Дело №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 июня 2023 года (адрес)
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Шор А.В., Булгаковой М.В.,
при секретаре ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения (адрес) на решение Центрального районного суда (адрес) от (дата)
по гражданскому делу по иску Министерства здравоохранения (адрес) к ФИО1 о взыскании единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора с медицинской организацией, штрафа и процентов.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда ФИО7, пояснения представителя истца Министерства здравоохранения (адрес) ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения (адрес) обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора с медицинской организацией, штрафа и процентов.
В обоснование заявленных требований указано, что (дата) между Министерством здравоохранения (адрес), медицинской организацией ГБУЗ «(адрес) больница» и ФИО1 заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предметом которого являются обязательства сторон в связи с замещением медицинским работником должности включенной в программный реестр должностей – врач-акушер-гинеколог поликлиники ГБУЗ «(адрес) больница», предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» по осуществлению единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей.
Согласно условиям договора ФИО1, являясь медицинским работником, прибывшая на работу в ГБУЗ «(адрес) больница», расположенной в сельском населенном пункте, приняла обязательства исполнять в течение 5 лет со дня заключения логовора на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350ТК РФ, предусмотренные трудовым договором трудовые обязанности на должности, включенной в программный реестр должностей, а в случае прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока, возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора.
На основании платежного поручения № от (дата) ФИО1 произведена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей.
В нарушение принятого обязательства трудовые отношения между и медицинской организацией и ФИО1 прекращены (дата) (приказ № от (дата)) по инициативе медицинского работника до истечения пятилетнего срока, что не является основанием для освобождения от выплаты части единовременной компенсационной выплаты, в связи с чем ФИО1 обязана в течение четырнадцати дней, то есть в срок с (дата) по (дата), в силу абзаца 2 подпункта "в" пункта 2.1 договора от (дата) N 7, возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора.
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил суд взыскать с ответчика в бюджет (адрес) сумму в размере 1 074 620,60 рублей, из которых 988 505,70 - часть единовременной компенсационной выплаты, 76 114,94 рублей - проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет (адрес) части единовременной компенсационной выплаты, а также штраф 10 000 рублей штраф за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ГБУЗ «(адрес) больница» и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (адрес).
Решением Центрального районного суда (адрес) от (дата) исковые требования удовлетворены частично, с ФИО1 в пользу Министерства здравоохранения (адрес) взыскана часть единовременной компенсационной выплаты в размере 177 437,02 рублей, а также штраф за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором 10 000 рублей, проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату части единовременной компенсационной выплаты за период с (дата) по (дата) в сумме 13 662,65 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Этим же решением с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования (адрес) взыскана государственная пошлина в размере 5 211 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения (адрес) просит решение суда изменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях ФИО1 просит обжалуемое решение суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности № от (дата), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика ФИО1 и представителей третьих лиц ГБУЗ «(адрес) больница», Территориального фонда обязательного медицинского страхования (адрес), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата) между ГБУЗ "(адрес) больница" и ФИО1 заключен трудовой договор N № по которому ФИО1 принята на работу по должности врача- акушера гинеколога на 1 ставку в поликлинику по адресу (адрес) на неопределенный срок, ( не менее пяти лет).
(дата) между Министерством здравоохранения (адрес) как уполномоченным органом, с одной стороны, медицинской организацией ГБУЗ "(адрес) больница", с другой стороны и ФИО1 с третьей стороны, заключен договор N 7 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, согласно которому ФИО1 - медицинский работник, прибывшая на работу в сельский населенный пункт (адрес), обязалась работать в должности врача – акушера- гинеколога поликлиники ГБУЗ "(адрес) больница", в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с медицинской организацией.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 7 от (дата), медицинский работник обязан: а) исполнять в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренные трудовым договором трудовые обязанности на должности, включенные в программный реестр должностей; б) возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5 летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5 - 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также случаев перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Предусмотренное подпунктами "б", "в" обязательство должно быть исполнено медицинским работником в течение 14 дней после прекращения трудового договора об исполнении трудовых обязанностей на должности, включенной в программный реестр должностей, путем внесения соответствующей денежной суммы на счет Министерства здравоохранения (адрес).
Согласно пункту 3.1 договора за неисполнение обязательств, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.1 настоящего договора, медицинский работник уплачивает штраф в размере 1% от суммы единовременной компенсационной выплаты.
В случае неправомерного удержания подлежащей возврату в областной бюджет в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2.1 настоящего договора части выплаты, медицинский работник уплачивает штраф в размере 0,1 процента от суммы такой части за каждый день просрочки исполнения обязательства (пункт 3.2 договора).
Указанный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 5.2 договора).
(дата) единовременная компенсационная выплата ответчику предоставлена, что подтверждается платежным поручением № от (дата) о перечислении Министерством здравоохранения (адрес) денежных средств в размере 1 000 000 рублей ФИО4
Приказом № от (дата) трудовой договор № от (дата) с ФИО4 расторгнут, с (дата) она уволена по пункту 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации – по инициативе работника.
Направленное (дата) в адрес ответчика требование о возврате части компенсационной выплаты не исполнено.
Как следует из материалов дела, за период работы ФИО4 предоставлялись следующие отпуска: отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней с (дата) по (дата), отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с (дата) по (дата), отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с (дата) по 15. 09.2022 года.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ФИО4, заключая договор от (дата) № на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, добровольно приняла на себя обязанность отработать не менее пяти лет по основному месту работы в соответствии с заключенным трудовым договором от (дата) №, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить в бюджет (адрес) часть компенсационной выплаты.
Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от исполнения обязательств по договору, представлено не было, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ФИО4 части компенсационной выплаты, рассчитанной с момента прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду в размере 177 437,02 рубля.
При этом расчет фактически отработанного времени произведен судом с момента заключения трудового договора с (дата) до даты увольнения с (дата), в котором учтены периоды отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3 –х лет (3 года 1 месяц), что составило 1 502 дня. Размер компенсации подлежащий возврату определен судом пропорционально неотработанному времени: 1 000 000 руб. – (1 000 000/ 1826 дн. х 1502 дн. )= 177 437,02 руб.
Учитывая нарушение принятых ответчиком обязательств, суд пришел к выводу о привлечении ФИО4 к ответственности в виде уплаты штрафа в соответствии с положениями пункта 3.1 договора.
Добровольно обязанность по возвращению части единовременной компенсационной выплаты ФИО4 в установленный договором срок не исполнена, в связи с чем суд первой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика процентов в размере 13 662,65 руб. согласно пунктам 3.2 договора.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов здравоохранения", предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Приложением № к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (действовавших на момент заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты N 7 от (дата)).
Согласно подпункта "а" пункта 5 Правил условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от (дата) N 1640 было принято постановление (адрес) от (дата) N 102-п "О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников", которым утвержден порядок предоставления единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, который определяет правила предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет (далее - медицинские работники), прибывшим либо переехавшим на работу в сельские населенные пункты либо (адрес) с населением до 50 тысяч человек (в ред. Постановления (адрес) от (дата) N 4, действовавшего на момент спорных отношений на дату заключения договора от (дата)).
Согласно пункту 3 Порядка единовременная компенсационная выплата предоставляется врачам в размере 1 млн. рублей, фельдшерам в размере 500 тысяч рублей.
Согласно пункту 4 Порядка предоставление единовременной компенсационной выплаты осуществляется однократно Министерством здравоохранения (адрес) в соответствии с договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), заключаемым с медицинским работником в соответствии с настоящим Порядком.
Поскольку ФИО4 в связи с трудоустройством по медицинской специальности в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности (адрес), (дата) подписала договор на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в добровольном порядке приняла обязательства, установленные как пунктом 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты..., так и установленные пунктом 2 Договора по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал часть компенсационной выплаты пропорционально отработанному периоду.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанным на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Проверив расчет подлежащей взысканию с ответчика суммы в счет возврата единовременной компенсационной выплаты, штрафа и процентов, судебная коллегия находит его правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что период нахождения ФИО1 в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 3-х лет не могут засчитываться в пятилетний срок отработки, предусмотренный договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, поскольку в это время ответчик не исполняла трудовые обязанности врача на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пункту 5.3 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от (дата), срок действия настоящего договора продлевается на период неисполнения медицинским работником трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 ТК РФ).
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.
В силу статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Отпуска по беременности и родам, как следует из статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставляются на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности и являются освобождением от работы по уважительной причине.
Таким образом, ни нормами законодательства, ни заключенным с ФИО1 договором не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми - это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, соответственно отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входит в указанный пятилетний срок.
Ссылка истца на неверное исчисление судом первой инстанции отработанного времени с момента заключения трудового договора № от (дата) и начале работы в медицинском учреждении, отклоняется судебной коллегией как необоснованная, поскольку ФИО1 подписала договор № от (дата) именно в связи с трудоустройством по медицинской специальности в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности (адрес), в связи с чем выводы суда о взыскании части компенсационной выплаты пропорционально отработанному периоду с момента трудоустройства ответчика являются правильными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда (адрес) от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения (адрес) – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.В.Морозова
Судьи: А.В.Шор
М.В.Булгакова