Решение по делу № 3а-294/2016 (3а-899/2015;) от 30.12.2015

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск, Московская обл. 26 сентября 2016 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,

при секретаре Налапкине А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-294/16 по административному исковому заявлению Кузнецовой М. А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецова М.А. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности 18-ти земельных участков, расположенных в Шаховском районе Московской области.

Административный истец просит определить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В обоснование требований административный истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков, значительно превышает рыночную стоимость тех же земельных участков, что нарушает ее права по оплате налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.

Административный истец представила Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков и положительное экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной в отчете об оценке, по ходатайству представителя административного истца определением суда была назначена экспертиза с целью проверки представленного административным истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и, в случае отрицательного заключения, определения действительной рыночной стоимости данных объектов недвижимости.

Согласно представленному суду экспертному заключению оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. Экспертом определена рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату их кадастровой оценки.

После получения заключения эксперта представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость принадлежащих административному истцу 18-ти земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату оценки в экспертном заключении.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражала против удовлетворения уточненных требований административного истца. Не оспаривала право истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, полагала, что действительная рыночная стоимость земельных участков определена в заключении эксперта и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.

Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, полагает уточненное административное исковое заявление Кузнецовой М.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 18-ти земельных участков подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, п. 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО №4).

Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Судом установлено, что Кузнецовой М.А. на праве собственности принадлежат 18-ть земельных участков:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права (л. д. 11, 16, 21, 26, 31,36, 41, 46, 51, 56, 61, 66, 71, 76, 81, 86, 91, 96).Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее – Распоряжение №564-РМ) утверждены – по состоянию на 01 января 2013 года - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории по кадастровым кварталам, по муниципальным районам, городским округам Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Согласно представленным суду кадастровым паспортам земельных участков дата внесения их номеров в государственный кадастр недвижимости – 10 января 2013 года (л. д. 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48, 53, 58, 63, 68, 73, 78, 83, 88, 93, 98).

Поскольку спорные земельные участки были образованы после 01 января 2013 года, они не вошли в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была утверждена Распоряжением №564-РМ.

Кадастровая стоимость принадлежащих Кузнецовой М.А. 18-ти земельных участков с указанными кадастровыми номерами была определена Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по состоянию на 10 января 2013 года с применением утвержденного Распоряжением №564-РМ удельного показателя кадастровой стоимости земель и составила – как следует из кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости – <данные изъяты> в зависимости от площади земельного участка (от 401 кв. м до 2 545 кв. м).

Рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена по состоянию на ту же дату – 10 января 2013 года.

Согласно экспертному заключению № от 2016 года эксперта ООО «Инвест Проект» Тифанова В.В., которому судом было поручено проведение судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости земельных участков административного истца, рыночная стоимость этих земельных участков по состоянию на 10 января 2013 года составляла:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется и полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 10 января 2013 года в заключении эксперта <данные изъяты>

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», противоречий которому судом не установлено.

С учетом изложенного суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.

При таких обстоятельствах уточненное административное исковое заявление Кузнецовой М.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной подлежит удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

В данном случае заявление административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков поступило в суд 30 декабря 2015 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2015 года.

Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Кузнецовой Марины Александровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 18-ти земельных участков, поданное в Московский областной суд 30 декабря 2015 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость 18-ти земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного хозяйства, адрес (местонахождение) объектов: Московская область, Шаховской район, - в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 января 2013 года, в размере:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату поступления административного искового заявления в суд «30 декабря 2015 года», – в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                     Найденова Л.А.

3а-294/2016 (3а-899/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецова М.А.
Ответчики
Министерство экологии и природопользования Московской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице фили
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Управление по МО).
Другие
Министерство имущественных отношений МО
УФСГРКиК по Московской области
Краснов Ю.Б.
Администраця городского округа Шаховская
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
30.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
31.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.02.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.02.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.03.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
12.04.2016[Адм.] Судебное заседание
18.05.2016[Адм.] Судебное заседание
09.06.2016[Адм.] Судебное заседание
24.08.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
26.09.2016[Адм.] Судебное заседание
26.09.2016[Адм.] Судебное заседание
30.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее