Решение по делу № 2-670/2023 от 15.08.2023

Дело № 2-670/2023

61RS0053-01-2023-000716-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Семикаракорск 25 сентября 2023 года

Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохорова И.Г.

при секретаре Красноперовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тусельбаевой Любови Кузьминичны к Муниципальному учреждению Департаменту социальной защиты населения Администрации Семика- ракорского района, Отделу образования Администрации Семикара- корского района о взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

Тусельбаева Л.К. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению Департаменту социальной защиты населения Админист- рации Семикаракорского района (далее МУ ДСЗН), Отделу образования Администрации Семикаракорского района о взыскании компенсации морального вреда.

Обосновав заявленные требования следующим образом.

ДД.ММ.ГГГГ, Тусельбаева Л.К. обратилась в МУ ДСЗН Администрации Семикаракорского района с заявлением о назначении и выплате компенсации расходов на оплату помещения и комму- нальных услуг как педагогу-пенсионеру, имеющему 10 лет педагоги- ческого стажа в сельской местности и проживающему в сельской местности. МУ ДСЗН Администрации Семикаракорского района было указано на необходимость подтверждения заявленного права Отделом образования Администрации Семикаракорского района. ДД.ММ.ГГГГ, Тусельбаева Л.К. обратилась в Отдел образования Админист- рации Семикаракорского района с заявлением о включении в списки педагогических работников, имеющим право на компенсацию расходов на коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение требований прокурора Семикаракорского района, Отделом образования Администрации Семикаракорского района Тусельбаева Л.К. была включена в список лиц, имеющих право на компенсацию, после чего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регулярно получала компенсации расходов на оплату коммунальных услуг как педагог-пенсионер, имеющий 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживающий в сельской местности. Однако, ДД.ММ.ГГГГ, Тусельбаева Л.К. была исключена Отделом образования Администрации Семикаракорского района из списка педагогических работников, в связи с чем, выплата компенсации была прекращена. Полагая решение Отдела образования Администрации Семикара- корского района и Муниципального учреждения Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района незаконными и необоснованными, Тусельбаева Л.К. обратилась в суд. Судебной коллегией по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ за Тусельбаевой Л.К. признано право на получение компенсации расходов на оплату помещения и коммунальных услуг как педагогу - пенсионеру, имеющему более 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживающему в сельской местности, Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района обязан предоставить Тусельбаевой Л.К. компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с ДД.ММ.ГГГГ. Тусельбаева Л.К., ссылаясь на то, что временным лишением права на получение компенсационных выплат, ей был причинен моральный вред обратилась в суд с требованиями о взыскании с МУ ДСЗН Администрации Семикаракорского района, Отдела образования Администрации Семикаракорского района компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб. ( по 10 000 руб. с каждого).

Истица Тусельбаева Л.К., представитель истца Тусельбае- вой Л.К.-Сологубов Э.В. в судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени его проведения-не прибыли, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, в силу требований пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие истца и представителя истца.

Представители ответчиков Муниципального учреждения Департамента социальной защиты населения Администрации Семика- ракорского района, Отдела образования Администрации Семикара- корского района в судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени его проведения-не прибыли, заявив ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, в связи с чем, в силу требований пункта 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений п. "е", "к" ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.

В соответствии с ч. 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу требований пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ( далее Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В пп. 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации, отнесено решение вопросов предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.

Положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013, регулируется предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

До принятия вышеуказанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"

В силу требований абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрена новая редакция данной нормы, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с 01.01.2005 г.абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" дополнена предложением следующего содержания: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу данного Федерального закона.

Отношения по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Областным законом от 17.05.2005 № 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" (далее Областной закон № 274-ЗС) и постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 "О расходовании средств областного бюджета на предостав- ление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее постановление № 232).

Согласно требований Областного закона № 274-ЗС меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Как следует из материалов дела, в том числе решения Семикаракорского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района к Тусельбаевой Л.К. о взыскании неправомерно полученных денежных средств и встречному исковому заявлению Тусельбаевой Л.К. к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района, Отделу образования Администрации Семикаракорского района о признании права на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, третьи лица министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области, а также Апелляционного определения Ростовского областного суда от 9 февраля 2023 года решение.

Семикаракорским районным судом, а также судом апелляционной инстанции установлено, ДД.ММ.ГГГГ Тусельбае- ва Л.К. обратилась в ДСЗН с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату помещения и коммунальных услуг как педагогу - пенсионеру, имеющему более 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживающему в сельской местности, приложив к заявлению документы, подтверждающие данное право, а именно, копию паспорта с данными о месте регистрации, копию трудовой книжки, согласно которой общий педагогический стаж на селе более 26 лет, копию свидетельства на квартиру и копию пенсионного удостоверения.

В ответ на обращение Тусельбаевой Л.К. ДД.ММ.ГГГГ ДСЗН указал на необходимость подтверждения заявленного права Отделом образования Администрации Семикаракорского района.

Тусельбаева Л.К. обратилась в Отдел образования Админист- рации Семикаракорского района с заявлением о включении её в список педагогических работников-пенсионеров для получения компенсации коммунальных услуг.

Письмом Отдел образования от ДД.ММ.ГГГГ Тусельбаевой Л.К. было отказано во включении в список, поскольку её стаж работы в педагогической должности в бюджетной образова- тельной организации составляет 3 года 8 месяцев.

В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ на основании представления прокуратуры Семикаракорского района от ДД.ММ.ГГГГ , Отдел образования включил Тусельбаеву Л.К. в списки лиц, имеющих право на компенсацию коммунальных услуг

ДД.ММ.ГГГГ Тусельбаева Л.К. через МФЦ Семикаракорского района подала заявление о предоставлении мер социальной поддержки и предоставила необходимые документы

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Тусельбае- вой Л.К. была назначена компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как работнику образования –пенсионеру, со стажем более 10 лет, в размере 2 618,59 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ, которую Тусельбаева Л.К. регулярно получала.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ, ДСЗН уведомило Тусельбаеву Л.К., что на основании письма Отдела образования Администрации Семикаракорского района от ДД.ММ.ГГГГ , об исключении из числа лиц, получающих данный вид социальной поддержки.

Не согласившись с решением Отдела образования Администрации Семикаракорского района и Департамента социальной защиты населения, Тусельбаева Л.К. обратилась суд.

Решением Семикаракорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Тусельбаевой Любови Кузьминичне к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района, Отделу образования Администрации Семикаракорского района о признании права на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг –отказано (л.д.13-19).

Не согласившись с данным решением Тусельбаева Л.К. подала на него апелляционную жалобу.

Апелляционным определением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении иска Тусельбаевой Л.К. о признании за ней права на получение компенсации расходов на оплату помещения и коммунальных услуг как педагогу - пенсионеру, имеющему более 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживающему в сельской местности, обязании Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района предоставить Тусельбаевой Л.К. компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с ДД.ММ.ГГГГ, обязании Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с ДД.ММ.ГГГГ, с принятием в этой части новоего решения.За Тусельбаевой Л.К. признано право на получение компенсации расходов на оплату помещения и коммунальных услуг как педагогу - пенсионеру, имеющему более 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживающему в сельской местности, Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района обязан предоставить Тусельбаевой Л.К. компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат ДД.ММ.ГГГГ, Департамент социальной защиты населения обязан Администрации Семикаракор- ского района обязан произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-28).

Согласно требований пункта 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановле- нием по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, право Тусельбаевой Л.К. на получение компенсации расходов на оплату помещения и коммунальных услуг как педагога - пенсионера, имеющему более 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживающего в сельской местности, а также необоснованность решения Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района населения Администрации Семикаракорского района об исключении Тусельбаевой Л.К. из числа лиц, получающих данный вид социальной поддержки, не подлежат оспариванию и не доказываются вновь. Истицей Тусельбаевой Л.К. заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с лишением права на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В абз.3 пункта 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" ( далее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 ) разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления (пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; компенсация морального вреда, причиненного гражданину, в отношении которого осуществлялось административное преследование, но дело было прекращено в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ) ( пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 ).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.

Так как меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания.

Поскольку Тусельбаева Л.К., как установлено судом апелляционной инстанции, имеет необходимый стаж педагогической работы в сельской местности, дающий право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и пользовалась данным правом до ДД.ММ.ГГГГ, действия Отдела образования Администрации Семикаракорского района об исключении Тусельбаевой Л.К. из списка лиц имеющих право на компенсацию коммунальных услуг и как следствие этого действия Муниципального Учреждения Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района о прекращении данной выплаты являются неправомерными, что нашло свое отражение в апелляционном е Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и данные неправомерные действия влекут за собою гражданско-правовую ответственность ответчиков в виде компенсации истцу морального вреда.

В силу требований пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 указано, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту. Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении ( пункт 30 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33).

Учитывая характер допущенных нарушений, а также то обстоятельство, что решением Ростовского областного суда ответчик обязан предоставить Тусельбаевой Л.К. компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных выплат с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты когда в отношении истца были допущены нарушения, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств ухудшения состояния здоровья истца Тусельбае- вой Л.К. в связи с действиями ответчиков, исходя из требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, причиненного истцу действиями ответчиков в размере 10 000 рублей., по 5000 руб. с каждого.

В силу требований пункта 3 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истица Тусельбаева Л.К., в силу требований действующего законодательства как инвалид второй группы освобождена от уплаты госпошлины при обращении в суд, с учетом принятого судом решения, исходя из требований пункта 3 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 300 руб. подлежит взысканию с ответчиков. по 150 руб. с каждого.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тусельбаевой Любови Кузьминичны к Муниципальному учреждению Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района, Отделу образования Администрации Семикаракорского района о взыскании морального вреда-удовлетворить в следующем объеме.

Взыскать с Муниципального учреждения Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района в пользу Тусельбаевой Любови Кузьминичны компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.

Взыскать с Отдела образования Администрации Семикаракор- ского района в пользу Тусельбаевой Любови Кузьминичны компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.

Взыскать Муниципального учреждения Департамента социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района госпошлину в сумме 150 руб.

Взыскать с Отдела образования Администрации Семикаракор- ского района госпошлину в сумме 150 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 2 октября 2023 года

2-670/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тусельбаева Любовь Кузьминична
Ответчики
Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района
Отдел образования Администрации Семикаракорского района
Другие
Сологубов Эдуард Васильевич
Суд
Семикаракорский районный суд Ростовской области
Судья
Прохорова Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
semikarakorsky.ros.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
21.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Подготовка дела (собеседование)
06.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее