Дело №33-5556/2024
Судья Горохова А.П. №2-3222/2023 (1 инстанция)
УИД 52RS0003-01-2022-002623-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Город Нижний Новгород 23 апреля 2024г.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Фролова А.Л., Столбова Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой Д.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области на решение Ленинского районного суда г. Н. Новгород от 30 октября 2023г.
гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о перерасчете страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Серова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области с иском о перерасчете пенсии с момента возникновения права. В обоснование иска указано, что 28 декабря 1990 г. ее сын - ФИО7 был признан ребенком-инвалидом, что подтверждается удостоверением, выданным Ковернинским Райсобесом Горьковской области. О своем праве выхода на досрочную пенсию она узнала лишь в июне 2014 года и сразу подала заявление, хотя данное право у нее возникло 26 января 2012 г., так как имелся предусмотренный законодательством стаж и возраст.
06 апреля 2022 г. ею подано обращение в пенсионный орган о перерасчете страховой пенсии по старости с 26 января 2012 г., то есть с даты возникновения права. В перерасчете пенсии со дня возникновения права ей отказано, в связи с тем, что страховая пенсия назначается со дня обращения заявителя.
Отказ пенсионного органа в перерасчете страховой пенсии со дня возникновения права истец находит не соответствующим пенсионному законодательству, ввиду того, что пенсионным органом не была исполнена обязанность по разъяснению ей права выхода на досрочную пенсию.
С учетом уточнения исковых требований, истец просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26 января 2012 г., обязать ответчика сделать перерасчет с даты возникновения права выхода на досрочную пенсию с 26 января 2012 г.; взыскать расходы на оформление доверенности 2058 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Н. Новгород от 12 сентября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 января 2023 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 г. указанное решение и апелляционное определение отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Н. Новгород.
Решением Ленинского районного суда г. Н. Новгород от 30 октября 2023 г. иск ФИО1 удовлетворен частично. За ФИО1 признано право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26 января 2012 г. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области возложена обязанность осуществить перерасчет, назначение и выплату досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26 января 2012 г.
В апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в иске. Как указано ответчиком, назначение пенсии носит исключительно заявительный характер, ФИО1 не была лишена возможности своевременного обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, вины истца в том не имеется.
Представителем истца на апелляционную жалобу принесены возражения.
В заседании судебной коллегии представитель истца ФИО1 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, либо их представители, не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания; извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления судебных извещений; кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте суда.
В соответствии с ч.1 ст.327, ч.3, 4 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для отмены решения суда.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Аналогичное положение содержалось в подпункте 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Данная норма права, устанавливающая право одного из родителей ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации (в настоящее время Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I (действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 г. №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на досрочное назначение пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, с заявлением о назначении пенсии должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на досрочное назначение страховой пенсии по старости родителям инвалидов с детства, воспитавших их до достижения возраста 8 лет, основания для ее назначения и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для назначения данной пенсии, с целью своевременной реализации права на ее получение.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, являющегося родителем инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, указанное лицо применительно к пункту 2 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», части 2 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
Удовлетворяя заявленный ФИО1 иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что ФИО1 была лишена возможности своевременно обратиться к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей ее право на получение такой пенсии, а потому, на ответчика должна быть возложена обязанность по перерасчету, назначению и выплате досрочной страховой пенсии с 26 января 2012 г.
Доводы ответчика об обратном, судебная коллегия находит не состоятельными.
Так, судом установлено, что ФИО1 является матерью ребенка-инвалида ФИО7, [дата] года рождения.
25 января 2012 г. ФИО1 исполнилось 50 лет.
24 июня 2014г. ФИО1 обратилась в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении пенсии по старости.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что при обращении ФИО1 с заявлением о назначении пенсии по инвалидности ребенку, он выполнил обязанность по информированию ФИО1 о ее праве на досрочное назначение пенсии по старости, как того требуют вышеприведённые нормативные документы.
При этом, и до обращения ФИО1 у пенсионного органа имелись документы о рождении ФИО7, поскольку последний являлся получателем социальной пенсии категории «Ребенок-инвалид» с 24 мая 1990 г.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к общему несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь ст.328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Н. Новгород от 30 октября 2023г. отставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Апелляционное определение составлено
в окончательной форме 27 апреля 2024 г.