РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» июля 2016 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Богдановой Е.Н., при секретаре Ибрагимовой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе Астраханской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в котором просил включить в стаж работы для назначения досрочной пенсии периоды:
- с 03.04.1984 года по 26.07.1989 года – работы в должности санитара на ССМП Городской клинической больнице скорой медицинской помощи г.Астрахани;
- с 07.01.1991 года по 07.03.1991 года- нахождения на курсах повышения квалификации;
-с 10.04.2006 года по 27.05.2007 года, с 02.06.2007 года по 03.06.2008 года, с 07.06.2008 года по 31.08.2008 года, с 05.09.2008 года по 01.06.2009 года, с 06.06.2009 по 13.11.2011, с 19.11.2011 по 27.02.2012 года, с 04.03.2012 года по 27.05.2012 года с 05.06.2012 года по 11.09.2012 года, с 16.09.2012 года по 29.03.2013 года, с 05.04.2013 года по 23.06.2013 года, с 01.07.2013 года по 17.09.2013 года, с 22.09.2013 года по 10.11.2013 года, с 17.11.2013 года по 12.05.2014 года, с 18.05.2014 года по 18.06.2014 года, с 22.06.2014 года по 30.09.2014 года, с 03.10.2014 года по 09.11.2014 года, с 16.11.2014 года по 18.05.2015 года, с 24.05.2015 года по 25.08.2015 года, с 28.08.2015 года по 16.11.2015 года –периоды работы в должностях заместителя главного врача и врача судебно-психиатрического эксперта на 0,5 ставки;
- с 12.03.2005 года по 17.03.2005 года, с 10.05.2005 года по 14.05.2005 года, с 28.05.2007 ода по 01.06.2007 года, с 04.06.2008 года по 06.06.2008 года, с 01.09.2008 года по 04.09.2008 года, с 02.06.2009 года по 05.06.2009 года, с 14.11.2011 года по 18.11.2011 года, с 28.02.2012 года по 03.03.2012 года, с 28.05.2012 года по 04.06.2012 года, с 12.09.2012 года по 15.09.2012 года, с 30.03.2013 года по 04.04.2013 года, с 24.06.2013 года по 30.06.2013 года, с 18.09.2013 года по 21.09.2013 года, с 11.11.2013 года по 16.11.2013 года, с 13.05.2014 года по 17.05.2014 года, с 19.06.2014 года по 21.06.2014 года, с 01.10.2014 года по 02.10.2014 года, с 10.11.2014 года по 15.11.2014 года, с 19.05.2015 года по 23.05.2015 года, с 26.08.2015 года по 27.08.2015 года- периоды нахождения в командировках, поскольку решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года № 102 указанные периоды не были учтены для назначения досрочной пенсии.
С выводами комиссии истец не согласен, в связи с чем просил суд признать указанное решение ответчика в части отказа в назначении ему пенсии незаконным, обязать ответчика включить в стаж, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии указанные выше периоды работы, и назначить ему трудовую пенсию с даты обращения с 28.12.2015 года.
В судебное заседание истец не явился, уполномочил доверенностью Ежову Ю.В.
Представитель истца- Ежова Ю.В. в судебном заседании отказалась от иска в части включения периодов работы в должностях заместителя главного врача и врача судебно-психиатрического эксперта, в связи с включением указанных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика -Федотова С.П. иск не признала, мотивируя тем, что в законодательстве не прописано о том, что заявленные истцом периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту (ч. 1 ст. 39), которое реализуется, в том числе и посредством установленных законом государственных пенсий.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 3.3 Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона, лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную страховую пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Как следует из ч. 3 приведенной нормы периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Исходя из пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовые пенсии назначаются ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 данной статьи, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 19-21 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Учитывая положение данной статьи, истец, занимавшийся в спорный период лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, вправе рассчитывать на назначение досрочной пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года № 102 истцу в назначении пенсии отказано, по причине того, что льготный стаж работы составляет 24 года 1 месяц 14 дней вместо требуемых 30 лет.
В судебном заседании представитель ответчика утверждал, что в законодательстве не прописано о том, что указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, в связи с чем законных оснований для назначения льготной пенсии ему не имеется.
Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Из пояснений представителя истца следует, что нахождение на курсах повышения квалификации является обязательным условием для работы в медицинских учреждениях.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений до 01.01.2015 года) сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений до 01.01.2015 года) граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судом также установлено, что в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, истцу не были включены периоды с 03.04.1984 года по 26.07.1989 года –период работы в должности санитара на ССМП Городской клинической больницы скорой медицинской помощи г.Астрахани.
В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, в п. 1 раздела «наименование учреждений» которого, в числе прочего, значатся больницы всех наименований, центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, косметологическая лечебница, а среди наименования должностей указаны врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи - руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность, однако отсутствуют санитары, аспиранты, и иные научные работники (ассистенты кафедр).
Согласно абз. 4 п. 12 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.
Поэтому в том случае, когда действующее в настоящее время законодательство не предусматривает включение какой-либо работы в специальный стаж, то применяется нормативный акт, действовавший на момент осуществления лицом работы и предусматривавший ее включение в специальный стаж, что не исключает возможность применения действующего порядка ко всем периодам работы пенсионера, независимо от времени ее осуществления, если это отвечает интересам гражданина.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, действовавшему в период работы истца санитаром, правом на досрочную пенсию пользуются врачи, медицинские сестры медсанчастей.
Однако возможность льготного исчисления специального стажа не предусмотрена (и не была предусмотрена ранее) для лиц, занимавших должность младшего медицинского персонала, к которым относится должность санитара (санитарки), которую истец занимал во время работы на ССМП Городской клинической больницы скорой медицинской помощи г. Астрахани с 03.04.1984 года по 26.07.1989 года.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
В судебном заседании представитель истца- Ежова Ю.В. настаивая на удовлетворении заявленных требований о включении периода работы в должности санитара психиатрической бригады скорой медицинской помощи в Городской клинической больнице скорой медицинской помощи, ссылалась на Список №2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1996 года №1173, однако суд находит данные доводы необоснованными.
Так, согласно указанному Списку следует, что право на государственную пенсию на льготных условиях обладают: Младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях, психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных), туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах. 2. Работники, занятые в противочумных учреждениях.
Действующим законодательством право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 установлено младшему и среднему медицинскому персоналу, который постоянно и непосредственно занят обслуживанием больных в психиатрических и психоневрологических лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.
Таким образом, правом на пенсию по Списку N 2 пользуется младший и средний медицинский персонал психоневрологических и психиатрических лечебно-профилактических учреждений. При этом, не имеет значения в каких структурных подразделениях таких учреждений работает указанный персонал.
Основанием для предоставления досрочного пенсионного обеспечения младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических лечебно-профилактических учреждений является непосредственная занятость обслуживанием психических больных в психиатрических учреждениях.
"Непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, позиция 2260000в:
- перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; - санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья;
-санитарно-гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.;
- раздача пищи, индивидуальное кормление больных;
-уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец в период работы, не засчитанный ответчиком в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а именно с 03.04.1984 года по 26.07.1989 года – работал в должности санитара на ССМП Городской клинической больницы скорой медицинской помощи г.Астрахани.
Однако истец Тарханов В.С. не обслуживал больных в условиях контакта медицинского работника и пациента, выполнял те функциональные обязанности, которые непосредственно не связаны с лечебной деятельностью, что подтверждается трудовой книжкой истца, справкой Городской клинической больницы скорой медицинской помощи г.Астрахани.
Согласно приказу №108 от 8 апреля 1998 года Министерства Здравоохранения РФ «О скорой психиатрической помощи», психиатрические бригады обеспечивают скорую психиатрическую помощь по месту пребывания пациента, в том числе в лечебно-профилактических учреждениях. Задачами психиатрических бригад являются:
-оказание скорой психиатрической помощи;
-осуществление врачом-психиатром освидетельствования лица без его согласия или без согласия его законного представителя и госпитализации в недобровольном порядке в соответствии с действующим законодательством;
-транспортировка лиц, страдающих психическими расстройствами, по направлению врача-психиатра в сопровождении среднего медицинского персонала.
Таким образом, работа в должности санитара не дает право на льготное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представитель истца Ежова Ю.В. утверждала, что истец, работая санитаром психиатрической бригады скорой медицинской помощи, непосредственно обслуживал психических больных.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Учитывая изложенные обстоятельства, сделать вывод о тождественности указанных профессий не представляется возможным, поскольку материалы дела не содержат сведений о характере работ, выполняемых истцом в указанный период.
Установлено, что в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, истцу не были включены периоды нахождения в командировках.
Понятие служебной командировки раскрыто в статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ), в соответствии с которой служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Как установлено в судебном заседании, в ходе командировки истец находился на курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях, совещаниях, что подтверждается выписками из приказов, а также удостоверениями.
Законодательством также закреплено положение о том, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, периоды нахождения истца в командировке являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При указанных обстоятельствах, периоды нахождения в командировке подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку требуемого стажа для назначения досрочной пенсии у истца не имеется, оснований для удовлетворения иска Тарханову В.С. о назначении досрочной трудовой пенсии с 28 декабря 2015 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск ФИО2 к Государственному учреждению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе Астраханской области о признании действий неправомерными, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе Астраханской области от 23.11.2015 года № 102 об отказе в назначении ФИО2 досрочной пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе Астраханской области включить ФИО2 в льготный стаж, дающий право на получение пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью, периоды:
-с 07.01.1991 года по 07.03.1991 года нахождения на курсах повышения квалификации;
-с 12.03.2005 года по 17.03.2005 года, с 10.05.2005 года по 14.05.2005 года, с 28.05.2007 ода по 01.06.2007 года, с 04.06.2008 года по 06.06.2008 года, с 01.09.2008 года по 04.09.2008 года, с 02.06.2009 года по 05.06.2009 года, с 14.11.2011 года по 18.11.2011 года, с 28.02.2012 года по 03.03.2012 года, с 28.05.2012 года по 04.06.2012 года, с 12.09.2012 года по 15.09.2012 года, с 30.03.2013 года по 04.04.2013 года, с 24.06.2013 года по 30.06.2013 года, с 18.09.2013 года по 21.09.2013 года, с 11.11.2013 года по 16.11.2013 года, с 13.05.2014 года по 17.05.2014 года, с 19.06.2014 года по 21.06.2014 года, с 01.10.2014 года по 02.10.2014 года, с 10.11.2014 года по 15.11.2014 года, с 19.05.2015 года по 23.05.2015 года, с 26.08.2015 года по 27.08.2015 года- нахождения в командировках.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 15 июля 2016 года.
СУДЬЯ (подпись) Богданова Е.Н.
СОГЛАСОВАНО.
Судья:
№ 2-786/2016