ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тасеево 22 июля 2019 года
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ГУРОЧКИНОЙ И.Р.,
при секретаре ТИТОВОЙ А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) обратилось в Тасеевский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику – администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства. Свои исковые требования мотивировало тем, что в апреле 2018 года в отношении администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района была проведена плановая выездная проверка на основании распоряжения № 1410 от 15 марта 2018 года, в ходе которой обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. С целью устранения выявленных в ходе плановой проверки нарушений санитарного законодательства администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № 8347 от 27 апреля 2018 года, со сроком исполнения 18 апреля 2019 года. Из поступившей 18 апреля 2019 года от администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района информации следует, что п. 1 предписания не выполнен, на водные объекты, используемые в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, т.е. не устранены требования ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ; п. 2 предписания не выполнен, не обеспечена организация зон санитарной охраны водных объектов используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения определения границы зоны и составляющих её поясов, разработки плана мероприятий по улучшению санитарного состояние территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны, с разработкой комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, т.е. не устранены нарушения требований п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 2.2 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; пункт 3 не выполнен, не оборудованы водозаборы: аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при обосновании границ зон санитарной охраны, т.е. не устранены нарушения п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; пункт 4 не выполнен, не разработан проект зон санитарной охраны водных используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения и хозяйственно-питьевого водоснабжения, т.е. не устранены нарушения п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; пункт 5 не выполнен, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов зон санитарной охраны, водных объектов используемые в качестве источников водоснабжения питьевого назначения, т.е. не устранены нарушения п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ; пункт 7 не выполнен, не обеспечено прохождение лицами, обслуживающими водопроводные сооружения и водопроводные сети, медицинских осмотров, гигиенического обучения (с предоставлением документов, подтверждающих исполнение: личные медицинские книжки), т.е. не устранено нарушение п.п. 1, 5 ст. 34, п. 2 ст. 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (предоставлен контракт № 22 от 04 апреля 2019 года на оказание медицинских услуг. Согласно п. 4 контракта «условия и сроки оказания услуг» исполнитель обязан оказать услуги в срок с даты предоплаты заказчиком медицинских услуг. Документов о внесении предоплаты не представлено). Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, выражающиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, что может способствовать возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) на территории администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие ответчика - администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района, выраженное в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 8347 от 27 апреля 2018 года, со сроком исполнения 18 апреля 2019 года незаконным; обязать администрацию Сивохинского сельсовета Тасеевского района устранить: нарушения п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 2.2 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить организацию зон санитарной охраны водных объектов используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения определения границы зоны и составляющих её поясов, разработки плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны, с разработкой комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий; нарушения п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить оборудование водозаборов аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при обосновании границ зон санитарной охраны; нарушения п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначении», а именно обеспечить разработку проекта зон санитарной охраны водных используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения и хозяйственно-питьевого водоснабжения; нарушения п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, а именно обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны, водных объектов используемые в качестве источников водоснабжения питьевого назначения; нарушения п.п. 1, 5 ст. 34, п. 2 ст. 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, а именно обеспечить прохождение лицами, обслуживающими водопроводные сооружения и водопроводные сети, медицинских осмотров, гигиенического обучении; срок исполнения вышеуказанных нарушений установить - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Согласно поступившего ходатайства начальника Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) Безгодова Н.П. он просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме. Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание согласие представителя ответчика на рассмотрение гражданского дела в отсутствие представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района – глава администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района Жаконис А.М. заявленные исковые требования не признала, пояснив, что требования предписания ответчиком не были исполнены в связи с отсутствием финансирования.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно Устава Сивохинского сельсовета Тасеевского района Красноярского края муниципальное образование - Сивохинский сельсовет Тасеевского района является самостоятельным муниципальным образованием (статья 1). К вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (п. 14 статьи 6). Администрация Сивохинского сельсовета Тасеевского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (ч. 1 статьи 29).
Положениями ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с требования п. п. 1 и 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, юридические лица должны обеспечить организацию зон санитарной охраны водных объектов используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения определения границы зоны и составляющих её поясов, разработки плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны с разработкой комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
В соответствии с п.п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, юридические лица обязаны обеспечить оборудование водозаборов: аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при обосновании границ зон санитарной охраны.
Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, установлено, что юридические лица обязаны обеспечить разработку проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения, хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В силу п. 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, юридические лица обязаны обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проекта зоны санитарной охраны объектов используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения.
Согласно п. п. 1 и 5 ст. 34, п. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны обеспечить прохождение лицами, обслуживающими водопроводные сооружения и водопроводные сети, медицинских осмотров, гигиенического обучения.
В судебном заседании установлено, что администрация Сивохинского сельсовета Тасеевского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Сивохинский сельсовет Тасеевского района и обязана соблюдать требования вышеуказанных санитарных правил и норм.
Согласно предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 27 апреля 2018 года № 8347 администрация Сивохинского сельсовета Тасеевского района обязана устранить нарушения ст. 11, п. п. 1 и 3 ст. 18, ст. 32, п. п. 1 и 5 ст. 34, п. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ; п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 1.11, 1.13, 2.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п.п. 4.1, 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», раздел 6 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», п.п. 1.5., 2.1, 2.5, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в срок до 18 апреля 2019 года.
Из ответа на предписание от 18 апреля 2019 года № 39 следует, что п. п. 1 и 3 ст. 18, п. п. 1 и 5 ст. 34, п. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 1.11, 1.13, 2.2, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» администрацией Сивохинского сельсовета Тасеевского района не исполнены.
Таким образом, суд находит, что в течение длительного времени администрация Сивохинского сельсовета Тасеевского района не исполняет требования санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с указанными обстоятельствами суд считает, что требования истца о признании бездействия администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района незаконным являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика о неисполнении требований предписания в связи с отсутствием финансирования не могут являться основанием для освобождения лица, обязанного исполнять требования санитарного законодательства, от их исполнения. Суд также считает, что не исполнение администрацией Сивохинского сельсовета Тасеевского района требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с указанными обстоятельствами в целях предотвращения последствий, к которым может привести не соблюдение юридическим лицом норм санитарно-эпидемиологического законодательства, суд полагает необходимым удовлетворить в полном объеме и требование об обязании ответчика устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в указанный истцом срок, который является необходимым и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства - удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие ответчика - администрации Сивохинского сельсовета Тасеевского района Красноярского края, выраженное в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 27 апреля 2018 года № 8347, со сроком исполнения 18 апреля 2019 года, незаконным.
Обязать администрацию Сивохинского сельсовета Тасеевского района Красноярского края в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований:
п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 2.2 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить организацию зон санитарной охраны водных объектов используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения определения границы зоны и составляющих её поясов, разработки плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника с правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов зон санитарной охраны, с разработкой комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить оборудование водозаборов: аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при обосновании границ зон санитарной охраны;
п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно обеспечить разработку проекта зон санитарной охраны водных используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения и хозяйственно-питьевого водоснабжения;
п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110 – 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, а именно обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны, водных объектов используемые в качестве источников водоснабжения питьевого назначения;
п.п. 1, 5 ст. 34, п. 2 ст. 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, а именно обеспечить прохождение лицами, обслуживающими водопроводные сооружения и водопроводные сети, медицинских осмотров, гигиенического обучения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тасеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.Р. Гурочкина