Дело № 2а-3659/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ХОЛОД Г.Г. к Военному комиссару <адрес> Московской области, военному комиссариату Московской области о признании решения незаконным, взыскание судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к административным ответчикам Военному комиссару <адрес> Московской области - ФИО6, военному комиссариату Московской области о признании решения незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что является уволенным военнослужащим ДД.ММ.ГГГГ в воинском звании «полковник» в запас по достижению предельного возраста пребывания на воинской службе, имеет общую выслугу – более 37 лет. В настоящее время состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Солнечногорска Московской области. На иждивении истца находится Холод А.И., факт нахождения на иждивении установлен решением Солнечногорского городского суда Московской области. Холод А.И. является членом семьи военнослужащего, а также матерью истца. В связи с необходимостью в стационарном обследовании в военном госпитале и последующим санаторно-курортным лечением в военном санатории Холод А.И. административный истец обратился в адрес административного ответчика Военному комиссару <адрес> Московской области ФИО6 с заявлением о выдаче справки, подтверждающий право Холод А.И. на оказание соответствующей медицинской помощи в ВМУ, как лицу, находящемуся на иждивении офицера, уволенного с военной службы по льготным основаниям и проживающей совместно с ним. ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика в адрес административного истца направлен отказ в выдачи справки.
При указанных обстоятельствах административный истец просит суд:
- признать незаконным решение об отказе в выдаче справки от ДД.ММ.ГГГГ № военного комиссара <адрес> Московской области ФИО6;
- обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, путем выдачи справки установленного образца;
- взыскать с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы, а именно: государственную пошлину в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 380 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.
Заинтересованное лицо Холод А.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена.
Руководствуясь положениями ст. 151 КАС РФ, суд определил перейти к рассмотрению дела по существу при данной явке.
Суд, изучив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с этим в целях реализации прав лиц, участвующих в деле, а также возможности исполнения ими своих процессуальных обязанностей, закрепленных в статье 45 КАС РФ, суд в силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, не только проверяет, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ, но и применительно к части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела согласно нормам права, регулирующим спорные правоотношения
Часть 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Абзацем 1 ст. 13 ГК РФ предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом по смыслу взаимосвязанных положений абз. 1 ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 218 КАС РФ к решениям как ненормативным актам относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 62 постановления от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ХОЛОД Г.Г. является уволенным военнослужащим в запас по достижению предельного возраста пребывания на воинской службе в воинском звании «полковник», имеет общую выслугу – более 41 лет.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлен факт нахождения ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении ХОЛОД Г.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
ДД.ММ.ГГГГ ХОЛОД Г.Г. обратился к военному комиссару г. Солнечногорска и Солнечногорского района Московской области с заявлением о выдаче справке установленного образца, подтверждающую право на льготы на охрану здоровья и медицинскую помощь ФИО5, как члена семьи офицера, уволенного с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (п. 5 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», имеющего выслугу более 25 лет и состоящего на воинском учете в вверенном военном комиссариате.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в адрес административного истца направлен отказ в выдаче справки.
Проверяя законность принятого решения военного комиссара <адрес> Московской области ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
Согласно Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 (ред. от 11.02.2017, с изм. от 28.06.2017) "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (п. 1. Абз. 1).
Согласно Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 N 1297 (ред. от 28.08.2018) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911" медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел Российской Федерации на предусмотренных настоящими правилами цели оказывается: гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск по основаниям, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе с правом на пенсию и имеющим стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи с правом на пенсию и имеющим стаж службы в указанных войсках и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в войсках и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) (далее - граждане, уволенные с военной службы (службы), в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), медицинскими изделиями в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, - бесплатно."
В обоснование требований заявленного административного иска административным истцом указано на то, что решение об отказе в выдаче справки незаконно, ввиду того, что мать, являющееся членом семьи административного истца находящейся на его иждивении имеет право на льготы и социальные гарантии.
Так, согласно п. 5 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 16 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 16 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При указанных обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания решения от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и обязании устранить нарушения закона, оформить и выдать справку установленного образца, подтверждающей право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи Холод А.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., поскольку военным комиссаром не соблюден регламентированный порядок предоставления, указанной справки, а потому решение военного комиссара принято без соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28). Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (часть 3 статьи 29). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3 статьи 59).
Принимая во внимание, удовлетворение требований заявителя о признании решения военного комиссара <адрес> Московской области ФИО6 незаконным, с военного комиссариата Московской области в соответствии с положениями ст. 106 КАС РФ подлежат взысканию в пользу административного истца почтовые расходы связанные с рассмотрением дела и подтвержденные документально в размере 380 руб., поскольку военный комиссар <адрес> Московской области не является юридическим лицом, а выступает как структурное подразделение военного комиссариата Московской области.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ суд взыскивает с военного комиссариата Московской области в пользу административного истца государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ХОЛОД Г.Г. -удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в выдаче справки от ДД.ММ.ГГГГ № военного комиссара <адрес> Московской области ФИО6.
Обязать военного комиссара <адрес> Московской области ФИО6 устранить нарушения закона, оформить и выдать справку установленного образца, подтверждающую право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи Холод А.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Взыскать с военного комиссариата Московской области в пользу ХОЛОД Г.Г. почтовые расходы в размере 380 руб., а также государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Н. Артемова