Решение по делу № 2-4497/2022 от 28.06.2022

Дело № 2-1511/2022

УИД: 22RS0068-01-2021-011433-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего А.А. Топорова,

при секретаре А.С. Хитриной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Барнаула, комитету по энергоресурсам и газификации г.Барнаула о возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г.Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г.Барнаула о возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Центрального района г. Барнаула по поручению прокуратуры г. Барнаула проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы оказания населению коммунальной услуги по подаче холодного водоснабжения в деятельности администрации г. Барнаула, ООО «Агидель», ООО «ВодСнаб».

Проведенной проверкой установлено, что на основании постановления
администрации г. Барнаула от 21.04.2021 № 590 «Об определении
гарантирующих организаций для централизованных систем холодного
водоснабжения и водоотведения и установлении зон их деятельности границах городского округа - города Барнаула Алтайского края» гарантирующими организациями для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, установления зон их деятельности территории микрорайона Сибирская долина в г. Барнауле наделены ООО «ВодСнаб» (от артезианского водозабора по адресу: п. Бельмесево, ул. Белгородская, д. 25а), ООО «Агидель» (от артезианского водозабора адресу: п. Бельмесево, ул. Куликовская, д. 4).

Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ООО «ВодСнаб» и ООО «Агидель» установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения поставляемую потребителям мкр. Сибирская долина в г. Барнауле.

Производственный контроль осуществляется ООО «ВодСнаб», ООО
«Агидель» в соответствии с программой производственного контроля,
заключенным договорам с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Алтайском крае».

В истекшем периоде 2021 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Алтайском крае» проведены отборы проб холодной воды в централизованной системе холодного водоснабжения.

В результате исследования проб питьевой воды и в соответствии
заключением эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском
крае» от 22.04.2021 вода в пробах, отобранных из скважины и в распределительной сети не соответствуют гигиеническим нормативам скважины артезианского водозабора по адресу: .... мутность составила 2,7 мг/л при нормативе не более l,5 мг/л (превышение в 1,8 раз), содержание железа составляет 0,4 мг/л при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л (превышение в 1,3 раза), содержание марганца составляет 0,29 мг/л при гигиеническом нормативе 0,1 мг/л (превышение в 2,9 раза); в пробах питьевой воды, отобранных распределительной сети мутность составила от 2,2 до 3,7 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л.

В результате исследования проб питьевой воды и в соответствии с
заключением эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском
крае» от 06.08.2021 вода в пробах, отобранных из скважины и в точках
распределительной сети контрольной точки в административном здании по
адресу: .... не соответствуют гигиеническим нормативам - из скважины артезианского водозабора по адресу: .... мутность составила 3,89 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л (превышение в 2,6 раз), содержание железа составляет 0,64 мг/л при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л (превышение в 2,13 раза), содержание марганца составляет 0,2 мг/л при гигиеническом нормативе 0,1 мг/л (превышение в 2 раза). В пробах питьевой воды, отобранных в распределительной сети по адресу: .... мутность составила 4,5 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л (превышение в 3 раза).

Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствует о нарушении качества воды, ненадлежащей организации водоснабжения.

Несмотря на имеющуюся информацию об утверждении администрацией г. Барнаула плана мероприятий в целях улучшения водоснабжения микрорайона Сибирская долина, в соответствии с которым планируется строительство водонапорной башни со станцией водоочистки, сведения о финансировании и конкретных сроках выполнения мероприятий отсутствуют, права граждан продолжают нарушаться.    

При этом администрацией г. Барнаула каких-либо мер, направленных на организацию надлежащего водоснабжения, на приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными законом требованиями, не предпринимаются.

На основании изложенного, истец просил возложить на администрацию г.Барнаула обязанность организовать надлежащее холодное водоснабжение на территории микрорайона Сибирская долина в г. Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В уточненном исковом заявлении прокурор Центрального района г.Барнаула по вышеуказанным основаниям, просил возложить обязанность организовать надлежащее холодное водоснабжение на территории микрорайона Сибирская долина в г. Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на администрацию г.Барнаула и комитет по энергоресурсам и газификации г.Барнаула и обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель процессуального истца Ефимова О.Н. на удовлетворении иска настаивала.

Представитель ответчика администрации г. Барнаула Насыров О.И. против удовлетворения заявленных требований возражал. Пояснил, что со стороны органов местного самоуправления приняты необходимые меры, в настоящее время разработана программа по улучшению качества воды. В письменных возражениях на иск указано, что администрация г.Барнаула не является уполномоченным органом в сфере организации обеспечения питьевой водой, эта функция отнесена к компетенции комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула.

Представитель третьего лица ООО «ВодСнаб» Куликова Е.В. полагала, что иск не подлежит удовлетворению.

Остальные участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - № 416-ФЗ) одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4 ст. 23 Закона № 416-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

В соответствии с п.п. 12, 1928 «Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека; оценку качества воды на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения осуществляют центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности выполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; иные полномочия, установленные настоящим федеральным законом.

В силу п. 6 ст. 2 Закона №416-ФЗ гарантирующая организация - организация,
осуществляющая холодное организация водоснабжение и (или) водоотведение,
определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Закона № 416-ФЗ органы местного
самоуправления городских округов для каждой централизованной системы
холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую
организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Из материалов дела следует, что на основании постановления
администрации г. Барнаула от 21.04.2021 № 590 «Об определении
гарантирующих организаций для централизованных систем холодного
водоснабжения и водоотведения и установлении зон их деятельности границах городского округа - города Барнаула Алтайского края» гарантирующими организациями для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, установления зон их деятельности территории микрорайона Сибирская долина в г. Барнауле определены ООО «ВодСнаб» (от артезианского водозабора по адресу: ....), ООО «Агидель» (от артезианского водозабора адресу: ....).

Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ООО «ВодСнаб» и ООО «Агидель» установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения поставляемую потребителям мкр. Сибирская долина в г. Барнауле.

Производственный контроль осуществляется ООО «ВодСнаб», ООО
«Агидель» в соответствии с программой производственного контроля,
заключенным договорам с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Алтайском крае».

Как следует из представленного в материалы дела ответа Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю на запрос прокуратуры в 2020 году, в отношении ООО «ВодСнаб» проведено 2 внеплановые выездные проверки, составлены протоколы об административных правонарушениях по ст.6.5. КоАП РФ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 20.08.2020 на юридическое лицо наложен штраф 20000 руб., выданы предписания об устранении выявленных нарушений и от 11.08.2020 со сроками исполнения 20.10.2020 и 01.06.2021.

По проверке предписания от 11.08.2020 составлен протокол по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ и направлен в суд. Постановлением суда от 18.01.2021 юридическому лицу назначен штраф 10000 руб., выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 07.12.2020 со сроком исполнения 01.06.2021.

Предписания от 07.12.2020, 06/141 от 11.08.2020 со сроком исполнения 01.06.2021 не проверены, в связи с отменой СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» с 01.03.2021.

В 2020 году проверок в отношении ООО «Агидель» не проводилось.

В 2021 году в отношении ООО «Агидель» по обращениям граждан проведена внеплановая проверка, согласованная с прокуратурой Алтайского края.

В результате исследования проб питьевой воды и в соответствии с заключением эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» от 22.04.2021 вода в пробах, отобранных из скважины и в точках распределительной сети не соответствует гигиеническим нормативам из скважины арт. Водозабора по адресу: .... мутность составила 2,7 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л (превышение в 1,8 раз); содержание железа превышение в 1,3 раза, содержание марганца превышение в 2,9 раза; в пробах питьевой воды, отобранных в распределительной сети мутность составила от 2,2 до 3,7 мг/л при нормативе не белее 1,5 мг/л (превышение от 1,46 до 2,5 раза).

По результатам проверки за выявленные нарушения санитарного законодательства на юридическое лицо ООО «Агидель» составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ.

Постановлением от 18.05.2021 юридическое лицо привлечено к административной ответственности и назначен штраф 20000 руб.

Юридическому лицу ООО «Агидель» выданы 2 предписания об устранении выявленных нарушений и от 11.05.2021 со сроками исполнения 20..08.2021 и 11.05.2022.

Предписание от 11.05.2021 выполнено, программа производственного контроля за качеством питьевой воды согласована с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой контроля по договору с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае». кратность производственного контроля соблюдалась.

В отношении ООО «ВодСнаб» в 2021 году проведена плановая выездная проверка в ходе которой проведен отбор проб питьевой воды для лабораторных исследований и экспертизы качества на микробиологические, органолептические и санитарно-химические показатели из скважины артезианского водозабора по адресу: .... и в точках распределительной сети.

В результате исследования проб питьевой воды установлено несоответствие воды гигиеническим нормативам. По результатам плановой выездной проверки на должностное лицо директора ООО «ВодСнаб» составлены протоколы по ст.6.5. КоАП РФ и ст.8.42 ч.4 КоАП РФ, юридическом улицу выдано предписание от 11.08.2021 со сроком исполнения 01.08.2022.

Постановлениями об административном правонарушении и от 30.09.2021 назначены штрафы 2000 руб. и 25 000 руб.

Копии представленных в материалы дела актов проверок, лабораторных испытаний, протоколов об административных правонарушениях, предписаний об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, подтверждают доводы искового заявления о несоответствие качества поставляемой питьевой воды установленным требованиям.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5).

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7).

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, разработке планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, лежит на организациях, осуществляющих холодное водоснабжение. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить необходимые условия, для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Гарантирующими поставщиками услуг холодного водоснабжения в микрорайоне «Сибирская долина» являются ООО «ВодСнаб» и ООО «Агидель».

В 2019 году ООО «ВодСнаб» был разработан и согласован с комитетом по энергоресурсам и газификации г.Барнаула, а также с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2020-2026 г.г.

Приказом комитета по энергоресурсам и газификации г. Барнаула от 28.01.2022 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы развития системы водоснабжения и водоотведения на территории пригородной зоны городского округа – города Барнаула Алтайского края 2023-2030 годы.

Инвестиционная программа была направлена ООО «ВодСнаб» на согласование главе администрации г.Барнаула 28.02.2022, в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 28.02.2022, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства 28.02.2022.

В письме от 21.03.2022 исх. №5 на имя Главы города Барнаула ООО «ВодСнаб» сообщает, что 15.03.2022 ООО «Агидель» обратилось к Главе города с просьбой снять статус «гарантирующая организация» и сообщило, что 04.04.2022 прекратит подъем воды в бесхозяйную водопроводную сеть. ООО «ВодСнаб» имеет техническую возможность в течение суток осуществить подключение всех потребителей, которых ООО «Агидель» оставит без водоснабжения к своему источнику водоснабжения с последующей корректировкой и выполнением мероприятий разрабатываемой инвестиционной программы.

В связи с отказом Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в согласовании проекта инвестиционной программы, доработанная программа была вновь направлена на согласование в указанные органы в марте-апреле 2022 года.

В связи с корректировкой технического задания приказом комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула от 11.05.2022 №26 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы развития систем водоснабжения и водоотведения на территории пригородной зоны городского округа – города Барнаула Алтайского края на 2023-2030 годы» в мае 2022 года инвестиционная программа ООО «ВодСнаб» 30.05.2022 была направлена на согласование главе администрации г.Барнаула и в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включен в состав инвестиционной программы, что предусмотрено ст. 23 Закона № 416-ФЗ.

Указанные обстоятельства опровергают доводы истца о непринятии ответчиками каких-либо мер, направленных на организацию надлежащего водоснабжения, на приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными законом требованиями.

Поскольку установленный п. 6 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и названной инвестиционной программой срок для улучшения качества питьевой воды в настоящее время не истек, заявленные прокурором требования являются преждевременными.

Принимая во внимание, что в силу закона обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, разработке планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, лежит на организациях, осуществляющих холодное водоснабжение, суд приходит к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам и оставляет иск без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: А.А. Топоров

2-4497/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
НО РО АК Фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Ответчики
Реутова Ольга Николаевна
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Топоров Александр Александрович
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.06.2022Передача материалов судье
30.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.08.2022Предварительное судебное заседание
03.08.2022Судебное заседание
10.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2022Дело оформлено
03.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее