Дело № 2а-494/2022
УИД 73RS0004-01-2022-000394-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Усовой В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Пекарской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ, в котором просил признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>/, указав следующее.
На страницах указанного сайта размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация, в которой изложены способы хищения энергоресурсов путем установки специальных магнитов на счетчиках расхода воды, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренным ч.б ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ( далее - закон № 149-ФЗ).
Доступ на Интернет-сайт, свободный, предварительной регистрации, введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
Сведения, размещенные, на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости установки специальных магнитов на счетчиках расхода воды, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение указанной информации.
В ходе проверки было установлено, что собственник сайта: <данные изъяты>/ находится за пределами территории Российской Федерации.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав граждан и защиты интересов государства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О дщне рассмотрения дела изваещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, поскольку бездействие должностных лиц Управления Роскомнадзора России по Ульяновской области создает предпосылки для обеспечения основополагающих принципов обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, в связи с чем, указанные обстоятельства в соответствии со ст.39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокуратурой Заволжского района города Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, жилищного законодательства, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт, расположенный по URL-адресу: <адрес>/.
На страницах указанного сайта размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация, в которой изложены способы хищения энергоресурсов путем установки специальных магнитов на счетчиках расхода воды, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренным ч.б ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - закон № 149-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 10 закона №149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством.
Статьей 9 закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Доступ на Интернет-сайт, свободный, предварительной регистрации, введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
На выявленном Интернет-сайте <адрес>/ размещена информация о способах хищения энергоресурсов, тем самым уменьшения показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. Информация носит противоправный характер, поскольку за использование продукции, информация о распространении которой содержится на указанном Интернет-сайте, предусмотрена ответственность по ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 7.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилишного кодекса Российской Федерации далее - ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч,1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (п.п. «г» п. 34 Правил).
Согласно п.п. «г» п. 35 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Сведения, размещенные на Интернет-сайте <адрес>/, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости хищения энергоресурсов путем уменьшения показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о способах хищения энергоресурсов противоречит требованиям жилищного законодательства, нарушает права добросовестных плательщиков коммунальных ресурсов.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах хищения.
Предоставление возможности доступа к Интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии со ст.ст.10,15 Закона №149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно, без ограничений при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Сведения, размещенные, на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования фальшивого документа, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Предоставление возможности доступа к Интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу ее распространением.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети ИНТЕРНЕТ, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 12 ГК РФ говорит о том, что способом зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, названная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, должен быть закрыт.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети ИНТЕРНЕТ, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» создание, формирование и ведение реестра осуществляются Формирование и применительно к Ульяновской области - Управление Роскомнадзора России по Ульяновской области.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети ИНТЕРНЕТ на <адрес>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области для включения указателей страниц сайта <адрес>/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязав ограничить свободный доступ к сайту <адрес>/.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Усова В.Е.