Дело № 2а-2639/2021
22RS0068-01-2021-002042-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Пухальской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, в котором просит признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края (далее - Алтайкрайимущество) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласования предоставления в собственность земельного участка, общей площадью 1983 кв.м, по адресу: .... (согласно схеме) для ведения личного подсобного хозяйства, возложить на административного ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов указанного земельного участка по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, возместить судебные расходы по оформлению доверенности представителю, по оплате государственной пошлины.
Административный истец полагает, что отказ Алтайкрайимущества в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка является незаконным. Указание административным ответчиком на положения п.6 ст.11.9 ЗК РФ, как на основание отказа, является лишь указанием на возможные нарушения, которые в настоящее время отсутствуют и ничем не подтверждены. Отказ является формальным.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, администрация Центрального района г.Барнаула.
В судебном заседании представитель административного ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку к земельному участку отсутствует доступ.
Административный истец ФИО1, ее представитель, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято 04.12.2020, в суд административный истец направил иск 03.03.2021, то есть в установленный срок.
В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции от 10.02.2020, действующей на момент подачи заявления о предварительном согласовании земельного участка) закреплено право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства граждан, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Указанные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края (п. 3.3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено в судебном заседании, административный истец относится к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что не оспаривается административным ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ в Управлении имущественных отношений Алтайского края зарегистрировано заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1983 кв.м, по адресу: ...., согласно схеме для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5, 39.15 ЗК РФ, законом Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», заявлению присвоен №.
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края от 04.12.2020 № ФИО1 отказано в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов. В качестве основания отказа указано на то, что земельный участок огорожен с улицы Геологов, доступ к земельному участку отсутствует, рельеф неровный, имеется поросль, что свидетельствует о наличии градостроительных ограничений и на основании п.14.ч.11 ст.7 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ препятствует образованию земельного участка.
Оценивая законность оснований отказа, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7).
Согласно подпункту 1 пункта 8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с п.14 ч.11 ст.7 закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в том числе, в случае отсутствия доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, Управление указало на наличие поросли, неровный рельеф, а также отсутствие доступа в земельному участку в связи с наличием ограждения со стороны ул.Геологов.
Между тем, расположение на земельном участке зеленых насаждений не свидетельствует о невозможности его предоставления, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Однако доказательств того, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду городского округа - города Барнаула, административным ответчиком не представлено.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447, расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), то есть в зоне, непосредственно предназначенной для возведения индивидуальных жилых домов.
Указание административного ответчика в оспариваемом ответе на неровный рельеф земельного участка, не позволяющий разместить объект индивидуального жилищного строительства, суд также признает несостоятельным.
Как следует из заявления ФИО1, в качестве цели использования земельного участка она указывала ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствие с пунктами 1 и 2 ст.4 названного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заключением судебной строительно-технической экспертизы № 2647-СТ-21, проведенной ООО «Региональный центр экспертиз «ЭкспертКом», установлено, что на земельном участке по адресу: .... (согласно схеме) возможно расположить индивидуальный жилой дом в минимально установленных действующим законодательством размерах, с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, с учетом рельефа местности, а также сноса имеющихся на земельном участке зеленых насаждений.
Ссылка на отсутствие доступа к земельному участку также судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно акту визуального осмотра администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок огорожен со стороны ул.Геологов.
В ходе проведения экспертного осмотра также установлено, что земельный участок расположен на границе с улицей Геологов, на момент обследования участок огорожен забором, в южной части участка устроен огород, в связи с чем экспертом в заключении №-СТ-21 сделан вывод о том, что на момент обследования доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку не имеется, так как участок огорожен забором со стороны ул.Геологов, на участке ведется хозяйственная деятельность (южная часть) неопределенным кругом лиц.
Между тем, указанные обстоятельства не могут быть признаны в качестве законного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку принадлежность и законность установки указанного ограждения административным ответчиком не доказана. По сообщению администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №/ц-21/отв-971 на судебный запрос в ходе опроса жителей по адресам прилегающих земельных участков к запрашиваемому участку получена информация об отсутствии данных о том, кто мог бы установить данное ограждение; сведения о лицах, которые создали или возвели данное ограждение, не выявлены.
Таким образом, в случае предоставления земельного участка имеется возможность организовать доступ на земельный участок со стороны ул.Геологов путем частичного или полного демонтажа ограждения, законность установки которого не подтверждена.
Фактическое использование спорного земельного участка неустановленными лицами не указано в оспариваемом решении в качестве основания отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, в связи с чем не принимается судом во внимание.
Нахождение земельного участка в 3-й и 6-й подзонах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Барнаула (Михайловка), на что также указано в решении, само по себе не является основанием для отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка. Нормами подпунктов 3 и 6 п.3 ст.47 Воздушного кодекса РФ земельные участки, расположенные в указанных зонах, не отнесены к землям, ограниченным или изъятым из оборота.
Ссылка на пункт 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, предусматривающий, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, в оспариваемом решении не конкретизирована. Не указано, какое именно обстоятельство свидетельствует о нарушении указанного пункта.
При этом суд принимает во внимание, что конфигурация земельного участка обусловлена уже существующими границами смежных земельных участков.
На основании изложенного решение Управления имущественных отношений Алтайского края об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежит признанию незаконным.
В то же время требование административного истца об отмене оспариваемого решения удовлетворению не подлежит, поскольку вопрос об отмене решения относится к полномочиям Управления, суд в данном случае полномочия Управления не подменяет.
В целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка и о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Требование административного истца о возложении обязанности на административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку принятие такого решения относится к исключительным полномочиям Управления имущественных отношений Алтайского края.
На основании изложенного суд удовлетворяет требования административного истца частично.
В соответствии с положениями статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с ответчика в пользу административного истца расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Расходы по оформлению нотариальной доверенности взысканию не подлежат, поскольку доверенность, помимо полномочий по рассмотрению настоящего дела, предусматривает полномочия представителя по любым гражданским и административным делам.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов и утверждении схемы земельного участка, расположенного по адресу: ...., согласно схеме.
Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу: ...., согласно схеме, в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.К.Ваншейд
Копия верна:
Судья А.К.Ваншейд
Секретарь с/з А.В.Пухальская