Решение по делу № 2-406/2020 от 18.06.2020

Гражданское дело

УИД: 05RS0-32

Категория: 2.119 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Споры, связанные с предоставлением жилищных сертификатов (кроме социальных споров)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Избербаш 17 сентября 2020 г.

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Исаева И.М.,

при секретаре Сулайбановой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Избербаш гражданское дело по исковому заявлению Рагимова Рустама Тельмановича к Администрации городского округа «город Избербаш», Министерству финансов РД, третьему лицу Министерству образования и науки РД об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилья, не менее установленных социальных норм, предусмотренных законом, и взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Рагимов Р.Т. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивировав его тем, что он относится к гражданам, которые официально считаются сиротами. Оба его родителя умерли, мать - ФИО3 умерла 21.06.2008г., отец - ФИО2 умер 29.03.2011г. С указанного времени он воспитывался бабушкой - ФИО5, которая была оформлена опекуном для него с 27.09.2011г., проживал вместе с ней по адресу: <адрес>. Несколько лет назад, по программе «Ветхое жилье» они с бабушкой были переселены в квартиру, расположенную по адресу: <адрес> «в», <адрес>, где сейчас и проживают вместе с семьей его старшего брата. Жилищный кодекс Российской Федерации и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., закрепляющий социальные гарантии от государства квартиры сиротам, дают преимущественное право указанным гражданам на решение проблем с жильем из отдельного специализированного фонда. Как сирота, он состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации ГО "город Избербаш" с 07.04.2015г. под №91 (с учетом передвижения). В настоящее время он является студентом 3 курса очной формы обучения ГБПОУ "ИПК" по направлению - право и судебное администрирование. После достижения совершеннолетия у него есть законное право на основании ст. 8 закона № 159-ФЗ получить жилье без очереди. В настоящее время он постоянно проживает и зарегистрирован в квартире своей бабушки. На указанной жилплощади, кроме них, проживает еще 5 человек (семья старшего брата с детьми), условия проживания очень стесненные. Вместе с тем, ответчик на момент подачи иска, жилье из специализированного фонда ему не предоставил. Считает, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству. Так, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения 18 лет. Ни статья 8 закона № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс РФ не предусматривают формирования очередности для людей, отнесенных к сиротам.

На основании изложенного, просит обязать ответчика предоставить ему - Рагимову Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилья, не менее установленных социальных норм, предусмотренных законом; взыскать с ответчика понесенные им судебные расходы.

В судебном заседании истец Рагимов Р.Т. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации ГО «Город Избербаш» ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в иске, указывая, что Администрация ГО «Город Избербаш» не отказала истцу в предоставлении жилья, оно ему будет предоставлено по мере очередности включения в список, иначе будут нарушены права тех лиц, которые были включены в этот список ранее Рагимова Р.Т..

Представитель ответчика Министерства финансов РД в судебное заседание, о времени и месте которого извещено надлежащим образом, своего представителя не направило, уважительные причины неявки суду не сообщило, какие-либо возражения относительно заявленных требований в суд не представило, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя или об отложении дела рассмотрением на другой срок не просило, что в силу ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие указанного лица.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Дагестан по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явилась, предоставила суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, также предоставила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что Законом Республики Дагестан от 04.12.2008 г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жильём указанной категории лиц переданы муниципальным районам и городским округам. Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 5 постановления Правительства Республики Дагестан от 02.06.2009 N 161 «Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан» администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 августа, представляют сведения о детях-сиротах, детях оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в Министерство образования и науки Республики Дагестан. Согласно спискам представленным администрацией городского округа «город Избербаш» на 2020 год в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на получение жилья в 2020 году, состоят 136 человек. В указанных списках на 2020 год Рагимов Р.Т. состоял под номером 76. Списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, формируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства". Согласно Конституции РФ «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого». Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Внеочередное обеспечение жилыми помещениями приведет к нарушению сложившейся очередности, обеспечения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Вместе с тем, на указанные цели в 2020 году администрации ГО «город Избербаш предусмотрены средства в размере 16 169,175 рублей на обеспечение жильем 15 чел. С учетом изложенного, просит в удовлетворении искового заявления Рагимова Р.Т. о предоставлении жилого помещения вне очереди, отказать.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика и третьего лица.

Огласив исковое заявление, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ право на жилище признаётся в числе основных прав и свобод человека и гражданина. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, oно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, вступившей в силу с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ч. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В соответствии со ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года №58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Правительством РД, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Правительством Республики Дагестан могут быть установлены случаи, при которых жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оснований полагать, что удовлетворение исковых требований истца о предоставлении жилого помещения фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, не имеется, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).

При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из вышеприведенных норм права доводы представителя ответчика – Администрации ГО «г.Избербаш» и представителя третьего лица Министерства образования и науки РД о том, что внеочередное обеспечение жилым помещением Рагимова Р.Т. приведет к нарушению сложившейся очередности обеспечения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа и нарушению прав и свобод других лиц, суд находит несостоятельными и противоречащими закону.

Из материалов дела и исследованного в судебном заседании учетного дела Рагимова Р.Т. следует, что Рагимов Рустам Тельманович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оба родителя Рагимова Р.Т. умерли: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии I-БД ) и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии I-БД ). Постановлением администрации городского округа «город Избербаш» от 27.09.2011г. истцу назначен опекун. Рагимов Р.Т. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрации ГО «город Избербаш» с 07.04.2015 года с учетом передвижения под №91.

Из предоставленных суду уведомлений об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 17.09.2020г. усматривается, что у Рагимова Р.Т., а также у его родителей - ФИО2 и ФИО3, объектов недвижимости в собственности не имеется.

Судом установлено, что несмотря на возложение полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет на органы местного самоуправления, ответчик не принял необходимых мер по обеспечению жильем истца.

Поскольку государство, принятое на себя обязательство в отношении истца не исполнило, имеет место нарушение его прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье истцу не предоставлено.

Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.

Из этого следует, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут препятствовать реализации права на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах требование истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса.

С учетом удовлетворения иска, суд считает необходимым взыскать с ответчиков в пользу истца возврат госпошлины в сумме 300 руб., а также почтовые расходы в размере 60 руб., связанные с направлением ответчику иска и приложенных к нему документов, в порядке п. 6 ст. 132 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Рагимова Рустама Тельмановича к Администрации городского округа «город Избербаш», Министерству финансов РД, третьему лицу Министерству образования и науки РД об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилья, не менее установленных социальных норм, предусмотренных законом, и взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «город Избербаш» РД предоставить Рагимову Рустаму Тельмановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления, и заключить с Рагимовым Р.Т. договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет.

Взыскать с Администрации городского округа «город Избербаш» и Министерства финансов РД в равных долях: расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб., почтовые расходы в размере 60 (шестьдесят) руб., а всего 360 (триста шестьдесят) руб. по 180 (сто восемьдесят) руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Избербашский городской суд РД.

Судья                 И.М. Исаев

Мотивированное решение

суда составлено 21.09.2020г.

УИД: 05RS0-32.

Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела .

Дело находится в производстве Избербашского городского суда РД.

2-406/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Рагимов Рустам Тельманович
Ответчики
Министерство финансов РД
Администрация ГО "город Избербаш"
Другие
Министерство образования и науки РД
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Исаев Иса Магомедович
Дело на странице суда
izberbashskiy.dag.sudrf.ru
18.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2020Подготовка дела (собеседование)
17.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2020Судебное заседание
11.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.09.2020Судебное заседание
17.09.2020Судебное заседание
17.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее