11RS0001-01-2021-011125-38 дело №2-6640/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Соколовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 18 октября 2021 года гражданское дело по иску Кулагиной Ольги Александровны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании срока для сноса многоквартирного дома незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Кулагина О.А. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором с учетом уточнений от 02.09.2021 просила:
-признать незаконным срок для сноса многоквартирного дома №..., установленный до 06.04.2024 незаконным;
-обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» изъять жилое помещение по адресу: ... путем выкупа у истца,
-прекратить право собственности истца на жилое помещение по адресу: ... после выплаты выкупной цены,
-обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить истцу на состав семьи 3 человека, включая Ардемасова А.В. и Ардемасова В.В. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г.Сыктывкара, общей площадью не менее 73,2 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Ардемасов А.В., Ардемасов В.В., Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» и собственники квартир дома №... по ул.Стахановская – Григорьев П.С., Григорьев В.С., Григорьев С.И., Григорьева Ю.С., Григорьева Е.Н., Давыдов А.М., Бажукова В.Е., Серебренникова Л.В.
Определением суда от 02.09.2021 производство по делу в части требований Кулагиной О.А. о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности изъять жилое помещение по адресу: г.Сыктывкар, ... путем выкупа и прекращении права собственности на это жилое помещение – прекращено.
В судебном заседании третьи лица Бажукова В.Е. и Серебренникова Л.В. требования истца о признании незаконным установленного до 06.04.2024 срока сноса дома поддержали.
Истец, её представитель, представитель ответчика и иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежаще.
Заслушав объяснения третьих лиц Бажуковой В.Е. и Серебренниковой Л.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилой дом №... является восьмиквартирным, деревянным, возведен в 1950 году.
Квартира №... в доме №... с 05.12.2011 принадлежит на праве собственности истцу Кулагиной О.А.
В указанной квартире зарегистрированы месту жительства ... - Ардемасов А.В. и Ардемасов В.В.
В октябре 2020 года специалистами ООО «...» проведено обследование многоквартирного дома №..., по результатам которого установлено, что здание эксплуатируется 70 лет и находится в аварийном техническом состоянии, физический износ на дату обследования составляет 73%. Общее состояние конструкций здания согласно ГОСТ 31937-2011 оценено как аварийное. Техническое состояние жилых помещений дома не соответствует требования, предъявляемым к жилым помещениям. В исследуемом объекте ухудшение технических характеристик в процессе эксплуатации произошло у всех несущих и ограждающих конструкций здания, инженерных систем.
На основании заключения межведомственной комиссии от 12.02.2021 №... постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 06.04.2021 №... многоквартирный дом, расположенный по адресу: ... ... признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления установлен срок для расселения граждан, проживающих в жилых помещениях до 2028 года.
30.04.2021 в адрес собственников жилых помещений дома №... (в том числе истца) направлены требования о добровольном сносе дома в срок до 06.04.2024.
Истец считает этот срок для сноса дома неразумным, поскольку при его определении органом местного самоуправления не учтено, что проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей ввиду угрозы его самопроизвольного разрушения.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
К компетенции органов местного самоуправления относится также учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункты 1,8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно абзацу второму пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде (пункт 52 Положения).
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Таким образом, после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным, собственники помещений в таком доме вправе требовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса дома.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Защита прав собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 указанной статьи.По смыслу вышеприведенных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котом расположен аварийный дом, для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности и опасности для проживания в нем граждан, они должны быть объективно обусловленными.
В рассматриваемом случае срок для добровольного сноса дома №... установлен собственникам до 06.04.2024.
В судебном заседании представитель администрации пояснила, что при определении срока расселения учитывались, прежде всего, финансовые возможности органа местного самоуправления и наличие на исполнении большого количества судебных актов о предоставлении жилья. В настоящее время срок для сноса равный 36 месяцам устанавливается одинаковым для всех домов города, признаваемых аварийными.
Вместе с тем, при определении такого срока, органом местного самоуправления в первую очередь должно учитываться техническое состояние дома, наличие/отсутствие угрозы его обрушения, наличие/отсутствие вреда жизни и здоровью граждан.
Определяя срок для расселения дома до 06.04.2024 года администрация МО ГО «Сыктывкар» не учла в полной мере установленные межведомственной комиссией и специализированной организацией обстоятельства наличия угрозы самопроизвольного обрушения дома.
Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственником жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос дома, а орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасности жизни и здоровья граждан.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установленный в требованиях в адрес собственников дома №... срок сноса дома до 06.04.2024 не является разумным ввиду того, что не обеспечивает жилищные права собственников жилого дома (в том числе истца) на безопасное и благоприятное проживание, в связи с чем, подлежит признанию незаконным и изменению.
Поскольку определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и установление такого срока в судебном порядке недопустимо, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос об установлении собственникам многоквартирного дома №... г.... разумного срока для добровольного сноса многоквартирного дома.
Рассматривая требования истца о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению ей на состав семьи 3 человека благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, суд учитывает следующее.
Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающих в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.
Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются статьи 85, 86, 89 ЖК РФ, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.
Правоотношения между собственниками жилых помещений жилого дома, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, и органами государственной власти, органами местного самоуправления регулируются статьей 32 ЖК РФ, которой предусмотрен порядок изъятия у собственника жилого помещения для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям частей 1, 8 статьи 32 ЖК РФ и разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения органом местного самоуправления предварительной процедуры как по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и в случае невыполнения собственниками указанного требования, по последующему принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.
Жилой дом №... в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец не вправе претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма взамен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, в удовлетворении данных требований истца следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Кулагиной Ольги Александровны удовлетворить частично.
Признать незаконным установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» собственникам жилых помещений многоквартирного дома №... срок для добровольного сноса дома до 06.04.2024.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» повторно рассмотреть вопрос об установлении собственникам многоквартирного дома №... разумного срока для добровольного сноса многоквартирного дома.
В удовлетворении требований Кулагиной Ольги Александровны о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению ей на состав семьи 3 человека благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 25.10.2021.
Председательствующий О.Л. Саенко