Дело №,
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2016 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Потаповой С.В.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> об обязании совершить действия, внесении сведений в ЕГРП, признании недействительным решения об образование земельных участков, исключении записи из ГКН, признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> иск об обязании установить особые условия режима использования и режим хозяйственной деятельности земельных участков, обязании использовать земельные участки с кадастровыми номерами №:11:0050210:171, 50:11:0050210:172, 50:11:0050210:175, 50:11:0050210:286, 50:11:0050210:151, 50:11:0050210:150, 50:11:0050210:121 в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», в связи с их расположением во втором поясе зоны санитарной охраны реки Липки, внесении сведений в ЕГРП, признании недействительным решения об образование земельных участков, исключении записи из ГКН, признании права собственности отсутствующим. В обоснование требований межрайонный природоохранный прокурор указывает, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой по обращению <данные изъяты> о нарушениях санитарно-эпидемиологических норм и правил при использовании земельных участков, расположенных вблизи реки Липки в ФИО1 <адрес>, установлено, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка вблизи д. Бузланово», в аренду <данные изъяты> предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 401145 кв.м., отнесенный к категории земель «земли поселений», с видом разрешенного использования, «для индивидуального жилищного строительства со строительством объектов дорожного сервиса».
На основании договора купли-продажи от 19.11.2003г указанный земельный участок отчужден <данные изъяты> решением собственника от 02.04.2007г произведен его раздел на 25 земельных участков.
Собственниками части земельных участков из указанных 25 участков в настоящее время являются также <данные изъяты>».
По информации специализированной организации, ответственной за качество воды в питьевых источниках - АО «Мосводоканал», а также согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельные участки ответчиков расположены в границах 100-метровой полосы от уреза воды реки Липки (притока первого порядка реки Москвы).
Река Липка находится в собственности Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать их с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ч. 2 ст. 12 данного закона при разработке градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельного участка под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На момент принятия решений о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050210:0012 в аренду <данные изъяты> а впоследствии - в собственность <данные изъяты> действовали санитарные правила 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 1.8 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 установлено, что зона санитарной охраны каждой гидротехнической системы организуется в составе трех поясов.
Согласно п. 1.10 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, второй пояс (пояс ограничений) включает территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, и простирается по берегам водохранилищ и основных водотоков, входящих в гидротехническую систему, а также по берегам притоков первого порядка.
Назначение второго пояса - защита источника водоснабжения от микробного и химического загрязнения, поступающего с поверхностным стоком.
В соответствии с п. 3.2.1 на территории второго пояса не допускается размещение дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 м от уреза воды и при крутизне склона прилегающих территорий более 3 градусов.
В 2010 году СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 утратили силу в связи с введением в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>» (далее - СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 2.3.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, второй пояс зоны санитарной охраны гидроузлов включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.
Согласно сведениям государственного водного реестра, река Липка является притоком первого порядка реки Москвы, входящей в систему источников водоснабжения <адрес>.
Согласно п. 4.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.
Согласно ч. 2, 3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации в полномочия органов местного самоуправления входит издание актов об установлении ограничений прав на землю, в том числе в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов.
Вместе с тем, в правоустанавливающих документах на земельные участки ответчиков сведений об особых условиях (ограничениях) его использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не содержится.
Таким образом, использование указанного земельного участка без ограничений в виде его вхождения в 100-метровую жесткую полосу второго пояса зоны санитарной охраны гидроузлов не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. В связи с этим необходимо в судебном порядке обязать собственника использовать земельный участок в соответствии с указанными ограничениями.
Уточняя требования, просит обязать ФИО1 муниципального района установить особые условия использования и режим хозяйственной деятельности земельных участков ответчиков с ограничениями, установленными п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», в связи с их расположением во втором поясе зоны санитарной охраны реки Липки, входящей в систему Москворецкого источника питьевого водоснабжения; обязать ЗАО «Пассим», ООО «Строй каскад», ООО «Визард» использовать земельные участки в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4. Сантарно-эпидемиопогнческих правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. <адрес>»; внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с их расположением во втором поясе зоны санитарной охраны реки Липки, входящей в систему Москворецкого источника питьевого водоснабжения; признать недействительным решения об образование земельных участков, исключить запись из ГКН, признать право собственности ООО «Строй Каскад» отсутствующим..
ФИО1 муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ранее данных суду пояснениях указал, что отсутствуют доказательства расположения земельного участка, предоставленного <данные изъяты> во втором поясе зоны санитарной охраны.
ФИО1 <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
ФИО1 <данные изъяты> иск не признал, поддержал позицию ФИО1 муниципального района.
ФИО1 <данные изъяты> третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили, отзыв по существу иска не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
ФИО1 третьего лица <данные изъяты> считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.43 ч.2 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и норами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010г № утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, определившие гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории акватории зон санитарной охраны (ЗСО) Московского водопровода.. ЗСО организуется для каждой станции водоподготовки и каждого узла гидротехнической системы 1 порядка. ЗСО станции состоит из 1А и1Б поясов (строгого режима) и второго пояса (ограничений).
Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов – защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.
Из материалов дела следует, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка вблизи д. Бузланово», <данные изъяты> в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050210:0012, общей площадью 401145 кв.м., относящийся к землям поселений, с вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства со строительством объектов дорожного сервиса.
На основании договора купли-продажи от 19.11.2003г указанный земельный участок отчужден <данные изъяты> решением собственника от 02.04.2007г произведен его раздел на 25 земельных участков, часть из которых отчуждена <данные изъяты>
Как установлено в ходе судебного разбирательства, не оспаривается участвующими в деле лицами, земельные участки ответчиков находятся в зоне санитарной охраны реки Липки, входящей в систему Москворецкого источника питьевого водоснабжения.
Зона санитарной охраны состоят из поясов, для каждого из которых установлены свои требования к организации и санитарному режиму использования.
Законность и обоснованность требований прокурора об установлении особых условий использования и режима хозяйственной деятельности земельных участков ответчиков сомнений не вызывают, однако, в настоящее время удовлетворены быть не могут.
Так, сведения о расположении земельных участков именно во втором поясе зоны санитарной охраны у суда отсутствуют, ответчики такие доводы прокурора оспаривают.
В обоснование требований истец ссылается на данные публичной кадастровой карты, а также на акт административного обследования земельных участков государственного инспектора Истринского и ФИО1 <адрес>ов Управления Росреестра по <адрес> со схемой расположения земельных участков.
Такие доказательства истца не могут быть приняты судом, поскольку картографический материал не содержит сведений о границах поясов зоны санитарной охраны, о местоположении каждого из земельных участков (или их частей) относительно границ второго пояса.
При отсутствии данных о нахождении каждого земельного участка (или его части) в конкретном поясе зоны санитарной охраны определить условия их использования и режима хозяйственной деятельности, а также объем необходимых ограничений не представляется возможным.
Судом сторонам разъяснено право ходатайствовать о назначении по делу землеустроительной экспертизы для установления таких данных, однако, истцом такое ходатайство не заявлено.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Учитывая, что доказательств в обоснование исковых требований не представлено, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский
областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца.
Судья С.В. Потапова