55RS0007-01-2024-002393-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 14 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Сковрон Н.Л.,
судей Мезенцевой О.П., Савчук А.Л.,
при секретаре Нецикалюк А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2107/2024
по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области Кабаковой Екатерины Николаевны
на решение Центрального районного суда г. Омска от 31 мая 2024 года
по иску Тарасова Виктора Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Савчук А.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тарасов В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области), в обоснование указав, что с 25 января 2024 года ему назначена страховая пенсия по старости, однако при расчете размера его пенсии необоснованно не был учтен период работы судьей Тарского городского суда Омской области с 1 января 2002 года по 3 августа 2003 года.
Просил обязать ОСФР по Омской области включить спорный период в его страховой стаж, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 25 января 2024 года.
В судебном заседании истец Тарасов В.В. участия не принимал, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ОСФР по Омской области по доверенности Горчакова Д.Д. в судебном заседании исковые требования не признала. Ссылаясь на отсутствие оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца и перерасчета назначенной ему страховой пенсии по старости, указывала на неуплату работодателем страховые взносы в спорный период.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований: на ОСФР по Омской области возложена обязанность включить Тарасову В.В. в страховой стаж период работы с 1 января 2002 года по 3 августа 2003 года, произвести перерасчет назначенной ему страховой пенсии с 25 января 2024 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Кабакова Е.Н. выражает несогласие с постановленным по делу решением. Ссылаясь на то с 1 января 1998 года федеральные суды были освобождены от уплаты страховых взносов, указывает на отсутствие оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца и перерасчета страховой пенсии по старости. Кроме того, обращает внимание, что включение спорного периода в страховой стаж истца не повлечет за собой перерасчета размера его пенсии, поскольку после 1 января 2002 года размер пенсии определяется исходя из уплаченных страховых взносов.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по Омской области по доверенности Горчакова Д.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Истец Тарасов В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание своего представителя не направил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом страховых пенсий, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях).
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 1-3 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).
С учетом переходных положений, закрепленных в статье 35 указанного закона и Приложений № 3 и № 4 к закону, для назначения в Российской Федерации страховой пенсии по старости в 2024 году мужчинам требовалось достижение возраста 63 лет, наличие страхового стажа 15 лет, значение величины индивидуального пенсионного коэффициента – 25,8.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тарасов В.В., <...> года рождения, с 25 января 2024 года является получателем страховой пенсии по старости.
При установлении ему страховой пенсии по старости ответчиком в страховом стаже не был учтен период работы с 1 января 2002 года по 3 августа 2003 года судьей Тарского районного суда Омской области.
При таком расчете страховой стаж Тарасова В.В. составил 35 лет 10 месяцев, а суммарный размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии – 17096 рублей 99 копеек.
Не согласившись с размером назначенной ему страховой пенсии по старости, Тарасов В.В. обратился в ОСФР по Омской области, работником которого ему были даны разъяснения о том, что спорный период не был учтен в его страховой стаж, так как за указанный период в орган пенсионного обеспечения не начислялись и не уплачивались страховые взносы.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, Тарасов В.В. обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные требования в части включения спорного периода в страховой стаж истца и удовлетворяя их, суд первой инстанции, установив на основании представленных в материалы дела доказательств факт работы истца в период с 1 января 2002 года по 3 августа 2003 года судьей, исходил из действующих в спорный период положений налогового законодательства, не предусматривающих уплату страховых взносов с денежного содержания судьи.
При этом, поскольку абзацем 1 части 12 статьи 15 Закона о страховых пенсиях предусмотрено включение периода осуществления полномочий судьи в страховой стаж гражданина с определением величины ИПК 1,8 за каждый полный год такого периода, районный суд возложил на ответчика обязанность осуществить перерасчет размера пенсии с момента ее назначения – с 25 января 2024 года.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными в силу следующего.
Частью 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Закона о страховых пенсиях приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Так, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила).
Так в соответствии с пунктом 10 Правил периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В силу пункта 11 Правил, а также согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из пункта 43 Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Тарасова В.В., он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 6 декабря 1999 года.
Учитывая, что спорный период имел место после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то страховой стаж в указанный период должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведения о страховом стаже в отношении спорного периода отсутствуют.
При этом в трудовой книжке истца относительно спорного периода имеются следующие сведения: 19 декабря 2001 года зачислен в штат Тарского районного суда Омской области по должности судьи на неограниченный срок полномочий, 15 марта 2002 года присвоен второй квалификационный класс, 3 августа 2003 года отчислен из штата Тарского городского суда Омской области по части 4.1 статьи 121 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с досрочным прекращением полномочий (л.д. 12).
Аналогичные сведения о периоде работы истца судьей отражены в справке от 7 мая 2024 года, представленной Управлением Судебного департамента в Омской области в ответ на запрос суда первой инстанции (л.д. 108).
Ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» Тарасову В.В. не назначалось и не выплачивалось (л.д. 128).
Кроме того, из указанной справки следует, что индивидуальные сведения за 2002 и 2003 год не предоставлялись, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 245 Налогового кодекса Российской Федерации суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые судьями федеральных судов и мировыми судьями, не подлежали обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее – в редакции Федерального Закона от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ) налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Таким образом, на организации, осуществляющие какие-либо выплаты в пользу физических лиц по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, возложена обязанность по уплате единого социального налога, на основании которого формируется сведения индивидуального (персонифицированного) учета граждан.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 245 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные суды и органы прокуратуры не включают в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.
На основании изложенного, суммы денежного содержания судей с 2002 года не подлежали включению федеральными судами в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в данном случае отсутствие уплаты страховых взносов за спорный период не является безусловным основанием для отказа в его включении в страховой стаж истца.
В данной связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом представленных в материалы дела документов, подтверждающих факт трудовой детальности истца в спорный период, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для его учета в страховой стаж как иного периода в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях.
В силу части 1 статьи 15 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Закона о страховых пенсиях, и представляет собой производное суммы ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 15 Закона о страховых пенсиях коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8, 10 и 12 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 04 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрена возможность преобразования приобретенных гражданином, в том числе в период осуществления им полномочий по должности судьи, пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент с определением его величины в 1,8 за каждый полный год такого периода, которая применяется при расчете страхового стажа лицам, не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
В данной связи, доводы апелляционной жалобы о том, что включение спорного периода в страховой стаж истца не повлияет на размер его пенсии судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Следовательно, суд первой инстанции, установив, что Тарасов В.В. получателем ежемесячного пожизненного содержания не является, с учетом спорного периода, величина индивидуального пенсионного коэффициента Тарасова В.В. увеличится в связи с начислением за него коэффициента 1,8 за каждый полный год такого периода, обоснованно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет размера назначенной истцу пенсии.
Определяя дату, с которой установленная истцу страховая пенсия по старости подлежит перерасчету с учетом спорного периода, районный суд, исходя из заявленных истцом требований, правомерно указал 25 января 2024 года.
Так, согласно части 7.2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.
С 1 января 2022 года действуют Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года №546н.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в числе прочего:
- дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;
- проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
- оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;
- запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
- приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
- принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для подтверждения права на пенсию, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации недостающие документы.
В соответствии с пунктом 19 Правил, решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 71 и 72 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п.
В приложении №3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
При указанных обстоятельствах именно на органе пенсионного обеспечения лежала обязанность при приеме заявления истца разъяснить ему необходимость представления документов необходимых для назначения пенсии, либо оказать ему содействие в истребовании необходимых документов.
Таким образом, из приведенных положений следует, что орган пенсионного обеспечения уполномочен принимать решение об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии на основании анализа поданных заявителем, а при необходимости, полученных в ходе проверки документов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», обращено внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено законом.
Из пенсионного дела следует, что Тарасов В.В. обращался в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении пенсии 26 декабря 2023 года.
При этом, при оценке пенсионных прав истца период осуществления деятельности в должности судьи, отраженный в трудовой книжке истца, органом пенсионного обеспечения в нарушение возложенных на него обязанностей, проверен не был: в отношении указанного периода запросы не направлялись, истцу не разъяснялось его право на предоставление дополнительных документов.
Вместе с тем, поскольку спорный период подлежал учету в страховом стаже истца при разрешении вопроса о назначении пенсии, то судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции в указанной части, определившим в качестве даты перерасчета размера страховой пенсии по старости дату ее назначения, то есть 25 января 2024 года.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает постановленное судом первой инстанции решение законным и обоснованным, а доводы жалобы ответчика несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Омска от 31 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Омска
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
16 августа 2024 года.