25RS0011-01-2020-000003-13
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 марта 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.
судей Украинцевой С.Н. и Судницыной С.П.
при секретаре Тороповой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску начальника МО МВД России «Спасский» об установлении административного надзора и административных ограничений в Толмачева И.В. по апелляционному представлению прокурора и.о. прокурора г. Спасска-Дальнего Быкова И.С. на решение Спасского районного суда Приморского края от 23 января 2020 года, которым в отношении Толмачева И.В. установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - на8лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до22.10.2027 и следующие административные ограничения: обязать явкой один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов каждых суток, если это не связано с трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района Приморского края без уведомления соответствующего органа. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., заключение прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей решение подлежащим изменению в части порядка исчисления срока административного надзора, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Начальник МО МВД России «Спасский» обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Толмачева И.В., освобождаемого из исправительного учреждения, указав, что административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений.
Толмачев И.В. 22.10.2019освобожден из ФКУ ИК-20 ГУФСИН России поПриморскому краю на основании постановления Артемовского городского судаПриморского края от11.10.2019в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в виде исправительных работ на срок1 год9 дней с удержанием10% из заработка в доход государства. Срок погашения судимости22.10.2027.
Административный истец просил установить в отношении осужденного административный надзор на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, т.е. до22.10.2027; одновременно установить ему следующие ограничения согласно ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011: обязать явкой один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов каждых суток, если это не связано с трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы населенного пункта, избранного места жительства или пребывания, без особого разрешения начальника соответствующего органа.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании административный ответчикТолмачев И.В.с исковыми требованиями согласился, пояснив, что вместе с тем, считает административные ограничения излишними, поскольку в настоящее время он отбывает наказание в виде исправительных работ и из его заработной платы производятся удержания.
Прокурор полагал требования подлежащими удовлетворению.
Суд постановил указанное выше решение, на которое и.о. прокурора г.Спасска-Дальнего Быков И.С. подал апелляционное представление. Не оспаривая законность принятого судом решения, прокурор просит решение суда изменить в части порядка исчисления срока административного надзора.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, полагает его подлежащим удовлетворению и считает необходимым изменить резолютивную часть решения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу п.2 ч. 1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с ч.3 ст.5 указанного Федерального закона, срок административного надзора для лиц, указанных в ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Суд, установив, что Толмачев И.В. относится к категории лиц, указанных в ч.ч.1, 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления в отношении него административного надзора и административных ограничений.
Определяя срок административного надзора в отношении Толмачева И.В., а также виды административных ограничений, подлежащих применению в данном случае, суд первой инстанции обоснованно исходил из характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, с учетом данных о личности осужденного.
Установленные судом административные ограничения в отношении административного ответчика основаны на законе, и в полной мере соответствуют личности указанного лица и целям их применения.
Вместе с тем, правильно разрешив заявленные требования, суд в резолютивной части неверно указал на порядок исчисления срока административного надзора.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15, при определении продолжительности срока административного надзора в годах, месяцах, днях совершеннолетнему лицу, имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, следует иметь в виду, что период, истекший после отбытия наказания указанным лицом до установления административного надзора, не включается в установленный судом срок административного надзора (пункт 3 части 1, часть 2 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 5 Закона).
Из дела видно, что постановлением Артемовского городского суда Приморского края от 11.10.2019 осужденный Толмачев И.В. освобожден из ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в виде исправительных работ на срок 1 год 9 дней.
Таким образом, срок погашения судимости Толмачева И.В. исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
Поскольку судом не учтены вышеназванные нормы и ошибочно указано что срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в указанной части резолютивную часть решения следует изменить.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Спасского районного суда Приморского края от 23 января 2020 года изменить в части порядка исчисления срока административного надзора.
Срок административного надзора исчислять со дня истечения оставшейся части неотбытого наказания.
В остальной части решение Спасского районного суда Приморского края от 23 января 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи