Дело №2а-472/2019г.
УИД: 05RS0020-01-2019-001128-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РД, Кизлярский район, с. Юбилейное 10 декабря 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена10 декабря 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 года
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Исаева Р.М., с участием представителя административного истца Магомедовой Н.И. по доверенности Ханапиева М.М., представителя административного ответчика Управления по вопросам миграции МВД РФ по РД по доверенности Угненко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Магомедовой ФИО9 к Управлению по вопросам миграции МВД России по РД в лице начальника Магомедова М.Р. о признании незаконным действия должностного лица в принятии решения об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем,
УСТАНОВИЛ:
Магомедова Н.И. обратилась в Кизлярский районный суд с иском к Управлению по вопросам миграции МВД России по РД в лице начальника Магомедова М.Р. о признании действия должностного лица территориального органа управления по вопросам при МВД России по <адрес> Магомедова М.Р. в принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем незаконным.
В обоснование иска Магомедова Н.И. указала, что ранее она проживала в Чеченской <адрес>. С момента начала боевых (военных) действий на территории ЧР, в месте, где она проживала, стало небезопасно находиться ни ей, ни её семье, в результате, она была вынуждена покинуть место жительства, вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка и переселиться в Республику Дагестан.
Обратившись в УВМ МВД по <адрес> (который является соответствующим территориальным органом Федеральной миграционной службы) с ходатайством о предоставлении ей статуса вынужденного переселенца вместе с приложенными документами, было получено уведомление об отказе в регистрации ходатайства о признании вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Данное уведомление ей направленно на основании: Решения от 07.10.2019г., согласно которому её и членам её семьи было отказано в регистрации ходатайств о признании лица вынужденным переселенцем, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19.03.1993г. № «О вынужденных переселенцах».
Считает решение об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем, немотивированным и соответственно не законным.
Так согласно статье 2 Закона РФ от 19.03.1993г. № «О вынужденных переселенцах», указано, что вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: 1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации; 11 не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства; покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом в уведомлении от 11.10.2019г., не указано, на основании какого именно пункта данной статьи решено было отказать её в предоставлении государственной услуги. Также, основания, предусмотренные ст.2 Закона о вынужденных переселенцах, говорят лишь о том, что вынужденным переселенцем не может быть лицо, которое не соответствует данным параметрам.
Однако ей было отказано «в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем», если следовать Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденному Приказом ФМС от 29.06.2012г. за №, то оснований для отказа в регистрации не предусмотрено.
Согласно данному административному регламенту принятие решения о предоставлении пли об отказе гражданину в предоставлении статуса вынужденного переселенца, возможно только после того как будут соблюдены предшествующие этому действию административные процедуры.
В соответствии с п. 34 Административного регламента, государственная услуга включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация ходатайства; 2) направление уведомлений о регистрации либо отказе в регистрации ходатайства; 3) рассмотрение ходатайства; 4) направление уведомлений о предоставлении либо отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца; 5) выдача удостоверения вынужденного переселенца; 6) прием и регистрация заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; 7) рассмотрение заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В связи с тем, что территориальным органом не указаны законные основания, мотивирующие отказ в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем, считает решение от 07.10.2019г. и уведомление от 11.10.2019г. незаконными и необоснованными.
Просит суд признать действие должностного лица территориального органа управления по вопросам миграции при МВД России по <адрес> Магомедова М.Р., в принятии решения от 07.10.2019г. об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужден переселенцем незаконным.
В судебном заседании административный истец требования, изложенные в иске, поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ханапиев М.М. исковые требования и просил суд признать решение должностного лица территориального органа управления по вопросам миграции при МВД России по <адрес> Магомедова М.Р. от 07.10. 2019 г. об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем незаконным.
В судебном заседании представитель административного ответчика Угненко Е.В., исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», вынужденный переселенец гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона «О вынужденных переселенцах», вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства.
Согласно Приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия», при рассмотрении вопроса о предоставлении статуса вынужденного переселенца оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.
В пункте 3 ходатайства административного истца о признании вынужденным переселенцем указано, что дата прибытия из Чеченской Республики в Республику Дагестан - 1999 год, из которого следует, что административный истец с заявлением о признании ее вынужденным переселенцем не обращалась в течении двенадцати месяцев со дня прибытия.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, установленного п.п. 2 п. 1 ст. 2 Закона «О вынужденных переселенцах», административным истцом не представлено, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Кроме того, причины выбытия с прежнего места жительства, указанные административным истцом в ходатайстве о признании её вынужденным переселенцем, не соответствуют обстоятельствам, предусмотренным законом для предоставления статуса вынужденного переселенца, и доказательств наличия оснований для признания Магомедовой Н.И. вынужденным переселенцем, предусмотренных Законом «О вынужденных переселенцах», не представлено.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По правилам ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом необходимо учитывать, что, помимо указанных в ч. ч. 1 - 4 ст.219 КАС РФ сроков обращения с административным исковым заявлением в суд, действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ч. 2 ст.357 ТК РФ, п. 3 ст.10 Федерального закона «О беженцах», п. 4 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «О вынужденных переселенцах»).
Из искового заявления усматривается, что заявительница проживала в Чеченской <адрес>. С момента начала боевых (военных) действий на территории ЧР, она покинула прежнее ее место жительство.
Из заявления Магомедовой Н.И. адресованной на имя начальника УМВД по РД М.Р. Магомедову о предоставлении ей и её семье статус вынужденного переселенца на территории Республики Дагестан в связи с тем, что в 1999 г. им пришлось покинуть место проживания.
Из уведомления начальника Управления по вопросам миграции МВД по РД Магомедова М.Р. от ДД.ММ.ГГГГ № адресованной на имя Магомедовой Н.И. усматривается, что Решением 07.10. 2019 г. истице и членам её семьи отказано в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем основания отказа ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О вынужденных переселенцах».
Из решения об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что заявительнице отказано о признании ее вынужденным переселенцем на основании ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О вынужденных переселенцах» как лицу, не обратившемуся в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерном отказе должностного лица истице о признании её вынужденным переселенцем.
Как указано в иске и нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, истцом было получено уведомление от 11.10.2019г. № об отказе в регистрации ходатайства на основании решения Управления по вопросам миграции МВД России по РД от ДД.ММ.ГГГГ, в суд она обратилась 11.11.2019г., в связи с чем, ею соблюден установленный законом срок на обращение в суд.
Разрешая по существу настоящий административный иск, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Согласно п. 2 ст.3 Закона РФ «О вынужденных переселенцах », территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, может быть принято решение об отказе в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем.
Данные положения согласуются с пунктом 41 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с чем, суд считает, что руководствуясь ч. 1 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»).
Таким образом, решение о признании лица вынужденным переселенцем является производным от решения о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и не может быть принято органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции при отказе в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем на основании несоответствия лица понятию «вынужденный переселенец», установленного ст.218 КАС РФ.
Учитывая, что решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимается уполномоченным органом в порядке, установленном действующим законодательством, данные требования удовлетворению не подлежат.
По смыслу ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах доводы представителя истца о том, что при отказе. в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем существенно были нарушены права истца не могут приняты во внимание.
С учетом изложенного требования истца не обоснованы и удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое решение заключение Управления по вопросам миграции МВД России по РД от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем принято в пределах компетенции данного органа, с соблюдением установленного порядка и соответствует требованиям закона.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Магомедовой ФИО10 к Управлению по вопросам миграции МВД России по РД в лице начальника Магомедова М.Р. о признании незаконным решение должностного лица территориального органа управления по вопросам миграции при МВД России по <адрес> Магомедова М.Р. от 07.10. 2019 г. об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Р.М. Исаев
Копия верна:
Судья Р.М. Исаев