РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2024 года город Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Никитиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,
с участием представителя истца Комиссаровой Н.А., действующей на основании доверенности от 01.09.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4035/2024 по исковому заявлению Васильевой С. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре о перерасчете пенсии, взыскании расходов на юридические услуги,
установил:
Васильева С.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии составляет 21235,60 рублей. С размером пенсии не согласна. Указывает, что при расчете размера пенсии не была учтена сумма начисленных страховых взносов на страховую пенсию, на основании которой рассчитана величина ИПК за период 2002-2014 гг. При расчете пенсии не учтено, что в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, применяется коэффициент 1.7, что также не учтено в расчете. При расчете пенсии не учтен стаж с вредными условиями труда в период с августа 1991 года по август 1995 года, что существенно уменьшает размер пенсии.
Учитывая изложенное, просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по старости, назначенной Васильевой С.Н., взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 85000 рублей.
Истец в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, ее представитель на удовлетворении требований настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, в преставленном отзыве выражено несогласие с заявленными требованиями, поскольку весь отраженный в трудовой книжке трудовой стаж учтен при назначении пенсии.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и установление государственной пенсии законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Частью 2 статьи 31 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Размер страховой пенсии по старости определяется индивидуально в соответствии со статьей 15 Закона № 400-ФЗ с применением норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее закон №-Ф3) с учетом:
продолжительности общего трудового стажа до ДД.ММ.ГГГГ и среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
суммы страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ не конвертируется, но подлежит учету в расчетный пенсионный капитал посредством суммы страховых взносов, отраженных в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
суммы учитываемых индивидуальных пенсионных коэффициентов за период с ДД.ММ.ГГГГ (страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ так же не конвертируется, но подлежит учету посредством суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, отраженных в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица).
Из представленного ответчиком расчета стажа следует, что при назначении пенсии в страховом стаже учтены все отраженные в трудовой книжке периоды.
Оснований для включения в стаж работы по Списку № периодов работы с 1991 года по 1995 года у ответчика не имелось, исходя из следующего.
Из трудовой книжки истца следует, что в указанный период она работала в АООТ «Вурнарский завод смесевых препаратов»:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вальцовщицей цеха № участка картонной тары,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве укладчика-упаковщика на участке ширпотреба.
Профессии и должности, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 30 Закона № 400 ФЗ предусмотрены Списками № 1 и №. 2 и другими Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, которые составлены но производственному признаку. Указанные Списки составлены по принципу исчерпывающею перечня наименований должностей и производств, работа в которых дает право на досрочную пенсию, что исключает возможность его расширенного толкования. Если выполняемые работы не соответствуют какому-либо производству, предусмотренному Списками № 1 и № 2, либо профессия или должность не поименованы в этих списках, то работник не будет иметь права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.2 раздела 1 «Общие положения» Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258-н (далее - Порядок от 31.03.2011 № 258-н) стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежит подтверждению занятости на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Список № 1).
В соответствии с п.4 раздела 2 «Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного липа» Порядка от 31.03.2011 № 258-н) данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по,,старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др.. для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Юридически значимым при определении права на установление досрочной страховой пенсии по Списку № «Химическое производство» является не только определение производства, предусмотренного Списком №, но и одновременное осуществление трудовой деятельности в цехах либо участках, предусмотренных подпунктами а и б.
Ни производство, ни участки, в которых осуществляла деятельность истец, подразделом «Химическое производство» Списка № не предусмотрены.
Более того, актом по результатам документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным специалистом-экспертом ОН и ППГУ Управления ПФР в <адрес> Чувашской республики, установлено, что периода работы истца в качестве «вальцовщика» в цехе № участка картонной тары, «укладчика-упаковщика» в цехе Ф№ участка ширпотреба в ОУТ не подтверждается.
Из материалов дел следует, что для расчета пенсии использован заработок за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате по стране за данный период составила 1,767 (при максимальном соотношении – 1,7).
Оснований для перерасчета истцу пенсии с учетом «северного» коэффициента 1,7, не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с п. 9. ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
В соответствии со статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Постановлением Совмина РСФСР от 20.03.1991 № 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке.
Постановлением Совмина РСФСР от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защиты населения РСФСР» установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, повышенные в соответствии с настоящим Постановлением стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Размер коэффициента к заработной плате для непроизводственных отраслей на территории ХМАО-Югры определен в 1,5.
Таким образом, требование о перерасчете пенсии с учетом «северного» коэффициента в 1,7 удовлетворению не подлежит.
Сумма начисленных страховых взносов учтена при назначении пенсии, что отражено в лицевом счете истца.
При установленных обстоятельствах, поскольку нарушений законодательства при установлении истцу пенсии не выявлено, стороной истца, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств незаконности установления назначенного размера пенсии не представлено, требования о перерасчете пенсии удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, поскольку в удовлетворении основного требования истца отказано, требования о взыскании расходов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Васильевой С. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре о перерасчете пенсии, взыскании расходов на юридические услуги – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским дела суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2024.
Судья Л.М. Никитина