Решение по делу № 2-1277/2022 от 06.07.2022

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 26 декабря 2022 года

Дело № 2-1277/2022

УИД 33RS0006-01-2022-001662-80

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 декабря 2022 года                     город Вязники

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи               Киселевой Я.В.

при секретаре Андреевой М.Ю.

с участием прокурора Шевченко А.А.

представителя ответчика ФИО19

истца ФИО1

истца ФИО9

истца ФИО10

представителя третьего лица ФИО20

третьего лица ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО11 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании отселить из занимаемого жилого помещения, с предоставлением благоустроенного жилья,

по заявлению третьих лиц заявляющих самостоятельные требования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 действующей за себя и как законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, ФИО7, действующей за себя и как законного представителя несовершеннолетнего ФИО12 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании отселить из занимаемого жилого помещения, с предоставлением благоустроенного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО11 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании выселить из занимаемого жилого помещения, с предоставлением благоустроенного жилья.

В обоснование требований указано, что Вязниковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья, в ходе которой выявлены грубые нарушения прав граждан. В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а срок отселения жителей многоквартирного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма (ФИО9) 39,7 кв.м, (ФИО1) 18,1 кв.м., (ФИО14 А.Г.) 33,8 кв.м, (ФИО11) 39,8 кв.м не расселены. Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Таким образом, постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение вышеуказанных норм законодательства, до настоящего времени не исполнено, муниципальные контракты для приобретения жилых помещений в целях расселения вышеуказанного дома органом местного самоуправления не заключены. До настоящего времени необходимых мер, направленных на расселение граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, администрацией не принято, что в свою очередь ставит под сомнение исполнение постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части сроков расселения граждан из аварийного дома, нарушают права жителей дома на обеспечение их жильем в муниципальном жилищном фонде.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, в окончательном варианте просит обязать администрацию муниципального образования <адрес> отселить ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО11 из многоквартирного <адрес> <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, по договору социального найма, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в границах муниципального образования <адрес> общей площадью, не менее занимаемой: ФИО9 общей площадью не менее 39,7 кв.м.; ФИО1 общей площадью не менее 18,1 кв.м.; ФИО10 общей площадью не менее 33,8 кв.м; ФИО18 общей площадью не менее 39,8 кв.м. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

В ходе судебного разбирательства третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО2, ФИО7, действующая за себя и как законного представителя несовершеннолетнего ФИО12 обратились в суд с самостоятельными требованиями, аналогичными требованиям истцов.

Старший помощник Вязниковского межрайонного прокурора ФИО17 в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

Истец ФИО9, ФИО1, ФИО10, третье лицо заявляющая самостоятельные требования ФИО3 заявленные требования поддержали в полном объеме.

Истец ФИО11 в настоящее судебное заседании не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и поддержании заявленных требований.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО19 заявленные требования не признала в полном объеме, предоставив суду отзыв на исковое заявление, согласно которому из материалов дела следует, что ФИО9, ФИО1, ФИО14 А.Г., ФИО11 занимают жилые помещения в указанном доме на основании договоров социального найма. В соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений в отношении многоквартирного дома: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Многоквартирный жилой дом, признанный аварийным и подлежащий сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Соответственно, собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N° 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Постановлением Губернатора администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N° 474 утвержден перечень многоквартирных домов <адрес>, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащих отселению до ДД.ММ.ГГГГ, в который был также включен вышеуказанный многоквартирный дом, как аварийный. Планируемая дата окончания переселения согласно вышеуказанному перечню до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом того, что срок переселения граждан из аварийного жилья установленный подпрограммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес>», не наступил, бездействие администрации района в части невыполнения процедуры, предусмотренного статьей 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации не усматривается. Таким образом, администрацией района, установленный срок отселения не пропущен. Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ). Для возникновения отношения по социальному найму жилого помещения относящегося к муниципальному жилищному фонду, необходимо признать гражданина малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях. В силу части 2 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям, нуждающимся в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи. В соответствии с частями 1-3 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. «Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N° 250-ФЗ). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. ФИО9, ФИО1, ФИО14 А.Г., ФИО11 малоимущими в установленном законом порядке не признавались, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят. Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения непригодным для проживания не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения нанимателей жилых помещений указанного многоквартирного дома жилыми помещениям по договору социального найма в порядке статьи 87 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных частью 2 статьи 49 и статьи 52 ЖК РФ оснований. Учитывая вышеизложенное, администрацией района установлено, что оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении и членам семей во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма отсутствуют. Довод Истца об аварийном состоянии вышеуказанного жилого помещения, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан, администрация района считает не обоснованным. <адрес> произведен комиссионный выезд на место осмотра многоквартирного жилого <адрес> <адрес>, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе выезда выявлено, что граждане, зарегистрированные в жилых помещениях, находящихся в собственности муниципального образования <адрес>, не проживают и не ведут хозяйственную деятельность в течение неопределенного периода времени. Таким образом, отсутствуют основания считать жилые помещения многоквартирного жилого дома опасными для жизни и здоровья вышеуказанных граждан.

Представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Суду представил отзыв, согласно которому постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда <адрес>» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес>» областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда <адрес>». <адрес> адресной программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» за счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставленных бюджету <адрес> на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, средств областного бюджета, а также средств местных бюджетов. В целях предоставления из областного бюджета бюджету муниципального образования <адрес> субсидии на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда за счет средств фонда и областного бюджета между Департаментом и администрацией муниципального образования <адрес> заключено Соглашение о предоставлении субсидии на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ . По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в рамках данного Соглашения Департаментом в бюджет муниципального образования <адрес> перечислено 43 557,0 тыс. рублей. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ переселение граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, осуществляется в срок, установленный региональной адресной программой. В соответствии с областной адресной программой очередность расселения многоквартирных домов в рамках программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. <адрес> адресной программе планируемая дата окончания переселения из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Нововязники, <адрес>, определена до ДД.ММ.ГГГГ (п/п 39 Приложения к областной адресной программе). Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), если при рассмотрении дела будет установлено; что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации). Исходя из изложенного, по мнению Департамента, возложение на администрацию муниципального образования <адрес> обязанности незамедлительного решения вопроса, связанного с переселением ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО11 из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, ранее срока, установленного областной адресной программой, обусловлено установлением факта наличия реальной опасности для жизни и здоровья указанных граждан, связанной с проживанием в данном доме. Просят рассмотреть дел в отсутствие их представителя.

Третьи лица ФИО4, ФИО5, ФИО6 действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО2, ФИО7, действующая за себя и как законного представителя несовершеннолетнего ФИО12 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, суду представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица МУП <адрес> «ЖКС» по доверенности ФИО20 в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, доводы исковых требований, возражений на них и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса (далее также – ГПК) РФ, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

Согласно абз. 1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном непригодным для проживания, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Судом из пояснений сторон и материалов дела установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, мкр-н Нововязники, <адрес> является многоквартирным жилым домом.

Как следует из ответа Администрации муниципального образования <адрес> квартиры №,2,3,4,5,7,8, расположенные в многоквартирном <адрес> <адрес> находятся в собственности муниципального образования <адрес>, что подтверждается выписками из реестра муниципального имущества муниципального образования <адрес>, а также выписками из ЕГРН.

В соответствии с выпиской из ЕГРН собственником <адрес>, расположенной многоквартирном <адрес> <адрес> является ФИО8.

В соответствии с представленными сведениями МКУ «<адрес> хозяйства» Отдел по работе с населением по адресу: <адрес>, мкр. Нововязники, <адрес>

в <адрес> никто не зарегистрирован;

в <адрес> зарегистрирована: ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

в <адрес> никто не зарегистрирован;

в <адрес> зарегистрирован: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

в <адрес> зарегистрированы: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

в <адрес> никто не зарегистрирован;

в <адрес> зарегистрированы: ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р.;

в <адрес> зарегистрированы: ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ г.р.

При этом в ходе рассмотрения дела, судом было установлено, что третье лицо ФИО8. умер ДД.ММ.ГГГГ еще до подачи искового заявления в суд.

В материалы дела также представлены договора социального найма, заключенные между МУП <адрес> «ЖКС», с одной стороны и

- ФИО9, с другой стороны на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 39,7 кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ);

- ФИО1, с другой стороны, на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 18,1 кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ);

- ФИО10, с другой стороны, на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 33,8 кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ);

- ФИО11, с другой стороны, на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 39,8 кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ);

- ФИО3, с другой стороны, на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 36,7 кв.м. (договор от ДД.ММ.ГГГГ).

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.

Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ » срок отселения граждан жилого <адрес> <адрес> установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда <адрес>» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Нововязники, <адрес>, включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес>» областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда <адрес>».

В соответствии с областной адресной программой очередность расселения многоквартирных домов в рамках программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. <адрес> адресной программе планируемая дата окончания переселения из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Нововязники, <адрес>, определена до ДД.ММ.ГГГГ (п/п 40 Приложения к областной адресной программе).

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Исходя из положений статьи 86 ЖК РФ в том случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (статья 89 ЖК РФ).

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П "По жалобе гражданина ФИО13 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Как следует из акта осмотра аварийного многоквартирного <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в аварийном многоквартирном доме, граждане зарегистрированные в жилых помещениях, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес> не проживают и не ведут хозяйственную деятельность в течение неопределенного количества времени.

К указанному акту приложен фотоснимок о фактическом состоянии жилого дома.

Как следует из пояснений сторон, в указанном жилом доме в настоящее время никто не проживает, в силу аварийного состояния жилого дома.

Наниматели квартир , 4, 5, 7, 8, а также члены их семей из указанного дома выехали вынужденно, проживают в съемных жилых помещениях, что стороной ответчика не оспаривалось.

В материалы дела представлены муниципальный контракт , заключенный по результатам торгов в электронном виде с ИП ФИО21, указан срок передачи жилого помещения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения контракта ДД.ММ.ГГГГ.

Также представлено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлен срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку материалами дела не установлен факт проживания граждан в аварийном доме, расположенном по адресу: <адрес>, микрорайон Нововязники, <адрес>, соответственно требования заявленные прокурором, истцами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования о незамедлительном отселении граждан из аварийного жилого помещения не подлежат удовлетворению, поскольку реальной опасности для жизни и здоровья граждан, связанной с проживанием в данном доме в ходе разбирательства не установлено.

Что касается требований о предоставлении благоустроенного жилья, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы, третьи лица заявляющие самострельные требования до настоящего времени иным жильем не обеспечены.

Таким образом, обязанность наймодателя передать нанимателям и членам их семьи жилые помещения пригодные для проживания в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям до настоящего времени не исполнена, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению нанимателям и членам их семьи жилых помещений, пригодных для проживания в границах муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее занимаемой

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для предоставления истцам жилых помещений по договору социального найма, поскольку они не признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях основаны на неверном толковании норм права, и не опровергают выводы о неисполнении наймодателем обязанности по предоставлению жилых помещений пригодных для проживания.

Действительно, в случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, однако при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, согласно ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ.

Вместе с тем, в рамках настоящего дела по существу рассмотрен спор не о праве истцов и членов их семей на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а о населенном пункте, в котором им должно быть предоставлено жилое помещение взамен аварийного.

Право семьи истцов на обеспечение равнозначным жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке взамен аварийного подтверждено включением жилого дома в подпрограмму по переселению из аварийного жилищного фонда. Занимаемые истцами и членами их семей квартиры включена в состав квартир, планируемых к расселению.

Довод представителя ответчика о том, что жилые помещения будут предоставлены осенью 2023 года, в связи с заключением муниципального контракта, не могут является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку непредоставление жилого помещения с 2016 года нарушают права истца на жилище, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, а также не отвечают целям социальной политики Российской Федерации.

Сам по себе факт включения многоквартирного дома в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках ведомственной целевой программы, не освобождает ответчика от возложенной на него в силу закона обязанности предоставления жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что переселение истца должно проводиться в сроки и в соответствии с Региональной программой противоречат положениям пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат).

Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию муниципального образования <адрес> предоставить

- ФИО10, составом семьи из 3 человек, где ФИО10 – наниматель, ФИО6, ФИО2 – члены семьи нанимателя, общей площадью не менее 33,8 кв.м;

- ФИО1 составом семьи из 1 человека, где ФИО1 – наниматель, общей площадью не менее 18,1 кв.м;

- ФИО11, составом семьи из 3 человек, где ФИО11 – наниматель, ФИО7, ФИО12 – члены семьи нанимателя, общей площадью не менее 39,8 кв.м;

- ФИО9 составом семьи из 1 человека, где ФИО9 – наниматель, общей площадью не менее 39,7 кв.м;

- ФИО3 составом семьи из 3 человек, где ФИО3 – наниматель, ФИО4, ФИО5 – члены семьи нанимателя, общей площадью не менее 36,7 кв.м.

Определяя срок, в течение которого должны быть выполнены данные действия, суд полагает разумным и достаточным установить его в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований об отселении судом отказано, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО11 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании отселить из занимаемого жилого помещения, с предоставлением благоустроенного жилья,

а также заявления третьих лиц заявляющих самостоятельные требования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 действующей за себя и как законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, ФИО7, действующей за себя и как законного представителя несовершеннолетнего ФИО12 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании отселить из занимаемого жилого помещения, с предоставлением благоустроенного жилья, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в границах муниципального образования <адрес>

- ФИО10, составом семьи из 3 человек, где ФИО10 – наниматель, ФИО6, ФИО2 – члены семьи нанимателя, общей площадью не менее 33,8 кв.м;

- ФИО1 составом семьи из 1 человека, где ФИО1 – наниматель, общей площадью не менее 18,1 кв.м;

- ФИО11, составом семьи из 3 человек, где ФИО11 – наниматель, ФИО7, ФИО12 – члены семьи нанимателя, общей площадью не менее 39,8 кв.м;

- ФИО9 составом семьи из 1 человека, где ФИО9 – наниматель, общей площадью не менее 39,7 кв.м;

- ФИО3 составом семьи из 3 человек, где ФИО3 – наниматель, ФИО4, ФИО5 – члены семьи нанимателя, общей площадью не менее 36,7 кв.м.

В остальной части исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                     Я.В. Киселева

2-1277/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ващенко Анатолий Семенович
Вязниковская межрайонная прокуратура
Маркелова Александра Юрьевна
Алексеев Александр Геннадьевич
Додонова Екатерина Анатольевна
Ответчики
Администрация муниципального образования Вязниковский район Владимирской области
Другие
Маркелова Анна Алексеевна
Орлов Михаил Николаевич
Алексеева Анастасия Александровна в качесте законного представителя несоврешеннолетнего Окуненко Дмитрия Сергеевича
Орлов Николай Борисович
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области
Орлова Ольга Николаевна
Алексеева Анастасия Александровна
Маркелова Александра Юрьевна в лице законного представителя несовершеннолетнего Мркелова Кирилла Алексеевича
МУП г. Вязники "ЖСК"
Суд
Вязниковский городской суд Владимирской области
Судья
Киселева Янина Викторовна
Дело на странице суда
viaznikovsky.wld.sudrf.ru
06.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2022Предварительное судебное заседание
22.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее