Дело № 2а-883/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.
при секретаре Пивоваровой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова ИБ и Ивановой ЛП к Администрации города Бийска о признании незаконным постановления,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов И.Б. и Иванова Л.П. обратились в суд с административным иском к Администрации города Бийска о признании незаконным постановления.
В обоснование требований указали, что они являются собственниками квартиры № в доме № по пер. <адрес>. Решением межведомственной комиссии Администрации города Бийска в 2017 году указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2778 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01 января 2019 года. После того, как срок проведения работ по сносу дома истек 01 января 2019 года, они неоднократно обращались в Администрацию города Бийска с письменными обращениями по вопросу принятия решения по изъятию земельного участка их жилых помещений в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В ответ на обращения собственников помещений административный ответчик лишь незаконно продлевал сроки для выполнения работ по сносу дома: постановлением от 30 января 2019 года № 147 срок выполнения работ по сносу дома был продлен до 01 августа 2019 года, постановлением от 12 августа 2019 года № 1306 срок выполнения работ по сносу дома был продлен до 01 января 2022 года.
Постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1306 издано с нарушением ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает права собственников помещений многоквартирного дома. Установленный срок до 01 января 2022 года является неразумным, так как техническое состояние многоквартирного дома оценивается, как аварийное, проживание в доме грозит жизни и здоровью.
Просят признать незаконным постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1306 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2778 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года.
Административные истцы Иванов И.Б. и Иванова Л.П. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, суду дали аналогичные пояснения.
Представитель административных истцов Бокк А.П. требования административного иска Иванова И.Б. и Ивановой Л.П. поддержал, суду дал аналогичные пояснения.
Административный ответчик- представитель Администрации города Бийска, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд считает возможным.
В письменных возражениях, имеющихся в материалах дела, представитель Администрации города Бийска просит в удовлетворении требований Иванову И.Б. и Ивановой Л.П. отказать, указывая, что постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1306 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2778 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года соответствует ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При отсутствии законодательно определенного понятия «разумного срока» устанавливаемый собственникам срок для сноса или реконструкции дома обоснованно определен, исходя из финансовой возможности органа местного самоуправления реализовать процедуру изъятия жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд.
Постановлением Администрации города Бийска от 21 ноября 2019 года № 2070 утверждена муниципальная адресная программа «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы». В данную программу включен многоквартирный дом № по пер. <адрес>, срок реализации программы в отношении которого определен 2027 годом. Оспариваемое постановление права и охраняемые законом интересы собственников помещений многоквартирного дома не нарушает.
Удовлетворение заявленного требования приведет к нарушению принципа разделения властей, поскольку суд не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанность принять нормативный правовой акт.
Заинтересованные лица- Медведева В.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Медведева С.П., Назаренко Т.Е., Ларионенко И.С., Быкова В.Н., в судебном заседании требования административного иска Иванова И.Б. и Ивановой Л.П. поддержали, просили их удовлетворить, указывая, что проживание в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, опасно для жизни и здоровья, установленный Администрацией города Бийска новый срок для проведения работ по сносу дома является неразумным, нарушает их жилищные права.
Заинтересованные лица Новожилова И.А., Ларионенко А.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка заинтересованных лица имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что Иванов И.Б. и Иванова Л.П. являются на праве общей совместной собственности собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной Войны от 19 октября 2017 года № 624 выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
На основании постановления Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2778 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (п.1). Пунктом 2 данного постановления собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01 января 2019 года. В п. 4 разъяснено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный в п. 2 данного постановления, не осуществили снос многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Бийска от 30 января 2019 года № 147 внесены изменения в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2778, в п. 2 слова «до 01 января 2019 года» заменены словами «до 01 августа 2019 года».
Постановлением Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1306 внесены изменения в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2778 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», расположенного по адресу: <адрес>, в п. 2 постановления слова «до 01 января 2019 года» заменены словами «до 01 января 2022 года».
Указанный многоквартирный жилой дом включен в муниципальную адресную программу «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы», утвержденную постановлением Администрации города Бийска от 21 ноября 2019 года № 2070.
Административные истцы, полагая, что новые сроки отселения и сноса не соответствуют принципам разумности, обратились за судебной защитой.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Часть 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного закона определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако, согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Как установлено по делу, срок сноса многоквартирного дома был установлен административным ответчиком до 01 января 2019 года, до 01 августа 2019 года и 01 января 2022 года.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства: фотоматериалы, заключение ОАО «Промгражданпроект» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома № по пер. <адрес> от 20 сентября 2017 года № 127, сообщения средств массовой информации свидетельствуют о том, что многоквартирный дом представляет угрозу обрушения, в результате которой может быть причинен вред жизни и здоровью, имуществу собственников помещений и неопределенного круга лиц.
Так, согласно заключению ОАО «Промгражданпроект» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома № по пер. <адрес> от 20 сентября 2017 года № 127, фактический срок службы жилого дома- 113 лет. Кирпичная кладка фундаментов дома, которая не имеет горизонтальной и вертикальной гидроизоляции, подвергается воздействию грунтовой влаги, вследствие чего местами наблюдается расслоение, разрушение кирпичной кладки и снижение ее прочности. Изнутри подвального помещения кладка фундамента имеет следы сырости, местами имеются косые трещины раскрытием до 0,5 см. Категория технического состояния фундамента жилого дома характеризуется повреждениями, свидетельствующими о снижении несущей способности, оценивается как ограниченно- работоспособное.
Наружные стены бревенчатые, обшиты короткими досками. В нижних венцах сруба наблюдается глубокое и сквозное растрескивание древесины, разрушение гнилью. В доме ощущается запах сырости и плесени. Щели между венцами сруба и в местах примыкания оконных блоков к бревнам сруба и в области опирания нижних венцов на фундаменты местами заполнены монтажной пеной и подручными материалами. Наблюдается искривление горизонтальных линий фасадов, местами выпучивание стен, перекос оконных и дверных проемов, пространственная жесткость дома нарушена в связи с биологическим разрушением нижних венцов сруба и их смятием. Древесина венцов и обшивки из досок повсеместно бурого и темно- коричневого цвета. С внутренней стороны стены и перегородки оштукатурены до драни, покрыты различными отделочными материалами. Штукатурный и отделочные слои местами в трещинах, пузырятся, имеют следы поражения плесенью. Нормативный усредненный срок службы деревянных рубленных стен- 50 лет. Категория технического состояния бревенчатых стен жилого дома характеризуется повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности, опасностью внезапного разрушения, и оценивается как аварийное. Эксплуатационные характеристики стен оцениваются как недопустимые. Наружные стены не обеспечивают теплоизоляцию в холодный период года.
Полы первого этажа дощатые по деревянным балкам. В полах выявлены: истертость досок в ходовых местах, щели между досками, зыбкость полового настила, уклоны полов. Изнутри подполья балки и доски полового настила местами сильно поражены гнилью и домовым грибом. Под балки установлены подпорки из бруса и бревен. Нормативный срок службы дощатых полов 30 лет. Категория технического состояния дощатых полов (первого этажа) характеризуется повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности, опасностью внезапного разрушения, и оценивается как аварийное, второго этажа- ограниченно- работоспособное.
Междуэтажное и чердачное перекрытия состоят из деревянных щитов наката по деревянным балкам, толщина чердачного перекрытия недостаточна для снижения теплопередачи через перекрытие. Балки из бревен, опираются на наружные стены. Потолки оштукатурены глиняным раствором по драни. Наблюдаются прогибы перекрытий до 1/50 пролета, что больше допустимого- 1/200, множественные трещины различного направления в штукатурном слое, следы ремонтов. Нормативный усредненный срок службы деревянных перекрытий по деревянным балкам 50 лет. Категория технического состояния чердачного и междуэтажного перекрытий характеризуется деформациями и повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности, опасностью внезапного разрушения, и оценивается как аварийное.
Крыша дома чердачная, стропильная, деревянная, четырехскатная. На деревянных элементах местами имеются продольные трещины, следы ремонтов. Древесина темно- золотистого цвета. Кровля из асбестоцементных листов утратила плотность, имеются щели, разрушения листов, просветы, поросль мха. Нормативный усредненный срок службы деревянной стропильной крыши 40 лет. Категория технического состояния стропильной системы чердачной крыши характеризуется повреждениями, свидетельствующими о снижении несущей способности, но опасность внезапного разрушения отсутствует, и оценивается как ограниченно- работоспособное. Состояние кровли неудовлетворительное.
Лестница деревянная, из деревянных маршей и площадок по деревянным косоурам, с деревянными ограждениями. Наблюдается стертость ступеней, прогибы, уклоны, перекосы конструкций лестницы, расшатывание ограждений, при ходьбе ощущается зыбкость. Нормативный срок службы деревянных лестниц составляет 15 лет. Категория технического состояния лестниц характеризуется деформациями и повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности внезапного разрушения, и оценивается как аварийное.
Деревянные оконные блоки перекошены, рассохлись, наблюдается расслоение древесины, частичное отсутствие остекления, штапиков и отливов, разрушение гнилью подоконных окон. Наблюдаются щели между пластиковыми изделиями окон из-за развивающейся деформации сруба. Нормативный усредненный срок службы деревянных окон с коробками в наружных стенах составляет 40 лет. Состояние деревянных оконных блоков неудовлетворительное, окон из ПВХ-профиля- удовлетворительное.
Отопительные печи кирпичные, работающие на твердом топливе. Дымоход общий, дымовая труба на кровле кирпичная. В кирпичной кладке печей и дымоходов местами имеются трещины, перекосы, наблюдаются следы разрушения отделочного слоя, ремонтов. Кирпичная кладка труб на чердаке оштукатурена, имеет перекосы кладки. Нормативный срок службы отопительных печей, работающих на каменноугольном топливе, составляет 20 лет. Техническое состояние печного отопления- неудовлетворительное.
С учетом приведенных обстоятельств специалист ОАО «Промгражданпроект» сделал вывод о том, что дом является аварийным, не пригодным для проживания, подлежащим сносу.
Представленные административными истцами в судебное заседание фотографии, сделанные на день разрешения административного спора в суде, свидетельствуют о том, что с 2017 года, когда было составлено указанное заключение, техническое состояние многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ухудшилось, периодически происходит обрушение оштукатуренного слоя потолка и стен, использование отопительное печи невозможно и опасно.
Так, 02 февраля 2019 года Ларионова И.С., Ларионов А.П., являющиеся сособственниками квартиры № в доме № по пер. <адрес>, и двое малолетних детей: ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ларионенко М.А., 05 мая 2015 года, попали в больницу с отравлением угарным газом из-за неисправной тубы, находящейся в многоквартирном доме. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями лиц, участвующих в деле, выписками из историй болезни, сообщениями средств массовой информации.
Вследствие чего 13 февраля 2019 года между муниципальным образованием «Город Бийск» и Ларионенко И.С. был заключен договор краткосрочного найма жилого помещения №, согласно которому данной семье во временное пользование сроком на один год предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
На основании договора краткосрочного найма жилого помещения № 127 от 22 августа 2019 года, заключенного сроком на один год, в квартире № дома № по ул. <адрес> проживает Медведева В.В. и несовершеннолетний ФИО20 которые являются собственниками квартиры № в доме № по пер. <адрес>.
Принимая во внимание изложенное, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что проживание в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, угрожает жизни и здоровью собственников помещений и третьих лиц, а установленный срок сноса дома является неразумным.
Суд считает, что Администрацией города Бийска в данном случае не доказана разумность установленного постановлением от 12 августа 2019 года № 1306 срока сноса многоквартирного дома- 01 января 2022 года, при этом учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Признавая неразумным установленные сроки сноса многоквартирного дома по адресу: <адрес>, суд исходит из того, что столь длительный срок сноса нарушает права и интересы административных истцов и заинтересованных лиц, поскольку представляет опасность для жизни и здоровья по причине его критического состояния, может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
Суд также находит несостоятельными доводы административного ответчика, обосновывающего установленный срок мероприятиями по включению многоквартирного дома в перечень объектов муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Таким образом, суд с учетом приведенных обстоятельств считает, что административным ответчиком, в нарушение ч. 11, п.п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не доказана законность постановления от 12 августа 2019 года № 1306 в части установления нового срока сноса многоквартирного дома, право административных истцов и заинтересованных лиц на восстановление их жилищных прав в разумный срок нарушено.
Административные исковые требования Иванова И.Б. и Ивановой Л.П. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановлений Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2778 и от 30 января 2019 года № 147 признание оспариваемого постановления незаконным будет достаточным для восстановления нарушенного права административных истцов.
Срок обращения с административным иском в суд, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными истцами не нарушен, так как о нарушении своего права они узнали в судебном заседании 11 декабря 2019 года при рассмотрении административного дела по административному иску, предъявленному к Администрации города Бийска, о признании незаконным бездействия, данный административный иск подан в суд 14 января 2020 года.
Руководствуясь ст.ст. 176 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Иванова ИБ и Ивановой ЛП удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1306 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2778 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н. Курносова