Решение по делу № 33-1561/2018 от 31.08.2018

Судья Юманова Е.В. дело № 33-1561/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола 25 сентября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Клюкиной О.В., Юровой О.В.,

при секретаре Матвеевской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кольцовой Н.И. на решение
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 июля
2018 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Кольцовой Н.И. отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кольцова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование требований указала, что она относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Мать Кольцовой Н.И. ФИО2 умерла 27 февраля 2000 года, отец ФИО1 лишен родительских прав решением Советского районного суда Республики
Марий Эл от 21 января 2004 года, умер 05 февраля 2005 года. Постановлением администрации муниципального образования «Советский район» от 05 ноября 2004 года за несовершеннолетней Кольцовой Н.И. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Истец является собственником 1/5 доли в праве собственности на указанное помещение. Постановлением администрации муниципального образования «Вятское сельское поселение» Советского муниципального района от 29 декабря
2010 года Кольцова Н.И. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 01 декабря 2017 года Кольцова Н.И. обратилась в администрацию Советского муниципального района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Постановлением администрации Советского муниципального района от 25 января 2018 года <№> истец включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. С 26 февраля 2018 года Кольцова Н.И. проживает по адресу: <адрес>. Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 09 апреля 2018 года истец, в связи с переменой места жительства, включена в соответствующий список детей-сирот на территории г.Йошкар-Олы. В настоящее время истец жильем не обеспечена, что явилось основанием для обращения с иском в суд.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Кольцова Н.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Вывод суда первой инстанции о том, что истцом не соблюден предусмотренный законом заявительный порядок постановки на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является неверным. 27 декабря
2010 года Кольцова Е.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Вятское сельское поселение» Советского района о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставив все необходимые документы. Кроме того, истец сообщила, что относится к числу детей-сирот, предоставила постановление муниципального образования «Советский район» от 21 января 2004 года <№> об учреждении над ней попечительства, постановление администрации муниципального образования «Советский район» от 05 ноября 2004 года <№> о закреплении за ней жилого помещения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Кольцова Н.И., представители третьих лиц Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства финансов Республики Марий Эл, администрации муниципального образования «Советский муниципальный район», администрации муниципального образования «Вятское сельское поселение» Советского муниципального района не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в установленном порядке о необходимости обеспечения своего участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судебную коллегию не уведомили. В связи с этим судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя Кольцовой Н.И. Михайлова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Рустамовой Г.Р., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 года
N 15-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 года), действующей с
01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пунктов 1, 3 и пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в редакции Федерального закона от 29 февраля
2012 года N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются данным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие у ребенка-сироты в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» передаются государственные полномочия по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что Кольцова Н.И., <дата> года рождения, 27 декабря 2010 года обратилась в администрацию муниципального образования «Вятское сельское поселение» с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, указав в составе семьи сестру ФИО3

Постановлением администрации муниципального образования «Вятское сельское поселение» Советского муниципального района от 29 декабря 2010 года <№> Кольцова Н.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации Советского муниципального района от 25 января 2018 года <№> Кольцова Н.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Постановлением администрации муниципального образования «Вятское сельское поселение» Советского муниципального района от 21 июня 2018 года Кольцова Н.И. снята с учета в связи с выездом на новое место жительства в другое муниципальное образование.

02 марта 2018 года Кольцова Н.И. обратилась в Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город
Йошкар-Ола», указав, что проживает по адресу: <адрес>.

Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 09 апреля 2018 года Кольцова Н.И. в связи с переменой места жительства включена в соответствующий список
детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город
Йошкар-Ола».

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями жилищного законодательства, установив, что при обращении 27 декабря 2010 года в администрацию муниципального образования «Вятское сельское поселение» Советского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Кольцовой Н.И. не был соблюден порядок постановки на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Кольцова Н.И. обратилась лишь 01 декабря 2017 года - после достижения ею возраста 23 лет; за истцом было закреплено жилое помещение, признанное пригодным для проживания, требующим капитального ремонта, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года (далее - Обзор), предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Согласно постановлению муниципального образования «Вятское сельское поселение» Советского муниципального района от 29 декабря 2010 года <№> Кольцова Н.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и поставлена на учет в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий.

Как видно из материалов учетного дела истцом при подаче заявления о признании ее нуждающейся в жилом помещении, были предоставлены также копии постановления администрации муниципального образования «Советский район» от 21 января 2004 года <№> «Об учреждении попечительства на Кольцовой Н.И.», от 05 ноября 2004 года «О закреплении жилой площади за несовершеннолетней Кольцовой Н.И.».

На момент вынесения указанного постановления Кольцова Н.И. не достигла возраста 23 лет. Соответственно, истец имела право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указание в решении на то обстоятельство, что за Кольцовой Н.И. закреплено жилое помещение, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно акта о невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях <№> от 24 января 2018 года проживание Кольцовой Н.И. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, невозможно.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители недееспособных лиц) подают в орган местного самоуправления по месту своего жительства заявление о принятии на учет по форме, утвержденной органом местного самоуправления.

Статьей 4 указанного Закона установлено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в органах местного самоуправления уполномоченными органами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (далее - Книга учета), которая ведется в органе местного самоуправления как документ строгой отчетности по форме, установленной органом местного самоуправления.

На каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представленные им необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета.

Кольцова Н.И. была включена в книгу учета, на нее заведено учетное дело.

То обстоятельство, что орган местного самоуправления не поставил истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, не должно отражаться на ее правах, ставиться в зависимость от выполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности.

Кроме того, постановлением администрации Советского муниципального района от 25 января 2018 года <№> Кольцова Н.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 09 апреля 2018 года Кольцова Н.И. в связи с переменой места жительства включена в соответствующий список
детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город
Йошкар-Ола».

Указанные акты действуют, не отменены, незаконными не признаны.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 июля 2018 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 июля 2018 года отменить. Принять по делу новое решение, которым обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить Кольцовой Н.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Взыскать с администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Кольцовой Н.И. судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

Председательствующий                     А.Е.Соснин

Судьи                                 О.В.Клюкина

                                    О.В.Юрова

33-1561/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Юрова Ольга Витальевна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
07.09.2018Передача дела судье
25.09.2018Судебное заседание
26.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2018Передано в экспедицию
25.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее