Судья ФИО3 №а-3649-2021 г.
№а-978/12-2021
46RS0№-68
ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам ФИО2 областного суда в составе:
председательствующего ФИО10,
судей ФИО4, ФИО9,
при секретаре ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к межрайонной ИФНС России № по ФИО2 <адрес> об оспаривании действий налогового органа, поступившее с апелляционной жалобой МИФНС России № по ФИО2 <адрес> на решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Административные исковые требования ФИО1 к межрайонной ИФНС России № по ФИО2 <адрес> об оспаривании действий налогового органа удовлетворить.
Признать незаконными действия налогового органа по применении при исчислении транспортного налога за 2019г. к транспортному средству ГАЗ 2217 гос. номер № ставки транспортного налога, установленной для автобусов.
Обязать межрайонную ИФНС России № по ФИО2 <адрес> произвести перерасчет транспортного налога в отношении транспортного средства ГАЗ 2217 гос. номер № за налоговый период 2019г., исходя из ставки, установленной для легковых автомобилей».
Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав объяснения представителя МИФНС России № по ФИО2 <адрес> ФИО6, представителя УФНС России по ФИО2 <адрес> ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО1 ФИО8, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а
ФИО1 обратился с иском к МИФНС России № по ФИО2 <адрес> об оспаривании действий налогового органа, мотивируя свои требования тем, что он является собственником транспортного средства ГАЗ 2217 гос. номер №, VIN Х№. Налоговым органом 03.08.2020г. ему направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2019г., в том числе и в отношении указанного автомобиля. Налоговым органом исчислен налог по ставке, установленной для автобусов – 50 руб. Полагал, что действия налогового органа являются неправомерными, поскольку спорное транспортное средство относится к категории «легковых», согласно паспорту транспортного средства тип транспортного средства «специализированное пассажирское», категория «В», разрешенная максимальная масса 2900 кг., в автомобиле 6 пассажирских мест. Просил суд признать незаконными действия межрайонной ИФНС России № по ФИО2 <адрес> по применению ставки 50 рублей с лошадиной силы при исчислении транспортного налога к транспортному средству ГАЗ 2217 гос. номер №, VIN Х№ и обязать ответчика произвести перерасчет транспортного налога за 2019г. в отношении указанного автомобиля исходя из ставки для легковых автомобилей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МИФНС России № по ФИО2 <адрес> просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В суд апелляционной инстанции не явились ФИО1, заинтересованное лицо – МРЭО ГИБДД УМВД России по ФИО2 <адрес>, представитель заинтересованного лица УФНС России по ФИО2 <адрес>, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 150 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, проверив решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы ФИО1 о неправомерности действий налогового органа при исчислении транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ 2217 гос. номер №, VIN Х№ с применением ставки для автобусов, являются обоснованными.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, полагает, судом допущены существенные нарушение норм материального права, повлекшие вынесение незаконного решения.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Содержанием оспариваемого судебного акта и материалами дела установлено, что ФИО1 является собственником транспортного средства ГАЗ 2217 гос. номер №, VIN Х№, в связи с чем с учетом положений законодательства о налогах и сборах признается налогоплательщиком транспортного налога.
Налоговым органом истцу 03.08.2020г. направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2019г., в том числе и в отношении указанного автомобиля, при этом в отношении указанного автомобиля налог исчислен по ставке, установленной для автобусов – 50 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в паспорте спорного транспортного средства истца в графе: «наименование (тип ТС)» указано: «специализированный пассажирский, категория ТС «В», в графе 14 максимальная разрешенная масса 2900 кг., то есть отсутствует указание на тип: «автобус», в связи с чем отнес транспортное средство к категории легковых, обязав административного ответчика учесть это при исчислении налога.
В соответствии с нормами главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) транспортный налог, относящийся к региональным (статья 14 НК РФ), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (в частности, Законом ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ЗКО "О транспортном налоге").
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С учетом положений статей 358, 361 НК РФ объектом налогообложения признаются как легковые, так и автобусы, а налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Из содержания заявления усматривается, что незаконность действий МИФНС России N 5 по ФИО2 <адрес> ФИО1 связывает с неправильным определением налоговым органом типа принадлежащего ему транспортного средства, указывая на то, что принадлежащий ему автомобиль ГАЗ 2217 относится к транспортным средствам категории "B" и типу "легковой". Однако закон не предусматривает исчисление налога в зависимости от принадлежности транспортного средства к данным категориям ("A", "B", "C", "D" или т.п.), поэтому доводы ФИО1 о начислении ему транспортного налога за автомобиль категории "B", "легковой" не соответствует действительности.
При определении категории транспортных средств, в частности, следует руководствоваться Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене ДД.ММ.ГГГГ, которая помимо прочего предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Кроме того, при определении категории транспортного средства в целях применения ставки по транспортному налогу необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, определен паспорт транспортного средства.
В целях администрирования транспортного налога согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели "тип транспортного средства" и "назначение (категория) транспортного средства".
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496 (действавшему на момент выдачи ПТС), Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от ДД.ММ.ГГГГ, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п.
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль, "2" - автобус.
Согласно Одобрения типа транспортного средства E-RU.MT02.B.00262.P6 автомобиль ГАЗ 2217 относится к категории М2, транспортным средствам класса "B" - автобус.
В паспорте спорного транспортного средства, в строке 2 в графе «марка, модель» указано ГАЗ 2217, в строе 3 в графе: «наименование (тип ТС)» указано: «специализированный пассажирский, в строе 4 в графе категория ТС «В», в строке 10 «мощность двигателя», л.с. (кВт) – 140 (103), в строке 14 разрешенная максимальная масса - 2900 кг, в строке 15 «масса без нагрузки, кг. -2130.
Сведений о том, что автомобиль, принадлежащий заявителю, отнесен к категории «Легковые автомобили», ни паспорт транспортного средства, ни свидетельство о регистрации паспортного средства, ни иные материалы дела не содержат, более того, в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указано условное обозначение транспортного средства ГАЗ 2217, вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля) "2" - автобус.
В связи с этим у налоговой инспекции не имелось оснований применять при расчете размера транспортного налога ставку, установленную для расчета транспортного налога в отношении легкового автомобиля после поступления соответствующих сведений из ГИБДД.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, не учел вышеуказанные обстоятельства и нормы закона.
Ссылки в административном исковом заявлении на необходимость толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ несостоятельны, поскольку по настоящему делу наличие таких сомнений и т.д. не установлено.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом не установлена.
С учетом установленных обстоятельств, оснований для удовлетворения требований административного истца у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
жалобу МИФНС России № по ФИО2 <адрес> удовлетворить.
Решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к межрайонной ИФНС России № по ФИО2 <адрес> об оспаривании действий налогового органа, отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи