Решение по делу № 33-3237/2023 от 23.11.2023

копия

89RS0002-01-2023-001202-94

1 инст. №2-1022/2023

Судья Даниленко И.А.

Апелл. дело №33-3237/2023

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2023 года                                                город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Долматова М.В.,

судей коллегии: Акбашевой Л.Ю., Курца В.В.,

при секретаре: Мартынове С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации Приуральского района на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2023 года по исковому заявлению прокурора Приуральского района к Администрации Приуральского района, АНО «Приют для бездомных животных» о возложении обязанности обеспечить приют для бездомных животных, которым постановлено:

Иск прокурора Приуральского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Приуральского района обеспечить приют для бездомных животных, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 3.2.6.1 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 №832-П достаточным количеством клеток для содержания кошек.

В остальной части иск прокурора Приуральского района оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Долматова М.В.,пояснение сторон,судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Приуральского района обратился в суд с иском к Администрации Приуральского района, АНО «Приют для бездомных животных» о возложении обязанности обеспечить приют для бездомных животных.

Требования мотивированы тем, что по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> расположен приют для бездомных животных. В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения, а именно в указанном помещении находилось 44 кошки, в связи с чем был нарушен пункт 3.2.6.1 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 №832-П. Просил возложить на ответчиков обязанность обеспечить приют для бездомных животных, расположенный по адресу <адрес> достаточным количеством клеток для содержания кошек (не менее 40 дополнительных клеток для кошек).

В суде первой инстанции старший помощник прокурора г. Лабытнанги Соколова А.Л. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Администрации Приуральского района - Ахрименко М.Г. просила в иске отказать, ссылаясь на то, что по сообщению приюта на 25 августа 2023 г. в приюте содержатся 37 кошек, в наличии имеется 33 клетки. Разработан локально-сметный расчет, который проходит стадию корректировки и утверждения по расширению операционного блока и помещения для кошек, планируется заключение муниципального контракта на изготовление дополнительных клеток для кошек в объеме 15 штук.

Представители ответчика АНО «Приют для бездомных животных», службы ветеринарии ЯНАО в судебное заседание не явились, извещены.

Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней глава Приуральского района Сакал И.И. просит решение суда отменить, в иске отказать. Приводит доводы о том, что приобретение клеток для содержания кошек не целесообразно, так как площадь помещения, предназначенного для размещения кошек, не позволяет вместить дополнительные клетки, кроме того приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств. Указывает, что в настоящее время заключен муниципальный контракт на выполнение работ по расширению послеоперационного блока и помещения для кошек, срок исполнения контракта по 01 декабря 2023 года. Полагает, что спор о праве отсутствует.

В письменных возражениях прокурор Приуральского района Колочев А.М. приводит доводы о законности вынесенного решения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Приуральского района настаивала на доводах апелляционной жалобы, сослалась также на то, что в настоящее время подрядчик по муниципальному контракту проводит работы по расширению помещений для кошек, срок контракта закончился 1 декабря 2023 года, однако до настоящего времени работы не завершены. Прокурор полагал об отсутствии оснований для отмены состоявшегося решения суда.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения, заслушав стороны, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Поскольку решение суда не обжалуется сторонами в части отказа в удовлетворении исковых требований к АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка», то судебной коллегией в указанной части проверке не подлежит.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Приуральского района в течение 2022 и 2023 года проведены проверки исполнения АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка» Администрацией Приуральского района требований законодательства о животном мире и об ответственном обращении с животным.

На территории Приуральского района деятельность по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев, в части содержания животных, осуществляет АНО «Приют для бездомных животных с. Аксарка» на основании соглашения от 13 января 2023 года № 1 (с учетом Дополнительного соглашения № 1 от 25 января 2023 года) о предоставлении субсидий некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Приуральского района.

Имущественный комплекс, состоящий из ветеринарного блока с изолятором, санитарного и операционных блоков, бытового помещения для обсуживающего персонала, вольеров для собак и кошек, помещения карантина, предназначенный для размещения приюта для бездомных животных находится в муниципальной собственности Приуральского района и передано АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка», на основании договора безвозмездного пользования от 13.07.2020 № 9.

Помещение для содержания кошек (кошачий вольер), включая часть, отведенную для карантина животных, имеет общую площадь 15 кв.м.

Прокуратурой района, с привлечением работников отдела регионального государственного контроля и обращения с животными службы ветеринарии Ямало- Ненецкого автономного округа, проведен осмотр указанного вольера. Установлено, что на момент его осмотра (21.12.2022) в указанном помещении, находилось 44 кошки.

28 декабря 2022 года в адрес директора АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка» внесено представление.

Из ответа на представление АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка» от 27 января 2023 года следует, что имеется потребность в увеличении помещений для кошек, в связи с чем, в адрес Департамента жилищно-коммунального комплекса администрации Приуральского района неоднократно направлялись письма о финансировании работ на увеличение клеток для содержания кошек, которые оставлены без удовлетворения.

16 января 2023 года в адрес главы Приуральского района также внесено представление.

Из ответа Администрации от 03 февраля 2023 года следует, что вольер для содержания кошек имеет общую площадь 15 кв.м., и не соответствует тому количеству животных, которые в нем размещены. При строительстве приюта площади вольера для кошек планировались исходя из размещения 8 животных. Одной из причин перенасыщения вольера является массовый отказ граждан от домашних животных (кошек) с передачей их в приют. По итогам 2022 года граждане отказались от права собственности и передали в приют 44 кошки. В таких условиях, ввиду неответственного отношения граждан к своим питомцам, планировать площади вольеров для размещения животных не представляется возможным. Муниципальный округ Приуральский район Ямало- Ненецкого автономного округа является дотационным, в связи с чем, в первоочередном порядке средства местного бюджета расходуются на приоритетные направления в рамках реализации национальных проектов. В 2022 году объективно отсутствовала возможность выделения денежных средств из местного бюджета для обустройства дополнительного вольера для содержания кошек в Приюте. Финансирование, предоставляемое в виде субвенции из средств окружного бюджета, направляется в первую очередь на заключение муниципального контракта на оказание услуг по отлову животных без владельцев и предоставление субсидии некоммерческой организации осуществляющей деятельность по обращению с животными без владельцев на территории муниципального округа Приуральский район (содержание животных в приюте). В 2022 году средства предоставленной субвенции израсходованы в полном объеме. Для обеспечения финансирования исполнения отдельных государственных полномочий в 2022 году из бюджета муниципального округа Приуральский район дополнительно к переданным субвенциям из окружного бюджета выделялось 4 435 тыс. руб. на возмещение затрат некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по обращению с животными без владельцев. В 2023 году планируется рассмотреть возможность увеличения из местного бюджета денежных средств для обустройства дополнительного вольера для содержания кошек в Приюте.

20 апреля 2023 года проведен повторный осмотр вольера для кошек, с участием специалистов службы ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа, по результатам которого установлено, что нарушения не устранены, помещение для содержания кошек, включая часть отведённую для карантина животных имеет общую площадь 15 кв.м., на момент посещения в приюте содержалось 43 кошки.

26 апреля 2023 года в адреса директора АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка» и.о. прокурор Приуральского района внесено представление об устранении нарушений закона.

Из ответа на представление следует, что в Департамент ЖКХ Приуральского района в июне 2022 года направлялось письмо о необходимости увеличения помещения для кошек, ответа не последовало. 15 мая 2023 года направлено письмо о необходимости выделения денежных средств для расширения помещений для кошек.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции N 2 от 27.12.2019) отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых, владельцы отказались.

В соответствии с ч. 13 ст. 16 указанного Федерального закона порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 утверждены методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона ЯНАО от 23.12.2019 №123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными» органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Частями 1 и 2 ст. 7 Закона № 123-ЗАО предусмотрено, что перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, составляется ежегодно органами местного самоуправления с учетом потребностей и представляется в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере ветеринарии.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 123-3AO к компетенции органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий отнесено создание приютов для животных и обеспечение их функционирования

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа вопросы содержания животных в приютах регулируются Порядком организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало- Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 № 832-П.

Согласно пункту 2.3 Порядка № 832-П на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целях настоящего порядка под приютами для животных (далее - приют) понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения.

Под животными без владельцев понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестно, животные, от права собственности на которых владельцы отказались (пункт 2.1 Порядка № 832-П).

Перечень требований к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания,требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также их водоснабжению и водоотведению указан в разделе III Порядка № 832-П.

Пунктом 3.2.6 Порядка № 832-П предусмотрены помещения для содержания кошек.

Так, согласно п. 3.2.6.1 Порядка № 832-П помещение для содержания кошек должно состоять из крытой утепленной части, необходимой для обеспечения минимальных потребностей животного в движении, и примыкающей к ней выгульной площадки. Минимальная площадь помещения, приходящаяся на одну кошку, составляет не менее 1 кв.м. Утепленная часть должна защищать кошек от холода, осадков, жары и других погодных явлений и обеспечивать температуру воздуха при нахождении кошек не ниже + 15 С.

Материалами дела подтверждаются выявленные в ходе проверок приюта, расположенного по адресу: <адрес>, нарушения действующего законодательства по содержанию животных в приютах, а именно п. 3.2.6.1 Порядка № 832-П.

Установив обстоятельства дела, применив вышеприведенные нормы материального права, дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что содержание приюта, расположенного по адресу <адрес> имеет нарушения законодательства в сфере ответственного обращения с животными, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией Приуральского района возложенных на неё полномочий, а также к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Ссылка в жалобе на отсутствие в достаточном размере бюджетных ассигнований, по мнению судебной коллегии, не служит достаточным основанием для отмены постановленного по делу решения.

По мнению судебной коллегии, ответчиком каких-либо доказательств невозможности исполнения обязанности по обеспечению приюта для бездомных животных, в соответствии с пунктом 3.2.6.1 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 №832-П достаточным количеством клеток для содержания кошек за счёт средств бюджета, в материалы дела представлено не было.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд дал надлежащую, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценку всей совокупности представленных сторонами доказательств и сделал правильный вывод о том, что ответчиком нарушения порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 года N 832-П, на момент рассмотрения дела по существу устранены не в полном объеме.

Довод о нерациональном расходовании бюджетных средств, судебной коллегией отклоняется, поскольку в соответствии с вышеназванными правила, животные должны содержаться в соответствующих условиях, для чего необходимо размещение дополнительных клеток.

Несогласие ответчика с установленными судом обстоятельствами и произведенной оценкой доказательств само по себе не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.

Довод о том, что фактически отсутствует спор, поскольку заключен муниципальный контракт, не является основанием для отмены решения суда, поскольку контракт заключен за один день до вынесения судом решения, на момент рассмотрения спора и до настоящего времени обязанности, изложенные в резолютивной части решения суда администрацией не выполнены. При этом, ответчик не лишен возможности представить сведения об исполнении муниципального контракта на стадии исполнительного производства.

Довод о том, что решение является неисполнимым, поскольку в резолютивной части отсутствует конкретика, является несостоятельным, поскольку указанный довод разрешается путем разъяснения судебного решения. При этом, решение суда является исполнимым, так как на ответчика возложена обязанность произвести определенные судом действия.

Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой Кассационный Суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.

В окончательной форме апелляционное определение составлено 13 декабря 2023 года.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

копия

89RS0002-01-2023-001202-94

1 инст. №2-1022/2023

Судья Даниленко И.А.

Апелл. дело №33-3237/2023

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2023 года                                                город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Долматова М.В.,

судей коллегии: Акбашевой Л.Ю., Курца В.В.,

при секретаре: Мартынове С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации Приуральского района на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2023 года по исковому заявлению прокурора Приуральского района к Администрации Приуральского района, АНО «Приют для бездомных животных» о возложении обязанности обеспечить приют для бездомных животных, которым постановлено:

Иск прокурора Приуральского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Приуральского района обеспечить приют для бездомных животных, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 3.2.6.1 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 №832-П достаточным количеством клеток для содержания кошек.

В остальной части иск прокурора Приуральского района оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Долматова М.В.,пояснение сторон,судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Приуральского района обратился в суд с иском к Администрации Приуральского района, АНО «Приют для бездомных животных» о возложении обязанности обеспечить приют для бездомных животных.

Требования мотивированы тем, что по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> расположен приют для бездомных животных. В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения, а именно в указанном помещении находилось 44 кошки, в связи с чем был нарушен пункт 3.2.6.1 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 №832-П. Просил возложить на ответчиков обязанность обеспечить приют для бездомных животных, расположенный по адресу <адрес> достаточным количеством клеток для содержания кошек (не менее 40 дополнительных клеток для кошек).

В суде первой инстанции старший помощник прокурора г. Лабытнанги Соколова А.Л. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Администрации Приуральского района - Ахрименко М.Г. просила в иске отказать, ссылаясь на то, что по сообщению приюта на 25 августа 2023 г. в приюте содержатся 37 кошек, в наличии имеется 33 клетки. Разработан локально-сметный расчет, который проходит стадию корректировки и утверждения по расширению операционного блока и помещения для кошек, планируется заключение муниципального контракта на изготовление дополнительных клеток для кошек в объеме 15 штук.

Представители ответчика АНО «Приют для бездомных животных», службы ветеринарии ЯНАО в судебное заседание не явились, извещены.

Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней глава Приуральского района Сакал И.И. просит решение суда отменить, в иске отказать. Приводит доводы о том, что приобретение клеток для содержания кошек не целесообразно, так как площадь помещения, предназначенного для размещения кошек, не позволяет вместить дополнительные клетки, кроме того приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств. Указывает, что в настоящее время заключен муниципальный контракт на выполнение работ по расширению послеоперационного блока и помещения для кошек, срок исполнения контракта по 01 декабря 2023 года. Полагает, что спор о праве отсутствует.

В письменных возражениях прокурор Приуральского района Колочев А.М. приводит доводы о законности вынесенного решения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Приуральского района настаивала на доводах апелляционной жалобы, сослалась также на то, что в настоящее время подрядчик по муниципальному контракту проводит работы по расширению помещений для кошек, срок контракта закончился 1 декабря 2023 года, однако до настоящего времени работы не завершены. Прокурор полагал об отсутствии оснований для отмены состоявшегося решения суда.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения, заслушав стороны, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Поскольку решение суда не обжалуется сторонами в части отказа в удовлетворении исковых требований к АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка», то судебной коллегией в указанной части проверке не подлежит.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Приуральского района в течение 2022 и 2023 года проведены проверки исполнения АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка» Администрацией Приуральского района требований законодательства о животном мире и об ответственном обращении с животным.

На территории Приуральского района деятельность по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере обращения с животными без владельцев, в части содержания животных, осуществляет АНО «Приют для бездомных животных с. Аксарка» на основании соглашения от 13 января 2023 года № 1 (с учетом Дополнительного соглашения № 1 от 25 января 2023 года) о предоставлении субсидий некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Приуральского района.

Имущественный комплекс, состоящий из ветеринарного блока с изолятором, санитарного и операционных блоков, бытового помещения для обсуживающего персонала, вольеров для собак и кошек, помещения карантина, предназначенный для размещения приюта для бездомных животных находится в муниципальной собственности Приуральского района и передано АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка», на основании договора безвозмездного пользования от 13.07.2020 № 9.

Помещение для содержания кошек (кошачий вольер), включая часть, отведенную для карантина животных, имеет общую площадь 15 кв.м.

Прокуратурой района, с привлечением работников отдела регионального государственного контроля и обращения с животными службы ветеринарии Ямало- Ненецкого автономного округа, проведен осмотр указанного вольера. Установлено, что на момент его осмотра (21.12.2022) в указанном помещении, находилось 44 кошки.

28 декабря 2022 года в адрес директора АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка» внесено представление.

Из ответа на представление АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка» от 27 января 2023 года следует, что имеется потребность в увеличении помещений для кошек, в связи с чем, в адрес Департамента жилищно-коммунального комплекса администрации Приуральского района неоднократно направлялись письма о финансировании работ на увеличение клеток для содержания кошек, которые оставлены без удовлетворения.

16 января 2023 года в адрес главы Приуральского района также внесено представление.

Из ответа Администрации от 03 февраля 2023 года следует, что вольер для содержания кошек имеет общую площадь 15 кв.м., и не соответствует тому количеству животных, которые в нем размещены. При строительстве приюта площади вольера для кошек планировались исходя из размещения 8 животных. Одной из причин перенасыщения вольера является массовый отказ граждан от домашних животных (кошек) с передачей их в приют. По итогам 2022 года граждане отказались от права собственности и передали в приют 44 кошки. В таких условиях, ввиду неответственного отношения граждан к своим питомцам, планировать площади вольеров для размещения животных не представляется возможным. Муниципальный округ Приуральский район Ямало- Ненецкого автономного округа является дотационным, в связи с чем, в первоочередном порядке средства местного бюджета расходуются на приоритетные направления в рамках реализации национальных проектов. В 2022 году объективно отсутствовала возможность выделения денежных средств из местного бюджета для обустройства дополнительного вольера для содержания кошек в Приюте. Финансирование, предоставляемое в виде субвенции из средств окружного бюджета, направляется в первую очередь на заключение муниципального контракта на оказание услуг по отлову животных без владельцев и предоставление субсидии некоммерческой организации осуществляющей деятельность по обращению с животными без владельцев на территории муниципального округа Приуральский район (содержание животных в приюте). В 2022 году средства предоставленной субвенции израсходованы в полном объеме. Для обеспечения финансирования исполнения отдельных государственных полномочий в 2022 году из бюджета муниципального округа Приуральский район дополнительно к переданным субвенциям из окружного бюджета выделялось 4 435 тыс. руб. на возмещение затрат некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по обращению с животными без владельцев. В 2023 году планируется рассмотреть возможность увеличения из местного бюджета денежных средств для обустройства дополнительного вольера для содержания кошек в Приюте.

20 апреля 2023 года проведен повторный осмотр вольера для кошек, с участием специалистов службы ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа, по результатам которого установлено, что нарушения не устранены, помещение для содержания кошек, включая часть отведённую для карантина животных имеет общую площадь 15 кв.м., на момент посещения в приюте содержалось 43 кошки.

26 апреля 2023 года в адреса директора АНО «Приют для бездомных животных в с. Аксарка» и.о. прокурор Приуральского района внесено представление об устранении нарушений закона.

Из ответа на представление следует, что в Департамент ЖКХ Приуральского района в июне 2022 года направлялось письмо о необходимости увеличения помещения для кошек, ответа не последовало. 15 мая 2023 года направлено письмо о необходимости выделения денежных средств для расширения помещений для кошек.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции N 2 от 27.12.2019) отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых, владельцы отказались.

В соответствии с ч. 13 ст. 16 указанного Федерального закона порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 утверждены методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона ЯНАО от 23.12.2019 №123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными» органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Частями 1 и 2 ст. 7 Закона № 123-ЗАО предусмотрено, что перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, составляется ежегодно органами местного самоуправления с учетом потребностей и представляется в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере ветеринарии.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 123-3AO к компетенции органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий отнесено создание приютов для животных и обеспечение их функционирования

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа вопросы содержания животных в приютах регулируются Порядком организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало- Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 № 832-П.

Согласно пункту 2.3 Порядка № 832-П на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целях настоящего порядка под приютами для животных (далее - приют) понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения.

Под животными без владельцев понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестно, животные, от права собственности на которых владельцы отказались (пункт 2.1 Порядка № 832-П).

Перечень требований к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания,требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также их водоснабжению и водоотведению указан в разделе III Порядка № 832-П.

Пунктом 3.2.6 Порядка № 832-П предусмотрены помещения для содержания кошек.

Так, согласно п. 3.2.6.1 Порядка № 832-П помещение для содержания кошек должно состоять из крытой утепленной части, необходимой для обеспечения минимальных потребностей животного в движении, и примыкающей к ней выгульной площадки. Минимальная площадь помещения, приходящаяся на одну кошку, составляет не менее 1 кв.м. Утепленная часть должна защищать кошек от холода, осадков, жары и других погодных явлений и обеспечивать температуру воздуха при нахождении кошек не ниже + 15 С.

Материалами дела подтверждаются выявленные в ходе проверок приюта, расположенного по адресу: <адрес>, нарушения действующего законодательства по содержанию животных в приютах, а именно п. 3.2.6.1 Порядка № 832-П.

Установив обстоятельства дела, применив вышеприведенные нормы материального права, дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что содержание приюта, расположенного по адресу <адрес> имеет нарушения законодательства в сфере ответственного обращения с животными, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией Приуральского района возложенных на неё полномочий, а также к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Ссылка в жалобе на отсутствие в достаточном размере бюджетных ассигнований, по мнению судебной коллегии, не служит достаточным основанием для отмены постановленного по делу решения.

По мнению судебной коллегии, ответчиком каких-либо доказательств невозможности исполнения обязанности по обеспечению приюта для бездомных животных, в соответствии с пунктом 3.2.6.1 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 №832-П достаточным количеством клеток для содержания кошек за счёт средств бюджета, в материалы дела представлено не было.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд дал надлежащую, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценку всей совокупности представленных сторонами доказательств и сделал правильный вывод о том, что ответчиком нарушения порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2020 года N 832-П, на момент рассмотрения дела по существу устранены не в полном объеме.

Довод о нерациональном расходовании бюджетных средств, судебной коллегией отклоняется, поскольку в соответствии с вышеназванными правила, животные должны содержаться в соответствующих условиях, для чего необходимо размещение дополнительных клеток.

Несогласие ответчика с установленными судом обстоятельствами и произведенной оценкой доказательств само по себе не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.

Довод о том, что фактически отсутствует спор, поскольку заключен муниципальный контракт, не является основанием для отмены решения суда, поскольку контракт заключен за один день до вынесения судом решения, на момент рассмотрения спора и до настоящего времени обязанности, изложенные в резолютивной части решения суда администрацией не выполнены. При этом, ответчик не лишен возможности представить сведения об исполнении муниципального контракта на стадии исполнительного производства.

Довод о том, что решение является неисполнимым, поскольку в резолютивной части отсутствует конкретика, является несостоятельным, поскольку указанный довод разрешается путем разъяснения судебного решения. При этом, решение суда является исполнимым, так как на ответчика возложена обязанность произвести определенные судом действия.

Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой Кассационный Суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.

В окончательной форме апелляционное определение составлено 13 декабря 2023 года.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

33-3237/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Приуральского района
Ответчики
Администрация Приуральского района
АНО "Приют для бездомных животных с.Аксарка"
Другие
Служба ветеринарии ЯНАО
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Долматов Михаил Валентинович
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
24.11.2023Передача дела судье
12.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2023Передано в экспедицию
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее