Решение по делу № 33-2246/2021 от 09.03.2021

УИД 29RS0008-01-2020-004527-80

Строка 081г, г/п 00 руб.

Судья Кузнецова О.Н.

Докладчик Хмара Е.И. Дело № 33-2246/2021 29 апреля 2021 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Хмара Е.И.,

судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.,

при секретаре Поташевой Р.-М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-2557/2020 по иску Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Кислова <данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об обязании обеспечить осужденного техническими средствами реабилитации инвалида

по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и Федеральной службы исполнения наказаний на решение Котласского городского суда Архангельской области от 21 декабря 2020 г.

Заслушав доклад судьи Хмара Е.И., судебная коллегия

установила:

Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов осужденного Кислова Ю.С. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-4) об обязании обеспечить осужденного техническими средствами реабилитации инвалида.

В обоснование требований указал, что осужденный Кислов Ю.С., отбывающий наказание в ФКУ ИК-4, является инвалидом <данные изъяты> Индивидуальными программами реабилитации инвалида предусмотрено обеспечение Кислова Ю.С. с 15 августа 2017 г. до 1 сентября 2019 г. и с 1 сентября 2019 г. бессрочно техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> Кислов Ю.С. необходимыми средствами реабилитации администрацией ФКУ ИК-4 в нарушение Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 2 Приказа Минюста России от 22 сентября 2015 г. № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях», не обеспечен. Просит обязать в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденного Кислова Ю.С. <данные изъяты>

Помощник Котласского межрайонного прокурора Исса Н.В. в судебном заседании требования поддержала.

Истец Кислов Ю.С. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика ФКУ ИК-4, третьих лиц Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области) и Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) Поротова Е.Н. в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что ответчиком принимаются исчерпывающие меры для приобретения индивидуальных технических средств реабилитации для осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в учреждении. Кроме того, ФКУ ИК-4 является получателем бюджетных средств и в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) может нести ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29» ФСИН России (далее - ФКУЗ МСЧ-29), извещенный надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому обеспечение осужденных средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, Кислов Ю.С. будет включен в список лиц, нуждающихся в технических средствах реабилитации, в 2021 г.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.

Решением Котласского городского суда Архангельской области от 21 декабря 2020 г. иск Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Кислова Ю.С. к ФКУ ИК-4 об обязании обеспечить осужденного техническими средствами реабилитации инвалида удовлетворен.

На ФКУ ИК-4 возложена обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденного Кислова Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>

В апелляционных жалобах, поданных ответчиком ФКУ ИК-4, третьими лицами ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области ставится вопрос об отмене указанного решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалоб ссылаются на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, приводят доводы аналогичные доводам возражений на исковое заявление. Указывают, что обеспечение условий для реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере. С целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России в конце 2020 г. подготовлена заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на 2021 г., при этом истец включен в список нуждающихся лиц. Считают, что в данном случае совершены все необходимые действия в отношении Кислова Ю.С., и при поступлении финансовых средств Кислов Ю.С. будет обеспечен рекомендованными техническими средствами.

Обращают внимание, что Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» срок, в течение которого инвалиду должны быть предоставлены необходимые технические средства реабилитации, не определен. Обращаясь с исковым заявлением в интересах осужденного, прокурор не учел, что обеспечение техническими средствами реабилитации осужденных-инвалидов ставится действующим законодательством в прямую зависимость от средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Полагают, что удовлетворение требований ставит в неравное положение других осужденных-инвалидов, которым также рекомендованы технические средства реабилитации, поскольку реабилитационные мероприятия проводятся исходя из пределов, доведенных из федерального бюджета ассигнований. Первоочередное выделение денежных средств для Кислова Ю.С. фактически приведет к необоснованному перераспределению бюджетных средств, необходимых для реализации иных программ, возложенных на ФСИН России задач, что будет являться нарушением действующего бюджетного законодательства. При этом перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда, прокурор не наделен полномочиями определять за государственный орган порядок действий по совершению финансовых операций на закупку технических средств реабилитации.

В возражениях на апелляционные жалобы Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Истец Кислов Ю.С., представители ответчика ФКУ ИК-4, третьих лиц УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-29, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями части 3 и 4 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно положениям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивших возражений, выслушав объяснения прокурора Загвоздиной Н.А., возражавшей против удовлетворения жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, в пунктах 6, 13 и 15 раздела «Технические средства реабилитации» перечислены <данные изъяты>

Положениями статьи 101 УИК РФ предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 г. № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее - Порядок), предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.

Пунктами 2, 5 Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

Из содержания пунктов 192, 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, следует, что обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Администрация исправительного учреждения размещает осужденных-инвалидов первой и второй групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время. Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации № 240 от 7 апреля 2008 г. «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» финансирование расходов по обеспечению техническими средствами реабилитации в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Из приведенных положений закона следует, что обязанность по обеспечению лица, являющегося инвалидом и отбывающим наказание в исправительном учреждении, лежит на администрации такого учреждения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что осужденный Кислов Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в ФКУ ИК-4 с 9 мая 2018 г., является инвалидом <данные изъяты>

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида <данные изъяты> от 17 августа 2017 г. (далее – ИПР), выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Минтруда России, предусмотрено обеспечение Кислова Ю.С. с 15 августа 2017 г. до 1 сентября 2019 г. следующими техническими средствами реабилитации (далее – ТСР): <данные изъяты>

29 августа 2019 г. выдана новая индивидуальная программа реабилитации Кислова Ю.С., в которой рекомендовано с 1 сентября 2019 г. обеспечить инвалида только тростью белой тактильной складной.

Кислов Ю.С., не согласившись с данной ИПРА, обжаловал ее.

10 августа 2020 г. экспертным составом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> и Ненецкому автономному округу» Минтруда России признана нуждаемость Кислова Ю.С. <данные изъяты> бессрочно.

В сентябре 2020 г. Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного и иного законодательства в ФКУ ИК-4, в частности по жалобе Кислова Ю.С. на необеспечение его техническими средствами реабилитации, в ходе которой выявлено, что осужденный Кислов Ю.С. не обеспечен <данные изъяты>

Прокурором в адрес начальника ФКУ ИК-4 внесено представление об устранении нарушений закона, в частности по не обеспечению Кислова Ю.С. техническими средствами реабилитации, однако нарушения закона по не обеспечению Кислова Ю.С. техническими средствами реабилитации, не устранены.

Суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, а также руководствуясь законом, подлежащим применению по данному делу, пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению лица, являющегося инвалидом и отбывающего наказание в исправительном учреждении, лежит на администрации такого учреждения, ИПР в отношении истца Кислова Ю.С. носит для исправительного учреждения обязательный характер и должна надлежащим образом исполняться.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб.

Доводы жалоб о том, что исправительным учреждением предпринимаются меры для обеспечения Кислова Ю.С. средствами реабилитации, однако ввиду финансирования в пределах бюджетных ассигнований обеспечить его необходимыми средствами в настоящее время невозможно, приводились в суде первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении, обоснованно отклонены.

Материалами дела подтверждается, что Кислов Ю.С., отбывающий наказание в исправительном учреждении, на протяжении длительного времени (по день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции) не обеспечен необходимыми ТСР, что, безусловно, нарушает его права и ограничивает передвижение.

Предусмотренные ИПР средства реабилитации служат, в том числе для облегчения повседневной жизни истца, как человека с ограничениями жизнедеятельности, технические средства реабилитации имеют целью компенсацию или устранение стойких ограничений его жизнедеятельности.

Кроме того, сам факт подачи заявки о потребности бюджетных ассигнований на 2021 г. не свидетельствует о надлежащем выполнении исправительным учреждением обязанности по обеспечению инвалида ТСР.

Следует отметить, что администрация учреждения с 2019 г. знала об инвалидности истца, в связи с чем имела возможность учесть данное обстоятельство при направлении заявки о потребности бюджетных ассигнований на прошлый год.

Ссылка в жалобах на то, что Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» срок, в течение которого инвалиду должны быть предоставлены необходимые технические средства реабилитации, не определен, правильные выводы суда не опровергает и основанием для отмены решения суда не является, с учетом того, что медико-социальной экспертизой нуждаемость Кислова Ю.С. в средствах реабилитации определена с 1 сентября 2019 г.

Кроме того, в приведенное выше Постановление Правительства Российской Федерации № 240 от 7 апреля 2008 г. «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» с 9 февраля 2018 г. внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 869, которым конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, и в частности срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Между тем истец, с даты установления нуждаемости и по настоящее время, не обеспечен средствами реабилитации для компенсации стойких ограничений его жизнедеятельности.

При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от исполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Вопреки доводам жалоб ни суд ни прокурор не входили в компетенцию по перераспределению бюджетных средств, поскольку требования к ФСИН России о выделении финансирования не заявлялись и не рассматривались.

Ссылка в жалобах на то, что исполнение решение суда в отношении Кислова Ю.С. нарушит права других инвалидов, содержащихся в ФКУ ИК-4, несостоятельна, поскольку исполнение решения суда следует проводить посредством надлежащего исполнения своих полномочий, а не ущемления прав других инвалидов.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционных жалоб не имеется, а потому удовлетворению они не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Котласского городского суда Архангельской области от 21 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

Председательствующий                        Е.И. Хмара

Судьи                                    Е.М. Бланару

                                        Д.А. Маслов

33-2246/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительнных учреждениях
Кислов Юрий Сергеевич
Ответчики
ФКУ ИК-4 УФСИН России по АО
Другие
Управление Федеральной службы исполнения наказаний Архангельской области
ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН Россиии по Архангельской области
ФСИН России
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Хмара Елена Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
09.03.2021Передача дела судье
29.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2021Передано в экспедицию
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее