Дело № 2а-249/19
Решение
Именем Российской Федерации
22 января 2019 г. г. Махачкала.
Ленинский районный суд г. Махачкала РД в составе:
председательствующего судьи Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре Гаджиевой М.З.,
рассмотрев дело по административному иску Ходякова О.В., Седирова А.М., Нурмагомедовой П.Н., Алаверды С.С., Курбановой А.М., Черноусова Н.К., Нурудинова А.М., Мяммабутаева Н.М., Гаджиевой З.В., Исмаиловой М. А.,Герейханова В. И., Алибековой П.Г., Магомедов а А. А., Шило В. Р., Ширинова Н.Ш., Ширинова С.Ш., Кобякова В. С., Акказиева Р. Я.,Тажибовой Т.А., Магомедова В.В., БабаевойР.М., Горбуновой Е.А., Бабаева Н.С., Абдуллаева Г. Ю., Магомедова М.М., Магомедова А.К.,0смановой К.Н., Магомедова Г.И., Жапарова Н.Р., Ибрагимова М.А., Магомедовой М.А., к Администрации г. Махачкалы о признании бездействия, незаконным,
установил:
Ходяков О.В., Седиров А.М., Нурмагомедова П.Н., Алаверды С.С., Курбанова А.М., Черноусов Н.К., Нурудинов А.М., Мяммабутаев Н.М., Гаджиева З.В., Исмаилова М. А.,Герейханов В. И., Алибекова П.Г., Магомедов А. А., Шило В. Р., Ширинов Н.Ш., Ширинов С.Ш., Кобяков В. С., Акказиев Р. Я.,Тажибова Т.А., Магомедов В.В., Бабаева Р.М., Горбунова Е.А., Бабаев Н.С., Абдуллаев Г.Ю., Магомедов М.М., Магомедов А.К.,0сманова К.Н., Магомедов Г.И., Жапаров Н.Р., Ибрагимов М.А., Магомедова М.А., обратились административным иском к Администрации г. Махачкалы о признании бездействия, незаконным.
В обоснование иска указали, что согласно ст. 16 Федеральный закон от 29.12.2004 №189-ФЗ (в редакции от 01.07.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вся придомовая территория (земельный участок под домом и в необходимых для эксплуатации всего дома границах) находится в их общей собственности как собственников (владельцев) квартир в многоквартирном доме.
Они, как собственники квартир в указанных многоквартирных домах, три раза в письменной форме обратились к ответчику с заявлением определить границы наших земельных участков - придомовых территорий наших многоквартирных домов: дома <адрес>, на что административный ответчик не реагирует.
В судебное заседание истцы, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, об отложении не ходатайствовали, о причинах не уведомили, в суд направили представителя на основании доверенности Исрафилова И.М.
Представитель истцов Исрафилов И.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям иска.
Ответчики Администрация ГОсВД г.Махачкала и МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» в суд представителей не направили, несмотря на надлежащее извещение, о причинах не уведомили, об отложении не просили, судом дело рассмотрено в их отсутствие, в соответствии ч.2.ст.КАС РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
Как установлено и следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками и владельцами жилых помещений в многоквартирных домах <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, а также договорами о безвозмездной передаче в собственность квартир и купли-продажи.
Истцы неоднократно и последний раз 25.10.2018 обращались в администрацию ГОсВД «город Махачкала» с заявлением о формировании земельного участка под их многоквартирными жилыми домами.
Ответчиком обращения истцов оставлены без реагирования, лишь в судебное заседание представили ксерокопию ответа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» на обращение истцов, что запрашиваемый земельный участок расположен в зоне П4-Зона многофункционального назначения с преобладанием производственной и коммунальной застройки. Согласно регламенту основными и вспомогательными видами разрешенного использование многоквартирные дома не предусмотрены, в виду чего формирование придомовой территории не представляется возможным.
Однако ответчиком в суд не было представлено письмо в подлиннике или заверенная в установленном порядке его копия, не были представлены также доказательства направления его адресату.
Кроме того представитель истцов в суде пояснил, что данное письмо составлено после обращения с заявлением, ни истцам, ни ему оно не направлено и не вручено.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для признания
указанной копии письма от 28.11.2018 доказательством устранения нарушения прав истцов ответчиком путем бездействия.
Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 11.10 ЗК предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории.
Согласно ч. 13 ст. 39.20 ЗК РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодательно закреплены в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно ч.1 ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 2 указанной статьи закреплено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 г.) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его образования и проведения государственного кадастрового учета. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома (части 5, 6 статьи 16 вышеуказанного Закона).
В судебном заседании установлено, что административные истцы является собственниками квартир многоквартирных жилых домов <адрес>.
Пунктом 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Судом установлено, что земельный участок, расположенный под многоквартирным домом на государственный кадастровый учет не поставлен.
Обращение собственников помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Именно на органы местного самоуправления федеральным законом возложена публичная обязанность, сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, при установленных обстоятельствах.
При этом право на приобретение в собственность спорного земельного участка у собственников многоквартирного дома возникло в силу закона и не может быть ограничено решением органа местного самоуправления и зависеть от наличия формальных причин.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы вправе требовать формирования границ земельных участков под названными выше многоквартирными домами, что не противоречит действующему законодательству, так как они является собственниками помещений многоквартирного жилого дома и имеют право на предоставление земельного участка, необходимого для использования и эксплуатации данного дома, административный ответчик обязан был формировать земельные участки, на которых расположены указанные многоквартирные дома.
Учитывая, что оспариваемое бездействие административных ответчиков незаконно, суд считает возможным возложить на них обязанность сформировать земельные участки под многоквартирными домами <адрес> расположенными по адресу: <адрес> и поставить их на кадастровый учет, согласно ранее поданного истцами заявления, в целях восстановления их нарушенного права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Ходякова О.В., Седирова А.М.,. Нурмагомедовой П.Н., Алаверды С.С., Курбановой А.М., Черноусова Н.К., Нурудинова А.М., Мяммабутаева Н.М., Гаджиевой З.В., Исмаиловой М. А.,Герейханова В. И., Алибековой П.Г., Магомедов а А. А., Шило В. Р., Ширинова Н.Ш., Ширинова С.Ш., Кобякова В. С., Акказиева Р. Я.,Тажибовой Т.А., Магомедова В.В., БабаевойР.М., Горбуновой Е.А., Бабаева Н.С., Абдуллаева Г. Ю., Магомедова М.М., Магомедова А.К.,0смановой К.Н., Магомедова Г.И., Жапарова Н.Р., Ибрагимова М.А., Магомедовой М.А., удовлетворить
Признать бездействие Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» по рассмотрению заявления Ходякова О.В., Седирова А.М.,. Нурмагомедовой П.Н., Алаверды С.С., Курбановой А.М., Черноусова Н.К., Нурудинова А.М., Мяммабутаева Н.М., Гаджиевой З.В., Исмаиловой М. А.,Герейханова В. И., Алибековой П.Г., Магомедов а А. А., Шило В. Р., Ширинова Н.Ш., Ширинова С.Ш., Кобякова В. С., Акказиева Р. Я.,Тажибовой Т.А., Магомедова В.В., БабаевойР.М., Горбуновой Е.А., Бабаева Н.С., Абдуллаева Г. Ю., Магомедова М.М., Магомедова А.К.,0смановой К.Н., Магомедова Г.И., Жапарова Н.Р., Ибрагимова М.А., Магомедовой М.А., об определении придомовых территорий многоквартирных домов в <адрес> незаконным.
Обязать Администрацию г. Махачкалы и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы» рассмотреть заявление Ходякова О.В., Седирова А.М., Нурмагомедовой П.Н., Алаверды С.С., Курбановой А.М., Черноусова Н.К., Нурудинова А.М., Мяммабутаева Н.М., Гаджиевой З.В., Исмаиловой М.А., Герейханова В.И., Алибековой П.Г., Магомедов а А. А., Шило В. Р., Ширинова Н.Ш., Ширинова С.Ш., Кобякова В. С., Акказиева Р. Я.,Тажибовой Т.А., Магомедова В.В., БабаевойР.М., Горбуновой Е.А., Бабаева Н.С., Абдуллаева Г. Ю., Магомедова М.М., Магомедова А.К., 0смановой К.Н., Магомедова Г.И., Жапарова Н.Р., Ибрагимова М.А., Магомедовой М.А., об определении придомовых территорий многоквартирных домов в <адрес> и дать ответ в надлежащем порядке.
Резолютивная часть решения суда вынесена 22.01.2019.
Мотивированным решением в окончательной форме могут ознакомиться 28.01.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательном виде.
Судья Магомедрасулов Б.М.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>