН земельных участков с кадастровыми номерами: – 26 января 2020 г.

    В силу ст. 245 КАС РФ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.

Административный истец является плательщиком налога на имущество, а также арендных платежей, которые рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в связи с чем имеет правовой интерес в результатах определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст. ст. 9, 13, 14), доводы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Согласно абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчеты об оценке от 7 июля 2020 г. № 59-03/20Н; от 10 июля 2020 г. № 63-03/20Н; 6 июля 2020 г. № 60-03/20Н; 7 июля 2020 г. № 61-03/20Н по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость составляет:

нежилого здания с кадастровым номером: в размере 22 619 000 руб.;

нежилого помещения с кадастровым номером: в размере 30 347 000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 2 636 000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 2 238 000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером: в размере 2 169 000 руб.

Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверяя представленные административным истцом отчеты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности и аренды ООО «Ника», суд приходит к выводу, что они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки №№ 1, 2, 3, 7 утвержденным приказами Минэкономразвития России, в связи с чем находит их допустимыми и достоверными доказательствами по делу. Содержание отчетов свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на их рыночную стоимость. Отчеты содержат подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Каких-либо сомнений в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.

В соответствии с абзацем 1 статьи 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Оценщик Федотов А.С., составивший отчеты, с 10 мая 2017 г. является членом Ассоциации «Саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет», имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, необходимые дипломы.

Административные ответчики не оспаривали обоснованность представленных административным истцом отчетов о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, доказательств иного размера их рыночной стоимости не представили, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 1 января 2019 г. следующих объектов недвижимости:

магазина продовольственных товаров со встроенной газовой мини-котельной, назначение: нежилое здание, общей площадью 1100,1 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 22 619 000 рублей;

нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1873,3 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 30 347 000 рублей;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для использования нежилых помещений (магазинов), общей площадью 1467 +/- 13.41 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 636 000 рублей;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования магазина продовольственных товаров со встроенной газовой котельной, общей площадью 1385 +/- 13,03 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 238 000 рублей;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для выполнения работ по благоустройству территории, прилегающей к магазину продовольственных товаров, общей площадью 1342 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 169 000 рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Административным истцом настоящий административный иск направлен в Брянский областной суд 21 октября 2020 г.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ника» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г.:

магазина продовольственных товаров со встроенной газовой мини-котельной, назначение: нежилое здание, общей площадью 1 100,1 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 22 619 000 рублей;

нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1 873,3 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 30 347 000 рублей;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для использования нежилых помещений (магазинов), общей площадью 1 467 +/- 13.41 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 636 000 рублей;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования магазина продовольственных товаров со встроенной газовой котельной, общей площадью 1 385 +/- 13,03 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 238 000 рублей;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для выполнения работ по благоустройству территории, прилегающей к магазину продовольственных товаров, общей площадью 1 342 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 169 000 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 октября 2020 г.

Вновь установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 8 декабря 2020 г.

Председательствующий

судья Брянского областного суда                                                          С.А. Горбарчук

3а-1631/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Ника"
Ответчики
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
Брянская городская администрация
Торубаров Константин Николаевич
Михайлов Игорь Евгеньевич
Щеголяева Светлана Федоровна
Харченко Олег Иванович
Кондратенко Александр Олегович
Бибиков Игорь Исмаилович
Дубровин Макчим Александрович
Тюлихова Ольга Викторовна
Боброва Галина Алексевна
Пец Валерий Николаевич
Правительство Брянской области
Шкинев Александр Владимирович
Глазов Сергей Николаевич
Казаков Павел Борисович
Калинина Галина Кимовна
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
21.10.2020Регистрация административного искового заявления
21.10.2020Передача материалов судье
21.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2020Подготовка дела (собеседование)
11.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2020Судебное заседание
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее