Дело № 2-835/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Конновой О.С.
при секретаре Хрусловой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова З.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании перехода прав и обязанностей арендатора по договору аренды,
У С Т А Н О В И Л:
Орлова З.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Управлению Росреестра по Челябинской области) о признании перехода прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требование обосновано тем, что ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Карталы-Торг» и администрацией Карталинского муниципального района был заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 488 кв.м. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Карталы-Торг» передало права и обязанности арендатора по договору аренды Сагайдак О.В. Право аренды и указанный договор зарегистрированы в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ между ней и Сагайдак О.В. заключен договор о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Сагайдак О.В. умер, она вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истица Орлова З.А. не явилась, надлежащим образом извещена о слушании дела, от иска не отказывалась.
В судебное заседание представитель ответчика Управления Росреестра по Челябинской области не явился, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района в судебное заседание не явился, исковые требования полагал необоснованными.
В судебное заседание третьи лица Сагайдак Д.О., Сагайдак Н.А., действующая за себя и в интересах Сагайдак О.О. не явились, надлежащим образом извещены о слушании дела, возражений по иску не предоставили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании Постановления администрации Карталинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Карталинского муниципального района в лице Председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района (Арендодатель) и МУП «Карталы-Торг» (Арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером № в категории земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> площадью 488 кв.м.
Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ Сагайдак О.В. перешли права и обязанности арендатора по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Переход прав и обязанностей согласован с арендодателем, договор аренды и право Сагайдак О.В. зарегистрировано в установленном законом порядке, что следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Сагайдак О.В. и Орлова З.А. заключен договор о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сагайдак О.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти наследство не открывалось.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по Челябинской области приостановлена государственная регистрация прав, в связи со смертью стороны сделки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Содержанием договора аренды (имущественного найма) является предоставление арендатору (нанимателю) имущества его собственником (арендодателем) за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Это право реализуется из принадлежащего собственнику правомочия по распоряжению своим имуществом, установленное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также статьей 35 Конституции Российской Федерации, закрепившей право каждого собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В отношении земли и других природных ресурсов часть 3 статьи 209 Гражданского кодекса установила, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 этого же Кодекса), то есть законами о земле и других природных ресурсов.
В силу п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса передача прав и обязанностей арендатором другому лицу (перенаем) возможна исключительно с согласия арендодателя.
Соответствующие положения об особенностях сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов, как следует из части 2 статьи 607 Гражданского кодекса, установлены другими законами.
Таким законом является Земельный кодекс, часть 2 статьи 22 которого прямо указывает на соблюдение порядка предоставления земельных участков в аренду не только в соответствии с гражданским законодательством, но и на основании этого Кодекса, то есть в соответствии с нормами этой статьи.
При этом часть 5 этой статьи, определяя права арендатора земельного участка, прямо установила общее правило о том, что арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
Иные правила передачи права аренды определены частью 9 статьи 22 Земельного кодекса: при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Правила, содержащиеся в частях 5 и 9 статьи 22 Земельного кодекса определяют особенности сдачи земельного участка в аренду наряду с установленными частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса общими правилами предоставления имущества в аренду, предусматривающими, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" было разъяснено, что при применении пунктов 5, 6, 9 статьи 22 Земельного кодекса, предоставляющих арендатору земельного участка право передавать в пределах срока договора аренды свои права и обязанности по договору третьему лицу, в том числе отдавать арендные права на земельный участок в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также в субаренду без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, необходимо руководствоваться следующим.
Поскольку пункт 2 статьи 607 и пункт 2 статьи 615 Гражданского кодекса допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков, и такие особенности предусмотрены Земельным кодексом, то в случае, указанном в пункте 9 статьи 22 этого Кодекса, для передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка достаточно уведомления об этом арендодателя, а в иных случаях (при применении пунктов 5 и 6 статьи 22 Земельного кодекса) достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором.
Из отзыва Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района следует, что переход прав и обязанностей арендатора по договору аренды с собственником земельного участка не согласован, орган местного самоуправления надлежащим образом не уведомлялся.
Истцу Орлова З.А. разъяснялась ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ и обязанность предоставить доказательства уведомления собственника земельного участка о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ.
Данная обязанность истцом не исполнена.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,-
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Орлова З.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании перехода прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Коннова
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2020 года
Председательствующий: О.С. Коннова