Решение по делу № 8Г-30278/2024 [88-33141/2024] от 19.09.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-33141/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-3947/2023

УИД 91RS0024-01-2023-003296-65

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                            5 ноября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Песоцкого В.В.,

судей Жогина О.В., Дурневой С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ялты Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе администрации города Ялты Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор г. Ялты Республики Крым, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Ялта Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» (далее – ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный») о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование своих требований истец указал на то, что между ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» и администрацией г. Ялта 14 марта 2018 года заключен договор о благоустройстве пляжа общего пользования. Проведенной проверкой с привлечением специалистов департамента социальной политики, отдела по курорту и туризму администрации города, установлено, что пляж не оборудован для использования лиц с ограниченными возможностями. Указанные обстоятельства не отвечают взятым на себя ответчиками обязательствам. Дальнейшее пользование ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» пляжем с нарушениями Федерального законодательства, взятых договорных обязательств, указывает на неэффективное распоряжение администрацией города муниципальной собственностью. Полагая интересы и права неопределенного круга лиц нарушенными, прокурор просил возложить на ответчиков обязанность обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно – пляжа общего пользования, расположенного по адресу <адрес> путем установки необходимого оборудования для лиц с ограниченными возможностями (пандусы, перила, ограничительные элементы благоустройства); оборудования зоны купания для лиц с ограниченными возможностями путем установки необходимых буйков заграждения, перил ограждения, иного оборудование в виде пандуса; оборудования специальной зоны для граждан с ограниченными возможностями, обустройства безопасного спуска для принятия водных процедур в море.

Определениами Ялтинского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство курортов и туризма Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2023 года иск удовлетворен частично. На ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» возложена обязанность по обеспечению инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условий для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно пляжа общего пользования, расположенного по адресу <адрес>, путем установки необходимого оборудования для лиц с ограниченными возможностями (пандусы, перила, ограничительные элементы благоустройства), оборудования зоны купания для лиц с ограниченными возможностями путем установки необходимых буйков заграждения, перил ограждения, иного оборудования в виде пандуса. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 мая 2024 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым на администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно пляжа общего пользования, расположенного по адресу <адрес> путем установки необходимого оборудования для лиц с ограниченными возможностями (пандусы, перила, ограничительные элементы благоустройства); оборудования зоны купания для лиц с ограниченными возможностями путем установки необходимых буйков заграждения, перил ограждения, иного оборудования в виде пандуса. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе администрация г. Ялта Республики Крым выражает несогласие с апелляционным определением, как постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.

Представители ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 марта 2018 года администрацией г. Ялта Республики Крым и ГБУ Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» заключен договор , согласно условиям которого администрация предоставляет пользователю право на осуществление благоустройства пляжа «<данные изъяты>» (место расположения: <адрес> протяжённость береговой линии 186 м, площадь 0,3750 га), в том числе установку нестационарных объектов различного назначения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Срок действия договора – с 14 марта 2018 года по 01 апреля 2025 года.

Пунктом 2.4.16 договора предусмотрено, что пользователь обязан обеспечить инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, и собак-проводников, условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нем услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Проведённой прокуратурой города Ялты проверкой с привлечением специалистов Департамента социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым установлено, что указанный пляж не оборудован для использования лицами с ограниченными возможностями, недоступен для посещения его лицами с ограниченными возможностями, временно не доступен для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, умственного развития; отсутствует обустройство для инвалидов на коляске.

Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, исходя из того, что между администрацией и обществом заключен договор о благоустройстве пляжа общего пользования, возложил обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам путем производства определенных действий на ГБУ Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный».

Отменяя решение, апелляционная коллегия указала, что выводы суда первой инстанции противоречат нормам материального права. Принимая по делу новое решение, удовлетворяя иск к администрации и отказывая в удовлетворении иска к ГБУ Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный», апелляционная коллегия, исходя из норм закона, приняла во внимание, что благоустройство и приведение в соответствие объектов и территорий земельных участков относится к компетенции администрации г. Ялты Республики Крым.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами Верховного Суда Республики Крым.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Органы местного самоуправления в сфере установленных полномочий обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе, с использованием кресла-коляски.

В силу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года                          № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; создание условий для массового отдыха

жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении о выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также правил использования водных объектов для рекреационных целей.

В рамках предоставленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Законом Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым полномочий, Ялтинским городским советом Республики Крым 8 сессии 2 созыва принято решение от 26 декабря 2019 года № 6 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее – Правила благоустройства № 6).

Согласно разделу 1 указанных Правил они устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и уборки территории в границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – городской округ Ялта) и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, безопасности, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния городского округа Ялта, включая территории, прилегающие к границам земельных участков, к зданиям, строениям, сооружениям.

Судом обоснованно приняты во внимание положения указанных Правил, возлагающих организацию, выполнение работ по благоустройству, уборке и санитарному содержанию объектов, а также приведение в соответствие с настоящими Правилами облика зданий, строений и сооружений, территорий земельных участков, ограждений и иных объемно-пространственных объектов, расположенных на территории городского округа, поддержание чистоты и порядка на администрацию г. Ялты Республики Крым, муниципальные предприятия, учреждения, в соответствии с их полномочиями, на собственников и арендаторов зданий, строений, помещений и земельных участков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Поскольку контроль за деятельностью по благоустройству территорий; выполнением городских адресных инвестиционных программ в области благоустройства города Ялты, заключение договоров по выполнению работ, оказанию услуг в области благоустройства муниципальных территорий, свободных от прав третьих лиц, и в иных предусмотренных законом случаях, со сторонними организациями, определяемыми в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляется уполномоченным органом администрации г. Ялты Республики Крым, суд апелляционной инстанции приел к обоснованному выводу о возложении обязанности по организации и выполнению работ по благоустройству пляжа общего пользования «<данные изъяты>» с индивидуальным находящегося в границах городского округа Ялта Республики Крым орган местного самоуправления в лице администрации города Ялты, а не на ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный», с которым заключен договор от 14 марта 2018 года.

Указанным договором не предусмотрены конкретные действия, которые необходимо выполнить ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» для обеспечения инвалидам условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нем услугам. ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями «Южнобережный» не является собственником пляжа, не наделено правом бессрочного пользования, хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ялта Республики Крым – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 18 ноября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

8Г-30278/2024 [88-33141/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Третий (кассационный) отдел (с дислокацией в г. Краснодаре) Генеральной прокуратуры в РФ
прокуратура г. Ялты Республики Крым
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
ГБУ Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный"
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта
Отдел по курортам и туризму Администрации города Ялта Республики Крым
Министерство здравоохранения Республики Крым
Министерство курортов и туризма Республики Крым
Департамент социальной политики администрации города Ялта Республики Крым
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Песоцкий В. В.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
05.11.2024Судебное заседание
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее