Дело № 3а-38/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень | 29 мая 2019 года |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой М.В.,
при секретаре Крашевской Н.А.,
с участием представителя административного истца Неведимовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дворака Станислава Владимировича к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Дворак С.В. обратился с административным иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что нежилое помещение принадлежит истцу на праве собственности, кадастровая стоимость его определена по состоянию на 28 февраля 2019 г. и составляет 16405054,85 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком в размере 5 010 000 рублей.
Превышение кадастровой стоимости нежилого помещения над его рыночной стоимостью на дату утверждения кадастровой стоимости нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение подлежащего уплате налога. Для защиты своих прав истец обратился в суд с административным иском.
Административный истец Дворак С.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания уведомлен, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного истца Неведимова Г.В. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях прости принять решение на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен, в письменных возражениях на административное исковое заявление просил принять решение на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, Администрации г.Тюмени в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Предметом рассмотрения настоящего административного дела являются требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.
В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.
Как следует им материалов дела истец являлся собственником помещения с кадастровым номером <.......>, площадью 561,6 кв.м, расположенного по адресу: <.......> что подтверждается свидетельством о регистрации права. ( л.д.20).
Согласно сведениям ЕГРН, отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером: <.......>, площадью 561,6 кв.м, расположенного по адресу: <.......> по состоянию на 28 февраля 2019 года составляет 16405054,85 руб.( л.д.10).
В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно ст.ст. 400, 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Таким образом, установлено, что кадастровая стоимость помещения, принадлежавшего истцу, является базой для исчисления уплачиваемого налога на имущество физических лиц.
Согласно представленного суду отчету№ 20/2019 ООО «Энерго- Актив», оценщик Беседа Н.А., рыночная стоимость помещения с кадастровым номером <.......>, площадью 561,6 кв.м, расположенного по адресу: <.......> составляет 5 021 000 руб. по состоянию на 28 февраля 2019 года.
В силу разъяснений, изложенных в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно ч.1 ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд, проанализировав отчет оценщика Беседа Н.А. в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим право на проведение подобного рода исследования, имеющим специальное высшее образование, высокую квалификацию и длительный стаж работы в области оценочной деятельности, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Выводы оценщика соответствуют требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности. Каких-либо противоречий, нарушений требований закона отчет не содержит.
Со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц доказательств, опровергающих правильность выводов оценщика либо позволяющих усомниться в их правильности, отвечающих требованиям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представлено не было.
<.......>, площадью 561,6 кв.м, расположенного по адресу: <.......> по состоянию на 28 февраля 2019 года в размере его рыночной стоимости равной 5 021 000 рублей.
Удовлетворяя заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 22 ноября 2016 г. № 0131/16 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Тюменской области» определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как при производстве оценки Беседа Н.А. было оценено помещение, принадлежавшее административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.
В силу ст. 403 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019г.) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Следовательно, установление кадастровой стоимости судом в ином размере имеет правовое значение для исчисления налога.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 561,6 кв.м, расположенного по адресу: <.......> по состоянию на 28 февраля 2019 года в размере его рыночной стоимости равной 5 021 000 рублей начиная с указанной даты и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Дворака С.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером <.......>, площадью 561,6 кв.м, расположенного по адресу: <.......> по состоянию на 28 февраля 2019 года в размере его рыночной стоимости равной 5 021 000 рублей.
Данная кадастровая стоимость установлена на период с 28 февраля 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости помещения, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную коллегию Тюменского областного суда в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 31 мая 2019 года.
Судья Тюменского областного суда ( подпись) М.В.Подкорытова
Копия верна
Судья Тюменского областного суда М.В.Подкорытова