Дело № 2-354/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка 13 июня 2018 г.
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Репина А.Я.,
при секретаре судебного заседания Гузановой М.Д.,
с участием: истца - помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Толстокора Д.В.,
представителя ответчика - администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области Галкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям,
установил:
прокурор Дубовского района Волгоградской области, в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с настоящим иском к администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, выделенном администрацией Дубовского района Волгоградской области в муниципальную собственность Давыдовского сельского поселения под площадку для временного размещения твердых бытовых отходов площадью 0,5 га несанкционированно размещены отходы производства и потребления.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования (л.д. 29-30) истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в ненадлежащем принятии участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Запретить администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области размещение бытовых отходов и мусора на земельном участке, используемом под площадку для временного размещения твёрдых бытовых отходов площадью 0,5 га (инвентарный №), расположенном на территории Давыдовского сельского поселения.
Обязать ответчика в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу очистить территорию Давыдовского сельского поселения от бытовых отходов и мусора на земельном участке площадью 0,5 га (инвентарный №), используемом под площадку для временного размещения твёрдых бытовых отходов, в объёме 15 м3.
В судебном заседании истец помощник прокурора <адрес> Толстокора Д.В. поддержала уточнённые исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении (л.д.3-5).
Представитель ответчика администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> Галкина Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что администрацией поселения проводится разъяснительная работа с жителями села о порядке обращения с бытовыми отходами.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7 «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные принципы охраны окружающей среды нашли своё отражение в ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно данным принципам хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и иные.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статьёй 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
При этом, в силу подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение определяется как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В п. 4.11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», под объектом размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами установлены ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которая запрещает ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов и определяет обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации таких сооружений.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Дубовского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Дубовский муниципальный район и вновь образованным в его составе муниципальным образованием – Давыдовское сельское поселение», по акту приёма-передачи передано безвозмездно имущество, находящееся в собственности Дубовского муниципального района в собственность вновь образованного муниципального образовании – Давыдовское сельское поселение, в том числе и площадка для временного размещения твердых бытовых отходов площадью 0,5 га (л.д.7, 8-9, 10-12).
Из постановления администрации Давыдовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что имущество, указанное в акте приёма-передачи принято в муниципальную собственность Давыдовского сельского поселения (л.д.13).
На указанном земельном участке размещены отходы производства и потребления, что подтверждается в том числе фототаблицей (л.д.14, 15). Бытовые отходы расположены непосредственно на почве, что может привести к загрязнению почвы, атмосферного воздуха.
По информации Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> вывоз твёрдых бытовых отходов с территории Давыдовского сельского поселения не осуществляется (л.д. 31-33, 34-37).
Тот факт, что площадка на земельном участке, где осуществляется размещение в том числе и отходов IV класса опасности, является единственным местом утилизации отходов для жителей <адрес> была создана до введения нового правового регулирования и довод представителя ответчика о том, что граждане поселения отказываются заключать договора на вывоз твёрдых бытовых отходов, не может служить основанием для нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства.
В силу действующего законодательства на администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> как собственнике земельного участка лежит обязанность по соблюдению законодательства в сфере охраны окружающей среды и недопущению загрязнения почвы при эксплуатации принадлежащего ей земельного участка.
Судом установлено, что на территории указанного сельского поселения регулярная очистка муниципальной территории от отходов и мусора в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями организована не надлежащим образом.
Представленные ответчиком в материалы дела протоколы сельских сходов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в повестках дня которых имеется вопрос об обращении с твёрдыми бытовыми отходами на территории Давыдовского сельского поселения (л.д. 38, 39, 40), памятка для жителей Давыдовского сельского поселения по обращению с твёрдыми бытовыми отходами (л.д.41), фототаблица (л.д.42,43) не свидетельствуют о необоснованности и незаконности исковых требований.
Таким образом, исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Пунктом 2 ст. 333.20 НК РФ установлено, что Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
В связи с чем, в силу п. 2 ст. 333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения ответчика, суд считает возможным освободить администрацию Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> от уплаты государственной пошлины по данному гражданскому делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Дубовского района Волгоградской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, выразившееся в ненадлежащем принятии участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Запретить администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> размещение бытовых отходов и мусора на земельном участке, используемом под площадку для временного размещения твёрдых бытовых отходов площадью 0,5 га (инвентарный №), расположенном на территории Давыдовского сельского поселения.
Возложить на администрацию Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу очистить территорию Давыдовского сельского поселения от бытовых отходов и мусора на земельном участке площадью 0,5 га (инвентарный №), используемом под площадку для временного размещения твёрдых бытовых отходов, в объёме 15 м3.
Освободить администрацию Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от уплаты государственной пошлины.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение составлено 15 июня 2018 г.
Судья А.Я. Репин