АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 14 декабря 2023 года
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.
при помощнике Пахотиной Е.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании материал
№ 15.1-115/2023 по заявлению администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о прекращении исполнительного производства,
по частной жалобе администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области
на определение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 1 ноября 2023 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявления администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о прекращении в части исполнительного производства от 2 марта 2023 года
№ 13876/23/34023-ИП, возбужденного заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Октябрьского районного отделения судебных приставов ГУФССП по Волгоградской области Яценко И.Е., об обязании администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с Законом № 73-ФЗ, оформить охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно на Братскую могилу советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ 1509 в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», а также Братскую могилу участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов (№ 1510), отказать»,
установил:
администрация Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, указав, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда Волгоградской области от 31 мая 2022 года на администрацию Аксайского сельского поселения возложена обязанность в течение шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территорий, зоны охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно: Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ 1509, № 1541 в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), а также Братскую могилу участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов (№ 1510), оформить охранные обязательства собственника или иного законного владельца на Братскую могилу советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ 1509 в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), а также Братскую могилу участников гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов (№ 1510).
Должником предприняты все необходимые действия по исполнению судебного акта: зарегистрировано право муниципальной собственности на объекты культурного наследия, являющиеся предметом решения суда; подготовлены проекты границ и режимов использования территорий указанных объектов (которые утверждены уполномоченным органом), направлено заявление в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области об оформлении охранных обязательств на объекты культурного наследия.
Вместе с тем, с учетом того, что полномочия по оформлению охранных обязательств отнесены к компетенции Комитета, заявитель не может в установленный решением суда срок исполнить судебный акт в части оформления охранных обязательств из-за не проведения Комитетом необходимых мероприятий по изготовлению и утверждению таких обязательств.
Просила суд прекратить исполнительное производство по указанным основаниям.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе администрация Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить по мотиву нарушения и неправильного применения судом норм процессуального права.
Согласно положениям части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ, частная жалоба на обжалуемое определение суда рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части третьей настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Перечень оснований прекращения исполнительного производства изложен в статье 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть доказан факт возникновения утраты возможности исполнения требований исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми законными способами.
В силу части 5 статьи 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, не может быть повторно предъявлен к исполнению.
Разрешая заявление администрации Аксайского сельского поселения о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанные заявителем доводы не могут являться основанием для прекращения исполнительного производства, поскольку они не свидетельствуют об утрате возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
Из материалов дела следует, что 2 марта 2023 года судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП ГУФССП по Волгоградской области на основании указанного решения суда в отношении должника – администрации Аксайского сельского поселения на основании указанного выше судебного акта возбуждено исполнительное производство
№ 13876/23/34023.
Определением Октябрьского районного суда Волгоградской области от 29 марта 2023 года администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 1 октября 2023 года.
Во исполнение судебного решения от 31 мая 2023 года должником было зарегистрировано право муниципальной собственности на объекты культурного наследия.
Приказами комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 2 ноября 2022 года № 563 и № 564, утверждены границы и режимы использования территории указанных в решении суда объектов культурного наследия, приказом от 12 сентября 2023 года № 437 утверждены зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 года № 697-п, Комитет утверждает охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
Заявление об оформлении охранных обязательств на объекты культурного наследия было направлено должником в адрес Комитета 15 сентября 2023 года.
13 октября 2023 года в своем ответе Комитет указал, что мероприятия по подготовке названных охранных обязательств, в том числе составление актов технического состояния, будет осуществлено в 2024 году.
Таким образом, доводы заявителя о том, что исполнение судебного решения в установленные им сроки невозможно, не свидетельствует о том, что возможность исполнения решения суда у заявителя утрачена.
Учитывая, что иных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения исполнительного документа, выданного на основании вступившего в законную силу решения суда, не представлено, а после прекращения исполнительного производства, взыскатель будет лишен права повторно предъявить исполнительный документ к исполнению, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
На основании изложенного, доводы частной жалобы являются несостоятельными, не могут послужить основанием к отмене определения, предусмотренного статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При таких данных, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
определил:
определение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий судья: