дело № 5-46/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
р.п. Крутинка Омской области ул. Ленина, 36 26 декабря 2019 г.
Судья Крутинского районного суда Омской области Иванова Н.А., при секретаре Турковой Н.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица администрации Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области (дата регистрации 22.12.2005, ИНН: 5518007117, ОГРН 1055525023784, юридический адрес: 646136, Крутинский район, с.Шипуново, пер. Школьный, дом 1),
УСТАНОВИЛ:
24.10.2019 с 14:00 до 17:00 (фактическое обследование) при проведении плановой проверки администрации Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области, расположенной по адресу: 646136, Омская область, Крутинский район, с.Шипуново, пер. Школьный, дом 1 выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: на водозаборы с. Шипуново ул. Центральная (2 скважины), с. Шипуново ул. Октябрьская отсутствует санитарно-эпидемиологические заключения; на водозаборах отсутствует аппаратура для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; к водозаборным сооружениям отсутствуют дорожки с твердым покрытием; не соблюдается кратность и перечень контролируемых показателей воды, исследуемых в рамках производственного контроля, так согласно Программе производственного контроля качества и безопасности воды (питьевой) на 2016-2020 гг., из подземных источников вода должна исследоваться на микробиологические показатели, санитарно химические, обобщенные показатели, периодичность исследования 4 раза в год (по сезонам года), из распределительной сети вода должна исследоваться на микробиологические, органолептические показатели 1 раз в неделю. В соответствии с представленными протоколами испытаний, в 2019 году из подземных источников (скважин) микробиологические, санитарно-химические показатели исследования проведены дважды (15.04.2019 и 09.08.2019), что подтверждается протоколами испытаний. Из разводящей сети, вода водопроводная, колонки исследование воды на микробиологические и санитарно-химические показатели проведено дважды (15.04.2019 и 09.08.2019), что подтверждается протоколами испытаний; не согласованы в установленном порядке классы опасности отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека; на территории кладбища площадка, на которой установлен мусоросборник, не огорожена.
Представитель администрации Шипуновского сельского поселения в судебное заседание не явился, глава администрации Шипуновского сельского поселения Задворнова А.М. направила в суд возражения, в которых указала, что ею были предприняты меры для устранения выявленных нарушений. С протоколом не согласна, поскольку согласно соглашению, заключенному между администрацией Шипуновского сельского поселения и администрацией Крутинского муниципального района о решении вопросов в области водоснабжения, денежные средства выделяются на текущий ремонт объектов водоснабжения, на приобретение оборудования для ремонта и инструментальный анализ воды на 4 квартала календарного года, при составлении протокола не была учтена ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, ч. 2.9 ст. 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, согласно которой органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ. У юридического лица отсутствуют денежные средства и невозможно их взять из других источников на устранение и соблюдение нарушений в сфере санитарно – эпидемиологического законодательства. Нецелевое использование бюджетных средств также влечет административную ответственность должностных и юридических лиц (л.д. 77-79).
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, полагает, что вина администрации Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, установлена.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Решением Избирательной комиссии Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района омской области № 8/9 от 19.11.2015 на должность главы Шипуновского сельского поселения избрана Задворнова А.М. (л.д. 22).
Из ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (статья 19 указанного федерального закона).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно подпункту 4 пункту 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствие с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Часть 12 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Согласно пунктам 4.1., 4.2., 4.3., 4.4., 4.5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 (ред. от 28.06.2010) "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2001 N 3011), в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблицах.
Согласно пункту 6.7. СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Согласно пунктами 1.2., 1.4., 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» установлено, что Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека; требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
Согласно пунктам 2.1., 2.7. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Согласно пунктам 3.2.1.1, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, которые устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями. Согласно пунктам 3-5 Правил, производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя: а) отбор проб воды; б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям; в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган). Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
В ходе проверки обнаружено несоблюдение указанных требований. В судебное заседание не было представлено доводов в опровержение указанному.
Главой сельского поселения Задворновой А.М. в суд представлен список классов опасности отходов согласованный с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, однако дата согласования не указана (л.д. 81-82), доказательств того, что классы опасности отходов были согласованы в установленном порядке на момент проверки, главой Шипуновского сельского поселения не представлено.
Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе настоящего дела установлены обстоятельства совершения юридическим лицом вменяемого ему административного правонарушения и подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27.11.2019 (л.д. 4-5), в котором отмечены вышеперечисленные нарушения; актом проверки № 1374 (л.д. 14-17), соглашением между администрацией Шипуновского сельского поселения и Крутинского муниципального района о передаче осуществления своих полномочий в части организации водоснабжения (23-24), программой производственного контроля качества и безопасности воды (питьевой) на 2016-2020 год (л.д. 26-27), протоколами испытаний воды (л.д. 28-40), перечнем эксплуатируемых объектов водоснабжения (л.д. 41).
У суда не имеется оснований не доверять представленным доказательствам, которые получены в соответствии с законом. Проверка проведена компетентным органом.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у администрации Шипуновского сельского поселения реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что юридическим лицом не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Доводы представителя администрации, изложенные в возражении, не могут быть приняты во внимание.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований юридическим лицом обжаловано не было.
Субъектами правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
Соглашением между администрациями Шипуновского сельского поселения и Крутинского муниципального района полномочия в части организации водоснабжения переданы сельскому поселению (л.д. 23 оборот-24).
Полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения закреплены за сельскими поселениями Омской области, согласно ст. 2 Закона Омской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» № 1786-ОЗ от 24.09.2015.
Суд не находит оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям ч.4 ст.24.5 КоАПРФ, поскольку недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение санитарно-эпидемиологических требований может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Действующее законодательство не связывает обязанность по обеспечению охраны жизни и здоровья населения с наличием или отсутствием у юридического лица финансовой возможности.
Кроме того, в своих возражениях глава Шипуновского сельского поселения А.М. Задворнова просит признать незаконным и отменить протокол об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Таким образом, по смыслу закона, протокол по делу об административном правонарушении самостоятельному обжалованию не подлежит.
Каких-либо нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица судом не установлено, обстоятельств, указанных в статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не имеется.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае, по мнению суда, не имеется.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает принятие мер к устранению выявленных нарушений.
В материалы дела главой Шипуновского сельского поселения представлены ходатайства, адресованные Совету Шипуновского сельского поселения, главе Крутинского муниципального района о выделении денежные средств по устранению нарушений, которые требуют финансовых затрат (л.д. 80-87)
При назначении вида и меры наказания, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что противоправное деяние совершено впервые, не причинило вреда жизни и здоровью людей, не нанесло имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, государству и его органам, администрацией сельского поселения предпринимались необходимые меры к устранению нарушений, суд полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 6.3, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
юридическое лицо Администрацию Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области (дата регистрации 22.12.2005, ИНН: 5518007117, ОГРН 1055525023784, юридический адрес: 646136, Крутинский район, с.Шипуново, пер. Школьный, дом 1) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3. КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Н.А. Иванова
Мотивированное постановление подписано 26 декабря 2019 года.
Судья: Н.А. Иванова