Решение по делу № 2-3181/2021 от 14.04.2021

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2021 г.                                                                                         <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Магомедова И.М., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании администрации ГОсВД "<адрес>" предоставить ФИО1 состоящему на учете в <адрес>, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД "<адрес>" субвенции в объеме необходимым для обеспечения ФИО1 жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,-

УСТАНОВИЛ:

Зам. прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации <адрес> и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании администрации ГОсВД "<адрес>" предоставить ФИО1 состоящему на учете в <адрес>, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД "<адрес>" субвенции в объеме необходимым для обеспечения ФИО1 жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма. В силу требований статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена (согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес>) из-за недоведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «<адрес>» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, по указанным в иске основаниям.

Заинтересованное лицо ФИО1, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5 иск не признал, пояснив, что при предоставления истцу вне очереди жилого помещения будут нарушены интересы других лиц, которые стоят раньше. У администрации нет финансовых возможностей обеспечить жильем всех сирот, ввиду недостаточного финансирования из бюджета Республики Дагестан.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Дагестан ФИО6 исковые требования прокурора не признал и пояснил, что обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на местные органы власти. Министерство финансов РД на основании сведений, представленных Министерством образования РД, при формировании Республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их из числа. Полномочием Минфина РД является доведение до главного распорядителя бюджетных средств, которым в рассматриваемых отношениях является администрация <адрес>, общую сумму бюджетных средств, утвержденную на соответствующий финансовый год. У Республики Дагестан в лице органов государственной власти в процессе реализации государственной политики по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникают расходные обязательства по финансированию расходов местных органов власти, связанных с обеспечением жильем указанной категории граждан. Такие обязательства возникают у Республики Дагестан, как публично-правового образования перед муниципальными районами и городскими округами РД, то есть непосредственных обязательств перед детьми, получателями мер социальной поддержки у органов государственной власти РД не возникает.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Дагестан в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела. Отзыв на иск не представил.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Статьей 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и лиц из их числа.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий.

Из пункта 2 постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что Министерство образования и науки Республики Дагестан определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением указанных государственных полномочий.

Кроме того, согласно пунктам 4.58 и 4.8 Положения о Министерстве образования и науки Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ , данное министерство реализует государственную политику в области социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на эти цели.

Пунктом 1 части 1 статьи 27 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в <адрес>» предусмотрено, что Министерство финансов Республики Дагестан составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство Республики Дагестан.

Частью 3 статьи 27 Закона определено, что Министерство финансов Республики Дагестан несет ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным законом.

В судебном заседании установлено, что истец является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма. Жилого помещения, закрепленного или находящегося в собственности не имеет. Однако, до настоящего времени администрацией <адрес> жилое помещение истцу для проживания не предоставлено по причине недостаточности выделяемых субвенций из бюджета РД на эти цели. Министерство финансов РД не выделила в достаточном размере субвенции администрации <адрес> для финансирования расходов по приобретению или строительству жилья для передачи их сиротам.

Указанные обстоятельства, а также обоснованность постановки на учет истца по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ответчиками не оспариваются.

Доводы представителя администрации <адрес> суд считает несостоятельными. Гарантированное законом право истца, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органам местного самоуправления денежных средств на эти цели.

В законе отсутствует указание на предоставление жилых помещений названной категории граждан в порядке очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, включения в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

При этом, отсутствие достаточного финансирования со стороны министерства финансов РД на реализацию делегированных администрации <адрес> полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями вне очереди, решение суда, вынесенное в отношении администрации <адрес>, будет неисполнимым, а потому суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора в отношении обоих ответчиков.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, в силу недееспособности и по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Обращение прокурора в защиту интересов истца, суд считает допустимым, как менее социально защищенной категории граждан РФ.

Таким образом, суд считает требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию ГОсВД "<адрес>" предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоящему на учете в <адрес>, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД "<адрес>" субвенции в объеме необходимым для обеспечения ФИО1 жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Мотивированное решение    изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                        Магомедов И.М.

2-3181/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Советского района г.Махачкалы в интересах Курбанова Шамиля Зулкарнаевича
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Министерство финансов РД
Другие
Министерство образования и науки РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Магомедов Исрапил Магомедрасулович
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
14.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2021Передача материалов судье
18.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2021Подготовка дела (собеседование)
12.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
25.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее