Дело № 2-174/2024
УИД: 05RS0020-01-2023-002125-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Астрахань
07 мая 2024 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,
при секретаре Сайфулиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева Владимира Николаевича к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Солянка», администрации муниципального образования «Наримановский район» о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада с учетом индексации, о взыскании задолженности по заработной плате, о признании права на установлении надбавки за работу в сельской местности, о возложении обязанности установить надбавку за работу в сельской местности, о взыскании задолженности по заработной плате, о взыскании компенсации за невыплаченную заработную плату, о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Воробьев В.Н. обратился в суд к МКОУ «СОШ с.Солянка» с исковыми требованиями, указав, что он, работает в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части с <дата> в МКОУ «СОШ с.Солянка». с <дата> находился в отпуске по уходу за ребенком до трех лет <ФИО>2. Ответчиком не производилась индексация заработной платы, при том, что имелась возможность применять стимулирующие и компенсационные надбавки согласно Положению о системе труда работников МКОУ «СОШ с.Солянка», не производится выплата 20% от оклада за работу в сельской местности. Считает, что в отношении происходит дискриминация, ранее, решением суда он был восстановлен на работе, вследствие незаконного увольнения. В течение 2023 года, он обращался в МКОУ «СОШ с.Солянка», администрацию муниципального образования «Наримановский район».
Определением суда в качестве соответчика привлечена администрация МО «Наримановский район».
Судом, в ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц были привлечены: Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования «Наримановский район», Министерство образования и науки Астраханской области, Астраханская областная организация общероссийского профсоюза образования.
Истцом неоднократно изменялись исковые требования.
Окончательно сформулировав исковые требования <дата>, Воробьев В.Н. просит суд, обязать МКОУ «СОШ с.Солянка» произвести перерасчет должностного оклада Воробьева В.Н. за период с <дата> с учетом индексации на 4,3%, установив должностной оклад в размере 28.986 рублей. Взыскать с МКОУ «СОШ с.Солянка» в пользу Воробьева В.Н. задолженность по заработной плате с <дата> по <дата>, состоящей из не начисленной и невыплаченной индексации заработной платы – 50.354 рубля. Признать за Воробьевым В.Н. в период его деятельности в МКОУ «СОШ с.Солянка» право на установление надбавки компенсационного характера за работу в сельской местности в размере 20% от должностного оклада. Обязать МКОУ «СОШ <адрес>» установить Воробьеву В.Н. надбавку компенсационного характера за работу в сельской местности в размере 20% от должностного оклада. Взыскать с МКОУ «СОШ с.Солянка» в пользу Воробьева В.Н. задолженность по заработной плате с <дата> по <дата>, состоящей из не начисленной и невыплаченной надбавки компенсационного характера за работу в сельской местности – 315.500 рублей. Взыскать с МКОУ «СОШ с.Солянка» в пользу Воробьева В.Н. компенсацию за невыплаченную в срок заработную плату в размере 4.244.833 рубля, в том числе, за не произведенную индексацию заработной платы с 0<дата> по <дата> – 479.276 рублей, за не произведенную надбавку компенсационного характера за работу в сельской местности с <дата> по 1.0.2024 г. – 3.765.557 рублей. Взыскать с МКОУ «СОШ с.Солянка» в пользу Воробьева В.Н. компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Бирюкова В.А. иск поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом. Представители в суд письменные возражения на иск.
Представители третьих лиц судом извещены, участия в судебных заседаниях не принимали.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Воробьева В.Н. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Воробьев В.Н. работает в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части с <дата> в МКОУ «СОШ <адрес>». с <дата> находился в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
Заработная плата, согласно ст.129 ТК РФ включает в себя - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Статьей 144 ТК РФ установлено, что Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, которые финансируются за счет соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, в размере, не превышающем размера, который установлен: для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
<дата> Правительство Астраханской области приняло постановление <номер> «Об утверждении Положения об установлении окладов (должностных окладов) руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области»:
В соответствии со статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Астраханской области от 09.12.2008 N 75/2008-ОЗ «О системах оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений Астраханской области», Постановлением Правительства Астраханской области от 08.05.2013 N 149-П «О системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области» министерство образования и науки Астраханской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение об установлении окладов (должностных окладов) руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области. 2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется государственными учреждениями, подведомственными министерству образования и науки Астраханской области (далее - учреждения), в пределах размеров субсидий, предусмотренных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (для бюджетных и автономных учреждений), а также в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетной смете казенного учреждения. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области использовать настоящее Положение при принятии соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, касающихся установления окладов (должностных окладов) руководителям муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с п.2 Положения оклад (должностной оклад) руководителя учреждения устанавливается с учетом: - сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности; - единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
13.03.2019 г. постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Наримановского района №317.
Согласно разделу 5.1 Положения заработная плата руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров организации состоит из окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с п.5.2 Положения оклады (должностные оклады) руководителей организации исчисляются по следующей формуле:
Орук. = Осред x К, где:
Орук. - оклад (должностной оклад) руководителя;
Осред - средний размер оплаты труда педагогических работников, с учетом совместителей;
К - коэффициент, учитывающий масштаб управления и особенности деятельности руководителя в зависимости от отнесения к группе, определяемой на основе объемных показателей.
Расчет среднего размера оплаты труда педагогических работников учреждения осуществляется за календарный год, предшествующий году установления оклада (должностного оклада) руководителя организации на основании данных федерального статистического наблюдения по форме ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала».
Коэффициент, учитывающий масштаб управления и особенности деятельности руководителя, устанавливается в соответствии с типом образовательного учреждения и группой для расчета оклада руководителя в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Положению на основании размера объемного показателя, характеризующего масштаб управления и особенности деятельности образовательной организации в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению.
Размер объемного показателя определяется по сумме баллов на основании информации организации и данных форм федерального статистического наблюдения на последнюю отчетную дату предшествующую дате назначения оклада руководителю по показателям в соответствии с приложением N3 к настоящему Положению для каждого типа образовательной организации.
Коэффициент, учитывающий масштаб и уровень управления устанавливается ежегодно, до 1 сентября года, следующего за отчетным (за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации учреждения), приказом управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования «Наримановский район» по согласованию с Наримановской территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки и общественным советом при Главе муниципального образования «Наримановский район».
По данным федерального статистического наблюдения по форме ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала» за календарный год, предшествующий году установления оклада (должностного оклада) руководителя организации (2018 г.) средний размер оплаты труда педагогических работников с учетом совместителей составил 25 036,80 рублей.
Согласно тарификационному списку педагогических работников МКОУ «СОШ с. Солянка» за 2018 год в среднюю заработную плату включены следующие выплаты: - оклад (должностной оклад), ставка заработной платы - 43% от общей суммы средней заработной платы (10 765,82 руб.); - повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы, учитывающий уровень профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач – 26% от оклада (2799,11 руб.); - компенсационные выплаты: за специфику работы (за работу в классах для обучающихся, воспитанников с ОВЗ, специалистам логопедических пунктов) – в среднем 3% от оклада (322,97 руб.); за индивидуальное обучение на дому детей с ОВЗ – в среднем 7% от оклада (753,61 руб.); за проверку тетрадей и письменных работ в среднем 5% от оклада (538,29 руб.) за работу в сельской местности - 20% (2153,16 руб.); - стимулирующие выплаты в среднем 71,56 % от оклада (должностного оклада) ставки заработной платы педагогических работников (7703,84 руб.), такие как: за наличие ученой степени или почетного звания «Народный», «Заслуженный», «Почетный работник» и «Отличник просвещения», «Почетная грамота Министерства образования и науки РФ», за сложность и напряженность и качество выполненных работ, по итогам ЕГЭ, ОГЭ; ВПР и административных работ, за эффективное и качественное достижение уровня социального развития обучающихся в классе, за индивидуальную дополнительную работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, за оформление и выполнение требований учебно-методического обеспечения кабинетов, спортзалов, мастерских, за подготовку спортивных команд, результативное участие в соревнованиях, за высокие спортивные достижения, ГТО, за разработку и реализацию проектов, авторских программ, учебных курсов, технологий, методик, способствующих созданию позитивного имиджа образовательной организации, по итогам очного участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, за классное руководство, выплата молодым специалистам, выплата за выслугу лет.
В среднюю заработную плату педагогических работников, которая берется за основу расчета оклада директора школы, включена и её индексация.
В 2019 году для директора МКОУ «СОШ с.Солянка» был утвержден коэффициент, учитывающий масштаб управления и особенности деятельности руководителя, в размере 1,5.
Таким образом, размер оклада (должностного оклада) руководителя составил в 2019 году 37.555,20 руб. (25.036,8х1,5).
Согласно пункту 5.3 Положения размеры окладов (должностных окладов) заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций устанавливаются руководителем организации на 10 – 50 процентов ниже окладов (должностных окладов) руководителей этих организаций.
На основании вышеуказанных нормативных актов МКОУ «СОШ с.Солянка» принимает локальные нормативные акты - Положения о системе оплаты труда работников школы. Порядок расчета оплаты труда заместителей директора школы определен в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
Должностные оклады заместителей директора МКОУ «СОШ с.Солянка» были установлены на 26% ниже должностного оклада директора школы и составил 27.791,20 руб.
Аналогичным образом рассчитаны должностные оклады заместителей директора школы в 2020-2022 годах. В материалах дела имеется справка о должностных окладах директора школы в указанные годы.
Поскольку должностной оклад заместителя директора школы определяется ежегодно расчетным путем и зависит от средней заработной платы педагогических работников школы, директора школы, установить его в твердой денежной сумме в размере 28.986 рублей, невозможно и незаконно.
При таких обстоятельствах требования истца Воробьева В.Н. об установлении ему должностного оклада в размере 28.986 рублей с <дата> являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.134 ТК РФ Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Ни трудовой кодекс РФ, ни Законы Астраханской области, ни нормативные акты МО Наримановский район не установили порядок проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе работников образовательных учреждений. Отсутствуют порядок проведения, сроки индексации и размер индексации зарплаты в Положении о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Наримановского района, утвержденного постановлением администрации МО «Наримановский район» №317 от 13.03.2019 г., в Положении о системе оплаты труда работников МКОУ «СОШ с.Солянка».
В указанных Положениях установлено, что индексация заработной платы работников Школы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы; обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников исполнена работодателем путем повышения должностного оклада истца, и выплатой премий.
Истец просит проиндексировать должностной оклад на 4,3% за период с <дата> по <дата>.
Пунктом 2.11. Положения о системе оплаты труда работников установлено, что рублей ежегодно на 01 сентября проводится тарификация работников МКОУ «СОШ с.Солянка». В случае изменения окладов (должностных окладов) в связи с их повышением, увеличением минимального размера оплаты труда, индексации и т.д школа вносит изменения в тарификацию и в штатное расписание.
Изменение размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы для руководителей структурных подразделений отражалось повышением должностного оклада Воробьеву В.Н.
Индексация заработной платы работников образования и ГКОУ «СОШ с.Солянка», в частности, проводится путем увеличения минимального размера должностного оклада работников образования, установленных постановлением Правительства Астраханской области <номер> от <дата>, куда ежегодно вносятся изменения в сторону увеличения.
В Положении о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Наримановского района установлено, что оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работникам организаций устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессинальным группам и квалификационным уровням. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням приведены в приложении 1 к настоящему Положению.
В Приложении 1 указан базовый размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы для руководителей структурных подразделений (2 квалификационный уровень) - 11 080 рублей. Эта сумма является основанием для проведения индексации, начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Источником финансирования расходов по заработной плате руководителей школ Наримановского района являются средства бюджета Астраханской области, следовательно, установление заработной платы производится в пределах средств, выделенных на эти цели.
В пределах денежных средств, выделенных администрацией МО «Наримановский район» для школы с.Солянка, работникам школы в качестве индексации заработной платы выплачиваются денежные премии.
В материалы дела представлено письмо МКОУ «СОШ с.Солянка» <номер> от <дата>, расчетные листки Воробьева В.Н., из которых следует, что в 2019 году Воробьеву В.Н. была начислена и выплачена премия в размере 10 500 рублей (37,8% от заработной платы), в 2020 году премия составила 30.000 рублей (107,9 % от заработной платы), в 2021 г. – 40.000 рублей (24,8% от заработной платы).
Заработная плата истца Воробьева В.Н. была проиндексирована и выплачена в установленный трудовым договором срок.
Не подлежат удовлетворению требования Воробьева В.Н. о признании за ним права на установление надбавки компенсационного характера за работу в сельской местности в размере 20% от должностного оклада.
Выше указано на то, что должностной оклад Воробьева В.Н. определяется на основании среднего размера оплаты труда педагогических работников школы. В материалы дела представлены трудовой договор с педагогическим работником, тарификации (по годам), которыми подтверждается, что педагогическим работникам начисляется компенсационная выплата за работу в сельской местности – 20% от должностного оклада, который устанавливается нормативными актами.
По приведенным выше расчетам средней заработной платы для определения оклада руководителя, на основании которого рассчитываются и оклады заместителей руководителя, видно, что выплата за сельскую местность включается в заработную плату руководителя, а также заместителей руководителя, следовательно, не может начисляться дважды.
Поскольку заявленные истцом требования об установлении иного должностного оклада, индексации должностного оклада, установлении надбавки за работу в сельской местности удовлетворению не подлежат, следует отказать и в удовлетворении требований о взыскании в пользу истца неначисленнной и невыплаченной заработной платы, а также компенсации за невыплаченную в срок заработную плату.
Кроме того, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока исковой давности, установленного ст.392 ТК РФ: за разрешением спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат работник вправе обратиться в течение 1 года со дня установленного выплаты указанных сумм.
Для признания нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы длящимся необходимо, чтобы заработная плата работнику быть начислена, но не выплачена.
Истец просит начислить и выплатить ему заработную плату с учетом индексации, считая, что она не была ни начислена, ни выплачена. Следовательно, вменяемое ответчику МКОУ «СОШ с.Солянка» нарушение трудовых прав нельзя считать длящимся.
Истец в соответствии со ст.136 ТК РФ ежемесячно получал расчетный листок, в котором получал информацию о составных частях заработной платы, размерах иных начисленных сумм (в т.ч. компенсации за нарушение сроков выплат сумм, причитающихся работнику); об удержаниях и об общей сумме, подлежащей выплате. Следовательно, ежемесячно достоверно знал о составе его заработной платы. Истец предъявил иск в суд 25.04.2023 г., следовательно, срок исковой давности, предусмотренный трудовым законодательством по требованиям истца, пропущен.
Поскольку исковые требования Воробьева В.Н., связанные с неначислением и невыплатой заработной платы, не подлежат удовлетворению, не подлежат удовлетворению и исковые требования о взыскании в пользу истца компенсации за невыплаченную в срок заработную плату. Соответственно, не подлежит удовлетворению требование о компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Воробьеву Владимиру Николаевичу в удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Солянка», администрации муниципального образования «Наримановский район» о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада с учетом индексации, о взыскании задолженности по заработной плате, о признании права на установлении надбавки за работу в сельской местности, о возложении обязанности установить надбавку за работу в сельской местности, о взыскании задолженности по заработной плате, о взыскании компенсации за невыплаченную заработную плату, о взыскании компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца через районный суд.
Мотивированное решение составлено 13.05.2024 года.
Судья Иноземцева Э.В.