дело № 2а-311/2020; УИД № 07RS0010-01-2020-000381-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.п. Залукокоаже 13 августа 2020 года
Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего- судьи Абидова М.Г.,
при секретаре Котовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Даов В.С. к местной администрации Зольского муниципального района КБР и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений», о признании действий местной администрации незаконными, и наложении обязанности о заключении с истцом договора аренды,
установил:
Административный истец Даов В.С. обратился в суд с административным иском к местной администрации Зольского муниципального района КБР, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» о признании действий местной администрации незаконными, и наложении обязанности о заключении с истцом договора аренды.
В обоснование заявленных требований Даов В.С. указывает, что на основании постановлений Главы местной администрации Зольского муниципального района КБР № и № от ДД.ММ.ГГГГ Даову В.С. предоставлены в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес> КБР сенокосов из земель сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м. и иных земель сельхоз-назначения № кв.м, в с.<адрес>, расположенные по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, южнее с.<адрес>, с кадастровыми номерами № и № для сельско - хозяйственного производства, сроком на 5 лет. т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, без проведения торгов.
На основании указанных постановлений главы местной администрации Зольского муниципального района КБР между Даовым В.С. и МКУ Управления муниципального имущества и земельных отношений» местной администрации Зольского муниципального района КБР заключены договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес> КБР сенокосов из земель сельскохозяйственного назначения, площадью №м. и иных земель сельхоз-назначения № кв.м, в с.<адрес>, расположенный по адресу: КБР,<адрес>, с.<адрес>, южнее с.<адрес>, с кадастровыми номерами № и № для сельско-хозяйственного производства, сроком на 5 лет. т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
МКУ «Управления муниципального существа и земельных отношений» местной администрацией Зольского муниципального района КБР актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ была передана вся документация по аренде земель сельскохозяйственного назначения в связи переходом государственных полномочий по распоряжению земельным участком.
В соответствии с п.4.1.7 указанного договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также на основании подпункта 31 пункта 2 ст. 39.6 ЗК РФ, истцом в адрес Главы местной администрации Зольского муниципального района КБР было направлено заявление о заключении нового договора аренды земельного участка на новый срок, до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения срока договора аренды.
На заявление был дан ответ об отказе в заключении новых договоров аренды земельных участков на новый срок в связи с тем, что якобы нарушались условия договора аренды, а именно обязательства арендатора по внесению арендных платежей.
С данным отказом Даов В.С. не согласен по следующим основаниям:
Истец по настоящее время использует указанный земельный участок по его целевому назначению, задолженности по оплате платежей по арендной плате не имеет. В отношении него у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании данного земельного участка, в связи с чем, он имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
Даовым В.С. подано заявление в местную администрации Зольского муниципального района КБР, до истечения 3 месячного срока действия вышеуказанных договоров аренды земельных участков.
В силу вышеизложенного, административный истец просит суд: признать действия Местной администрации Зольского муниципального района КБР и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» <адрес> КБР в отказе в заключение договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес> КБР сенокосов из земель сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м. и иных земель сельхоз-назначения № кв.м, в с.<адрес>, расположенных по адресу: КБР,<адрес>, с.<адрес>, южнее с.<адрес>. с кадастровыми номерами № и № для сельско-хозяйственного производства, сроком на 5 лет. т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, без проведения торгов - незаконными. Обязать Местную администрацию Зольского муниципального района КБР и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» <адрес> КБР заключить с Даов В.С. договора о предоставлении в пользование на условиях аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес> КБР сенокосов из земель сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м. и иных земель сельхоз-назначения № кв.м, в с.<адрес>, расположенных по адресу: КБР,<адрес>, с.<адрес>, южнее с.<адрес>. с кадастровыми номерами № и № для сельско-хозяйственного производства, без проведения торгов, для сельскохозяйственного производства на срок 5 лет.
В судебное заседание административный истец Даов В.С. направил заявление, которым просил о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие своего представителя, указав при этом, что административные исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Извещенные надлежащим способом административные ответчики Местная администрация Зольского района КБР и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» Зольского муниципального района своих представителей в суд не направили, о причинах уважительности их неявки не сообщили.
Суд счел возможным на основании ч.6 ст.226 КАС РФ, рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 4.1.7 договора № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор имеет право на преимущественное заключение нового договора аренды земельного участка, по письменному заявлению арендатора, направленного арендодателю не позднее чем за три месяца до истечения срока действия настоящего Договора, при условии, если арендатором не было допущено нарушений договорных обязательств за весь период действия настоящего Договора.
Как установлено из материалов дела, на основании постановлений от Главы местной администрации Зольского муниципального района КБР № и № от ДД.ММ.ГГГГ Даову В.С. предоставлены в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес> КБР сенокосов из земель сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м. и иных земель сельхоз-назначения № кв.м, в с.<адрес>, расположенные по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, южнее с.<адрес>, с кадастровыми номерами № и №, для сельско - хозяйственного производства, сроком на 5 лет. т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, без проведения торгов, для ведения сельского хозяйства.
На основании указанных постановлений между Даовым В.С. и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» и Местной администрацией Зольского муниципального района КБР были заключены договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого истцу переданы в аренду земельные участки - сенокосы, из земель сельскохозяйственного назначения на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлениями Главы местной администрации Зольского муниципального района, местная администрация Зольского муниципального района КБР, актом приема-передачи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, Даову В.С. была передана вся документация по аренде земель сельскохозяйственного назначения, в связи переходом государственных полномочий по распоряжению земельным участком.
Как следует из ответа главы местной администрация Зольского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Даова В.С. о продлении договора аренды, ему отказано в предоставлении земельного участка в аренду на основании того, что статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи. При этом, по мнению ответчика, основанием для отказа в заключении нового договора являются случаи предоставления земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
По смыслу приведенной нормы лицо, использующее земельный участок имеет право на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при условии: он пользуется участком на основании договора аренды, участок используется им надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением и заявление подано до истечения срока действующего договора аренды.
Указанная норма не содержит условий её применения в зависимости от категории земельного участка зонирования территорий и других, не названных в норме условий.
Таким образом, учитывая, что указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а также был ранее предоставлен на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, Даов В.С. в соответствии с указанной нормой действующего законодательства, направила в адрес административного ответчика заявление о заключении с ним нового договора его аренды без проведения торгов.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом, судом учитывается, что административным ответчиком не представлены и в материалах административного дела не имеется доказательств допущения Даовым В.С. каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации при использовании арендованного земельного участка, в том числе и нарушений по внесению арендных платежей.
В доказательство отсутствия задолженности по арендным платежам к материалам дела приобщена копия квитанции по оплате платежей в счет арендной платы.
Вместе с тем, судом принимается во внимание, что в соответствии с постановлением главы местной администрации Зольского муниципального района КБР указанный договор аренды земельного участка заключен сроком между сторонами на 5 года. Между тем, как это следует из содержания договора аренды, срок его действия установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствие с актом, являющимся неотъемлемой частью договора, передан арендатору Даову В.С. ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При этом, в силу ч.2 ст.433 ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
Таким образом, из приведенной нормы закона следует, что права и обязанности сторон возникают с момента заключения договора и соответственно передачи земельного участка по акту приема-передачи, то есть с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет.
В силу ч.1 ст.422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Исходя из вышеизложенного, следует, что на момент обращения Даова В.С. с заявлением в местную администрацию Зольского муниципального района КБР, между сторонами существовали арендные отношения, то есть заявление истцом подано до окончания действия договора аренды.
Указанное свидетельствует о незаконном отказе местной администрацией Зольского муниципального района КБР Даову В.С. в заключении нового договора аренды вышеуказанного земельного участка.
В соответствии п. 1 ч.5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
При изложенных обстоятельствах, приведенные административным ответчиком основания для отказа в заключении нового договора аренды являются необоснованными, в материалах настоящего административного дела не имеется, в соответствии с требованиями ст.ст. 62,226 КАС Российской Федерации, не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом условий договора и требований законодательства.
Учитывая, что положения п.п. 12 п.8 ст. 39.8 ЗК РФ и ч.3 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливают возможность заключения договора аренды земельного участка предоставляемого для сенокошения лишь на срок не более чем три года, в части требований административного истца о возложении обязанности на ответчиков заключить новый договора аренды данного земельного участка на пять лет следует отказать, удовлетворив на срок три года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Даов В.С. к местной администрации Зольского муниципального района КБР и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений», о признании действий местной администрации незаконными, и наложении обязанности о заключении с истцом договора аренды, удовлетворить частично.
Признать действия Местной администрации Зольского муниципального района КБР и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» <адрес> КБР в отказе в заключении договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес> КБР сенокосов из земель сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м. и иных земель сельхоз-назначения № кв.м, в с.<адрес>, незаконными.
Обязать Местную администрацию Зольского муниципального района КБР и МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» <адрес> КБР заключить с Даов В.С. договор о предоставлении в пользование на условиях аренды, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес> КБР сенокосов из земель сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м. и иных земель сельхоз-назначения № кв.м, в с.<адрес>, расположенный по адресу: КБР,<адрес>, с.<адрес>, южнее с.<адрес>, с кадастровыми номерами №, для ведения сельского хозяйства, сроком на 3 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы в Зольский районный суд.
Председательствующий М.Г. Абидов
Согласовано: М.Г. Абидов