Дело № 2-1154 (2024)
59RS0005-01-2023-007 022-06
Решение
Именем Российской Федерации
13 марта 2024 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Славинской А.У.,
при секретаре Исуповой К.И.,
с участием представителя истца Зимаревой А.В., представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница №» Степанцева А.А., по доверенности, представителя ответчика Министерства здравоохранения Пермского края Портнова А.О., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мотовилихинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница №», Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница №», Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности, указав, что Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми на основании обращения ФИО6 проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в корпусе № Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница №. ГБУЗ ПК «ДКБ №» является объектом социальной инфраструктуры, в котором оказывается деятельность больничных организаций. В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов Российской Федерации. По результатам проверки главному врачу ГБУЗ ПК «ДКБ №» ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ за № внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации с требованием устранить выявленные нарушения. Также Учреждение 29.06.2023 мировым судьей судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г. Перми привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Представление от 12.05.2023 рассмотрено, вместе с тем до настоящего времени ГБУЗ ПК «ДКБ №» не приняло мер к фактическому устранению всех выявленных нарушений. В целях контроля устранения нарушений, указанных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой района 27.11.2023 осуществлен повторный выезд совместно со специалистом участие сертифицированного специалиста в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения. По результатам повторного обследования 19.02.2024 установлено, что : прилегающая территория : Отсутствуют места отдыха для МГН на территории: нарушение в части п. СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». На участке объекта на основных путях движения людей следует предусматривать не менее чем через 100-150 м места отдыха, доступные для МГН, оборудованные навесами, скамьями с опорой для спины и подлокотником. Калитка входа на территорию со стороны <адрес> не оборудована для МГН и имеет преграды (перепад высот в виде двух неровных ступеней); на момент обследования калитка закрыта и не функционирует, а также не почищена от снега: нарушение в части п. 5.1.2, п. 5.1.12, п. 5.1.13, п. 5.1.14 СП 59.13330. 2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Неровная поверхность, разбитый асфальт прилегающей территории, пути движения от входа (калитки) со стороны <адрес>; на момент обследования 19.02.2024 года территория возле ворот, калитки не почищена от снега: нарушение в части п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Парковка для инвалидов расположена на территории больницы, въезд на которую осуществляется через шлагбаум с надписью «по пропускам». Минимальное расстояние до входа в корпус 1 от парковки для инвалидов - 200 метров.: нарушение в части п. 5.2.2 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в здание - не далее 100 м; при реконструкции, сложной конфигурации земельного участка допускается увеличивать расстояние от зданий до стоянок (парковок), но не более 150 м. Лестница наружная: - отсутствует наружное вызывное устройство: нарушения в части п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. На проступях краевых ступеней лестничного марша отсутствуют контрастные противоскользящие полосы; перед лестницей отсутствуют предупреждающие тактильные полосы: нарушение в части 5.1.10, 6.2.8 СП «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Входная дверь: нарушения в части п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 «СНиП 35- 01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Порог высотой 0,03-0,05 м. при нормативе 0,014 м. Отсутствует контрастное сочетание цветом двери - ручки двери: нарушение в части п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Отсутствуют информационные таблички о доступности объекта для инвалидов: нарушения в части п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема. Тамбур - ширина тамбура 1,7 м при глубине 1,8 м: нарушение в части п. 6.1.8 СП 59.13330. 2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м при ширине не менее 1,6 м. Дверь из тамбура в помещение: порог двери из тамбура в помещение: нарушения в части п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Порог высотой 0,04 м. при нормативе 0,014 м.. Отсутствует контрастное сочетание цветом двери - ручки двери: нарушение в части п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Уточнив исковые требования просит обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница №» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, указанные в представлении прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно обеспечить беспрепятственный доступ к зданию корпуса № ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница №», расположенному по адресу : <адрес> путем приведения прилегающей территории, наружной лестницы, входной двери, тамбура и двери в тамбур здания в соответствии с пунктами с п. 5.3.1, 5.1.2, 5.1.12, 5.1.13, 5.1.14, 5.2.2., 6.1.1., 5.1.10, 6.2.8, 6.2.4, 6.4.1, 6.5.9, 6.1.8, 6.2.4, 6.4.1 СП 59. 13 330.2020 Сводом Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Министерство здравоохранения обязать профинансировать данные мероприятия в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ( л.д. 119-121).
Представитель истца в судебном заседании настаивала на исковых требованиях, поддержав доводы изложенные в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница №» в судебном заседании исковые требования не признал, дал пояснения аналогичные доводам изложенным в приобщенных ранее возражениях, дополнив, что в настоящее время ответчиком предпринимаются действия по устранению нарушений, кроме того, разработан Паспорт безопасности, утвержденный Министерством здравоохранения, согласованный с УФСБ России и ФГКУ ( УВО ВНГ России) согласно которому к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объекта по категории опасности относится необходимость обеспечения пропускного и внутриобъектового режима, а также обеспечения предупреждения и устранения причин неправомерного проникновения на объект, обеспечения охраны объекта с исключением бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц и транспортных средств.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пермского края в судебном заседании исковые требования не признал, дал пояснения аналогичные доводам изложенным в приобщенных ранее возражениях, дополнив, финансирование бюджетных учреждений учредителем осуществляется путем утверждения государственного задания. В расчет финансового обеспечения которого включены расходы на содержание, в том числе проведение текущих ремонтов. Министерством обязанность по утверждению государственного задания выполнена в полном объеме. Учреждение в ходе устранения выявленных нарушений вправе обратиться в Министерство с целью включения его в программу по развитию и укреплению материально- технической базы. Понуждение в субсидиарном порядке к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств соответствующего бюджета, предусмотренных на содержание ведомственных учреждений.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Российская Федерация, являясь государством - участником Конвенции о Правах Инвалидов, заключенной 13.12.2006, признавая важность доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, взяла на себя обязательство соблюдать без каких бы то ни было ограничений или изъятий положения Конвенции и принимать надлежащие и эффективные меры по полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество, в том числе обеспечению доступа инвалидов к разного рода услугам, отвечающим их нуждам.
Конституционным и международным стандартам корреспондирует законодательство Российской Федерации.
Так, Федеральный закон N 384-ФЗ, устанавливая минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статьи 1, 2, 3), гласит, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 12).
В силу статей 2, 15 Федерального закона N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в том числе условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 04.04.2016 N 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 04.04.2016 N 627-ПК), инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; маломобильные группы населения - лица пожилого возраста; иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, получать услугу и необходимую информацию, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления; беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски.
Исходя из ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 04.04.2016 N 627-ПК к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания; административные здания и сооружения; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей, светофоры; другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N815 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 5.3.1 СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на участке объекта на основных путях движения людей следует предусматривать не менее чем через 100–150 м места отдыха, доступные для МГН, оборудованные навесами, скамьями с опорой для спины и подлокотником, указателями, светильниками и т. п.. Набор элементов устанавливается заданием на проектирование.
Согласно п. 5.1.2 СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, вращающиеся турникеты и другие устройства, создающие препятствие для движения МГН.
Согласно п. 5.1.11, 5.1.12- 5.1.14 СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему.
Ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней –от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 20 ‰.
С двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены водной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м..
Согласно п. 5.2.2 СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание – не далее100 м; при реконструкции, сложной конфигурации земельного участка допускается увеличивать расстояние от зданий до стоянок (парковок), но не более 150 м..
Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т. д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками. (п.5.1.10 Правил) с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261.
В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН под земного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7. ( п. 6.1.1. СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги.
Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35м). Высота ступеней – 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).
На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08–0,1 м.. Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фото люминисцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени – не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша (п. 6.2.8).
Ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса в стене открытого и дверного проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом- интернат, выходе на балкон, лоджию и т. п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м. ( 6.2.4).
Следует использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь– стена, ручка; санитарный прибор – пол, стена; стена – выключатели, средства визуальной информации и т. п.) ( 6.4.1).
Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах (6.5.9).
Согласно п. 6.1.8 СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м при ширине не менее 1,6 м.. При реконструкции необходимо обеспечить в тамбуре минимальное свободное пространство для разворота кресла-коляски между дверями по 6.2.1, не пересекающееся с зоной движения двери, открывающейся внутрь тамбура. Свободное пространство со стороны ручки двери должно быть: при открывании от себя – не менее 0,3 м; при открывании к себе – не менее 0,6 м. В тамбурах, лестничных клетках и у эвакуационных выходов не допускается применять зеркальные стены (поверхности), а в дверях– зеркальные стекла. В тамбурах, на входных площадках и крыльцах при соответствии размеров и размещения грязесборных решеток по размерам и расположению тактильных указателей.
Из материалов дела следует, что нежилое здание по адресу <адрес> на праве оперативного управления с 11.05.2018 передано государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница №», что подтверждено выпиской из ЕГРН.
Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в отношении ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница №», по адресу <адрес> в ходе проведения которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов Российской Федерации.
По результатам проверки главному врачу ГБУЗ ПК «ДКБ №» ФИО7 12.05.2023 за № 2-21/147-2023 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации с требованием устранить выявленные нарушения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 29.06.2023 ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница №» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя истца, подтверждено актом обследования от 19.02.2024 с привлечением специалистов АНО «Доступная среда», и не опровергнуто ответчиком, в ходе обследования объекта социальной инфраструктуры ГБУЗ Пермского края «Детская клиническая больница №» по адресу <адрес>, на прилегающей территории отсутствуют места отдыха для МГН на территории: нарушение в части п. СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». На участке объекта на основных путях движения людей следует предусматривать не менее чем через 100-150 м места отдыха, доступные для МГН, оборудованные навесами, скамьями с опорой для спины и подлокотником. Калитка входа на территорию со стороны <адрес> не оборудована для МГН и имеет преграды (перепад высот в виде двух неровных ступеней); на момент обследования калитка закрыта и не функционирует, а также не почищена от снега: нарушение в части п. 5.1.2, п. 5.1.12, п. 5.1.13, п. 5.1.14 СП 59.13330. 2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Неровная поверхность, разбитый асфальт прилегающей территории, пути движения от входа (калитки) со стороны <адрес>; на момент обследования 19.02.2024 территория возле ворот, калитки не почищена от снега: нарушение в части п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Парковка для инвалидов расположена на территории больницы, въезд на которую осуществляется через шлагбаум с надписью «по пропускам». Минимальное расстояние до входа в корпус 1 от парковки для инвалидов - 200 метров.: нарушение в части п. 5.2.2 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в здание - не далее 100 м; при реконструкции, сложной конфигурации земельного участка допускается увеличивать расстояние от зданий до стоянок (парковок), но не более 150 м. Лестница наружная: - отсутствует наружное вызывное устройство: нарушения в части п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. На проступях краевых ступеней лестничного марша отсутствуют контрастные противоскользящие полосы; перед лестницей отсутствуют предупреждающие тактильные полосы: нарушение в части 5.1.10, 6.2.8 СП «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Входная дверь: нарушения в части п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 «СНиП 35- 01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Порог высотой 0,03-0,05 м. при нормативе 0,014 м. Отсутствует контрастное сочетание цветом двери - ручки двери: нарушение в части п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Отсутствуют информационные таблички о доступности объекта для инвалидов: нарушения в части п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема. Тамбур - ширина тамбура 1,7 м при глубине 1,8 м: нарушение в части п. 6.1.8 СП 59.13330. 2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м при ширине не менее 1,6 м. Дверь из тамбура в помещение: порог двери из тамбура в помещение: нарушения в части п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Порог высотой 0,04 м. при нормативе 0,014 м.. Отсутствует контрастное сочетание цветом двери - ручки двери: нарушение в части п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» ( л.. 123- 134).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Анализируя вышеуказанные положения законодательства и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик ГБУЗ Пермского края «Детская клиническая больница №» являясь бюджетным учреждением, у которого на праве оперативного управления находится здание по адресу <адрес>, должен обеспечить беспрепятственный доступ к зданию маломобильных групп населения, путем приведения прилегающей территории, лестниц, входных дверей, тамбуров в соответствии с пунктами 5.3.1, 5.1.2, 5.1.12, 5.1.13, 5.1.14, 5.2.2., 6.1.1., 5.1.10, 6.2.8, 6.4.1, 6.5.9, 6.1.8, 6.2.4 СП 59 13330.2020 Свод Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001, относится к субъектам, на которых законом возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в целях реализации права на получение медицинских услуг.
В силу п. 4 Порядка, утвержденного приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2015 года № 802н, органы и организации, предоставляющие услуги, обязаны обеспечить инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам.
Данный ответчик является юридическим лицом и действует самостоятельно.
При этом суд находит несостоятельной ссылку представителя ответчика на Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, поскольку само по себе наличие паспорта доступности объекта, равно как и принятие ответчиком самостоятельных мер не может подменять возложенную на него законом обязанность по неукоснительному соблюдению требований законодательства к оборудованию зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения.
Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся здания органов государственной власти, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами ее граждан.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного к зданию ГБУЗ Пермского края «Детская клиническая больница №».
Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пермского карая.
Согласно п. 1 Положения Министерство здравоохранения Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения и оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции, установленной действующим законодательством.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, Уставом Пермского края и законами Пермского края, указами и распоряжениями губернатора Пермского края, постановлениями и распоряжениями Правительства Пермского края, распоряжениями председателя Правительства Пермского края и настоящим Положением.
Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Пермского края, в том числе средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Пермскому краю в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и иными федеральными законами.
Министерство является главным администратором доходов и главным распорядителем средств федерального бюджета и бюджета Пермского края, а в отношении доходов и поступлений в федеральный бюджет от государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием видов деятельности, указанных в пункте 3.1.7 настоящего Положения, - администратором указанных доходов и поступлений.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу ч. ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно стт.123.22 п.5 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно п.п. 3, 6 и 7 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" применительно к муниципальным бюджетным учреждениям соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя такого учреждения, формирует и утверждает муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяется местной администрацией.
При этом финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Таким образом, на учредителя муниципального бюджетного учреждения возложена обязанность формировать и утверждать муниципальные задания в соответствии с основными видами деятельности учреждения, осуществлять финансовое обеспечение выполнения данного задания посредством предоставления субсидий из муниципального бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, за счет которых и могут быть произведены действия по обеспечению беспрепятственного доступа к зданию поликлиники маломобильных групп населения.
Каких либо доказательств, неисполнения ответчиком Министерством здравоохранения Пермского края, как осуществляющего функции учредителя от имени Пермского края ответчика ГБУЗ Пермского края «Детская клиническая больница №», обращений учреждения здравоохранения о выделении дополнительного финансирования и необоснованных отказов со стороны Министерства, истцом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований прокурора Мотовилихинского района г. Перми к Министерству здравоохранения Пермского края следует отказать.
Суд, руководствуясь положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для реализации требований с учетом разумности предоставляемого срока и его достаточности для исполнения решения суда, приходит к выводу о необходимости предоставления ответчику для выполнения указанных в решении действий в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская детская клиническая больница №» (ИНН №) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить беспрепятственный доступ к зданию корпуса № государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница №» расположенному по адресу <адрес> путем приведения прилегающей территории наружной лестницы, входной двери, тамбура здания в соответствие с п. 5.3.1, 5.1.2, 5.1.12, 5.1.13, 5.1.14, 5.2.2., 6.1.1., 5.1.10, 6.2.8, 6.2.4, 6.4.1, 6.5.9, 6.1.8, 6.2.4, 6.4.1 СП 59. 13330.2020 Сводом Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Судья : подпись. Копия верна. Судья –
Решение не вступило в законную силу. Секретарь –
Мотивированная часть решения изготовлена 29.03.2024.