К делу №2а-1293/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 год ст. Динская Краснодарского края
Судья Динского районного суда Краснодарского края Семенихин Ю.В.,
при секретаре Пивневой А.С.,
с участием представителя истца Насонова В.И.,
представителя ответчика Литвиненко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Лубяницкого Е. В. к администрации муниципального образования Динской район о признании недействительными итогов проведенных публичных слушаний, протокола и заключения публичных слушаний, о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № администрации муниципального образования <адрес> и возложении обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Лубяницкий Е.В. обратился с административным иском к администрации муниципального образования Динской район. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка, расположенного в <адрес>, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, с расположенным на нем жилым домом. Правилами землепользования и застройки Динского сельского поселения установлен условно разрешенный вид использования земельного участка – магазины. Лубяницкий Е.В. хочет использовать земельный участок с расположенным на нём жилым домом для предпринимательской деятельности под магазин, поэтому обратился с заявлением в администрацию муниципального образования Динской район об изменении целевого использования земельного участка на условно разрешенный вид использования «магазины». Лубяницкий Е.В. получил нотариальное согласие от собственников соседних земельных участков на изменение целевого назначения принадлежащего ему земельного участка. В декабре 2017 года состоялись публичные слушания, по результатам которых комиссией было принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины (4.4)» земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации муниципального образования <адрес> было издано постановление № «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины (4.4)» земельного участка с кадастровым номером №, площадью 465 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>». Лубяницкий Е.В. считает, что при организации и проведении публичных слушаний был нарушен порядок их проведения, поэтому постановление Главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, просит его отменить, признать недействительными итоги проведенных публичных слушаний, протокола и заключения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и возложить на администрацию муниципального образования <адрес> обязанность принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В судебном заседании представитель Лубяницкого Е.В. по доверенности – Насонов В.И. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, считая, что при организации и проведении публичных слушаний был нарушен порядок их проведения, установленный Градостроительным кодексом РФ.
Представитель администрации муниципального образования Динской район в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в постановлении № 3062 от 25.12.2017 года Главы администрации муниципального образования Динской район, которое считает законным и обоснованным.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы, дела приходит к следующему.
Лубяницкий Е.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:07:0805053:73 из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, с расположенным на нем жилым домом общей, расположенные в <адрес>.
Согласно Правилам землепользования и застройки Динского сельского поселения <адрес>, утвержденных решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – 28/3, земельный участок с расположен в территориальной зоне «Ж -1Б», предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы.
Статьей 37 Правил землепользования и застройки Динского сельского поселения в территориальной зоне «Ж -1Б» установлен условно разрешенный вид использования земельного участка – магазины: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.
Лубяницкий Е.В. обратился с заявлением в администрацию муниципального образования Динской район об изменении целевого использования земельного участка на условно разрешенный вид использования «магазины».
Лубяницкий Е.В. получил нотариальное согласие от собственников смежно-расположенных земельных участков на изменение целевого назначения принадлежащего ему земельного участка, от Ростовцевой В.И. – ДД.ММ.ГГГГ, от Кащенко Н.А. – ДД.ММ.ГГГГ, от Ходжаян Л.Б. – ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 39 ГК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания, по результатам которых комиссией было принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины (4.4)» земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации муниципального образования <адрес> было издано постановление № «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины (4.4)» земельного участка с кадастровым номером №, площадью 465 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>».
Суд считает, что предметом судебного разбирательства при рассмотрении настоящего административного искового заявления является установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно ст. 39 ч. 6 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Частью 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В судебном заседании было установлено, и не отрицается представителем администрации, что Заключение о результатах публичных слушаний, проведенных ДД.ММ.ГГГГ и оформленных протоколом № в установленный законом срок ни в газете «Трибуна» <адрес>, ни на сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет опубликовано не было.
Суд считает, что администрация муниципального образования <адрес> допустила существенные нарушения требований градостроительного законодательства (ч. 6 ст. 39 ГК РФ), не опубликовав заключение о результатах публичных слушаний, не разъяснила административному истцу правовые последствия и не мотивировала, чем она руководствовалась при принятии решения, чем существенным образом были нарушены его права, поэтому следует признать недействительными итоги проведенных публичных слушаний, протокола и заключения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №
При существенном нарушении процедуры проведения публичных слушаний, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания незаконным постановления Главы администрации муниципального образования <адрес> N 3062 от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:07:0805053:73, площадью 465 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>» и возложения на муниципальный орган обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка.
Кроме того, судом установлено, что Правилами землепользования и застройки территории Динского сельского поселения, кадастровым паспортом земельного участка и расположенного на нем жилого помещения, следует, что земельный участок, расположенный в <адрес> относится к землям населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства в территориальной зоне «Ж -1Б», где установлен условно разрешенный вид использования земельного участка – магазины: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в частности несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Суд приходит к выводу, что установление испрашиваемого административным истцом целевого назначения земельного участка соответствует документам территориального планирования и документации по планировке территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право физических и юридических лиц оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения предусмотрено в части 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3). Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса (часть 6).
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ были проведены публичные слушания (протокол №), на которых комиссией принято решение: «Согласовать изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Лубяницкого Е.В., общей площадью 465 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с «индивидуального жилищного строительства» на «для эксплуатации магазина». Заключение о результатах проведения публичных слушаний было опубликовано в газете «Трибуна» <адрес>.
Однако по неизвестным причинам постановление Главы администрации муниципального образования <адрес> об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка, принято не было.
Суд считает, что возражения собственника смежно-расположенного земельного участка по <адрес> Ростовцевой В.И., как и отзыв ею перед проведением публичных слушаний нотариального Согласия, не могут быть приняты во внимание, так как её права при условно разрешенном виде использования Лубяницким Е.В. своего земельного участка не нарушаются.
Суд принимает во внимание, что находящийся в собственности Ростовцевой В.И. смежно-расположенный земельный участок используется ею для эксплуатации магазина.
Оспариваемым постановлением ущемляются права Лубяницкого Е.В., так как собственнику соседнего земельного участка (Ростовцевой В.И.) дано разрешение на изменение целевого использования земельного участка под «магазин», а Лубяницкому Е.В. в таком переводе отказано, что ставит его в неравное положение с другими гражданами.
Орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или при отказе в предоставлении такого разрешения, должен исходить из признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.
Однако таких существенных обстоятельств при отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка приведено не было.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч.1).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 18-ФЗ)
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч.2).
Суд считает, что Лубяницкий Е.В. представил суду доказательства, подтверждающие законность и обоснованность заявленных административных исковых требований, а административный ответчик наоборот, не представил суду доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры проведения публичных слушаний.
Суд считает, что оспариваемое постановление N 3062 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением норм ГК РФ, а также нарушены права и свободы Лубяницкого Е.В., созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, на занятие предпринимательской деятельностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Лубяницкого Е. В. к администрации муниципального образования <адрес> о признании недействительными итогов проведенных публичных слушаний, протокола и заключения публичных слушаний, о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № администрации муниципального образования <адрес> и возложении обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - удовлетворить.
Признать недействительными итоги проведенных публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, оформленных протоколом № и заключение публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 465 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ № администрации муниципального образования <адрес> «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 465 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>».
Возложить на администрацию муниципального образования <адрес> обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка кадастровым номером №, площадью 465 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, – «магазины (4.4)».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Динского районного суда Ю.В. Семенихин