БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0022-01-2021-006161-28 33-115/2023 (33-6189/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«17» января 2023 года г.Белгород
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
- председательствующего Переверзевой Ю.А.,
- судей Фурмановой Л.Г., Украинской О.И.,
- при секретаре Елисеевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винниченко Анатолия Николаевича к ООО «Росцемент» о возложении обязанности устранить замечания пенсионного фонда и произвести дополнительные отчисления в пенсионный фонд, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Винниченко Анатолия Николаевича
на решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 28 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения представителя истца Лариной К.В., представителя ответчика Литвиновой Т.Г., представителя третьего лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Новиковой Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Винниченко А.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ об уменьшении исковых требований просил устранить замечания, указанные ГУ ОПФР по Белгородской области при формировании его личного дела, произвести дополнительные отчисления в пенсионный фонд за период его работы в ООО «Росцемент» с 01.04.2019 г. по 15.08.2020 г. в размере 12 042 рубля, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в указанный период он работал в ООО «Росцемент» в должности машиниста сырьевой мельницы, которая в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 дает право при наличии специального трудового стажа на досрочную трудовую пенсию по Списку № 2. При этом штатное расписание ООО «Росцемент» не содержало указанную должность, необходимые документы для формирования наблюдательного дела в пенсионный фонд не предоставлялись, отчисления не производились. Указанные действия ответчика нарушают права истца на льготное исчисление пенсии и выход на пенсию на пять лет ранее достижения необходимого возраста.
Решением Свердловского районного суда г.Белгорода от 28.12.2021 г. в удовлетворении заявленных Винниченко А.Н. исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Винниченко А.Н. ставит вопрос об отмене указанного решения суда ввиду неправильного определения судом, имеющих юридическое значение для дела, обстоятельств, несоответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильного применения норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование апелляционной жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование иска. Отказывая в иске, суд указал на отсутствие документального подтверждения характера выполняемой им работы в течение полного рабочего дня, при этом в нарушение требований ст.66 ТК РФ не учел запись в его трудовой книжке о работе в ООО «Росцемент» по профессии, подпадающей под действие Списка № 2 от 26.01.1991 г., и необоснованно не принял показания свидетелей Бригадина С.Н., Боева Л.В., которыми подтверждена его занятость при выполнении работ по занимаемой им должности машиниста сырьевых мельниц в течение полной рабочей смены. Также без надлежащей правовой оценки суда оставлено то обстоятельство, что основным видом деятельности ООО «Росцемент» является производство цемента; в силу ст.57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), то есть принятие работника на должность, не включенную в штатное расписание не допустимо. Суд не учел то обстоятельство, что ООО «Росцемент» в отношении него не проводилась специальная оценка труда, при этом, работодателем в пенсионный орган были представлены сведения по его льготной профессии. Суд не учел, содержащиеся в штатных расписаниях сведения по сотрудникам предприятия, согласно которым самая высокая заработная плата у начальствующего звена составляет 23 000 рублей, что подтверждает то обстоятельство, что установленный ему заработок в размере 11 500 рублей соответствует полной ставке и свидетельствует о выполнении им работы в течение всей рабочей смены, что также подтверждено показаниями вышеуказанных свидетелей. При этом, полагает, что ненадлежащее ведение ответчиком документации не должно влиять на его права, эти неправомерные действия ответчика причинили ему нравственнее страдания, что является основанием для привлечения ООО «Росцемент» к гражданско-правовой ответственности в виде компенсации ему морального вреда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени слушания дела, не явились истец Винниченко А.Н., третьи лица по делу - представитель Государственная инспекция труда в Белгородской области, представитель ИФНС России по г.Белгороду. Истец извещен о рассмотрении дела посредством телефонной связи, согласно детализации смс-рассылки судебное извещение получено им 14.12.2022 г., третьи лица извещены в соответствии с ч.2.1 ст.113 ГПК РФ посредством размещения информации о движении дела на сайте суда.
При таком положении судебная коллегия не усматривает процессуальных препятствий для рассмотрения дела в отсутствии неявившихся участников производства по делу и в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Новикова Н.В. указала, что с 01.01.2023 г. завершена реорганизация Пенсионного фонда путем присоединения к нему Фонда социального страхования, в связи с чем, в настоящее время она представляет интересы отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ОСФПР по Белгородской области), что является основанием для произведения процессуального правопреемства.
Данное заявление с учетом отсутствия возражений сторон по делу, судебной коллегией удовлетворено.
Интересы истца представляет Ларина К.В., которая полностью поддержала доводы апелляционной жалобы своего доверителя, дополнений не имела.
Представитель ответчика ООО «Росцемент» Литвинова Т.Г. и представитель третьего лица ОСФПР по Белгородской области Новикова Н.В. указали на необоснованность доводов апелляционной жалобы истца по приведенным в письменных возражениях основаниям.
Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца, судебная коллегия, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 01.04.2019 г. по 15.08.2020 г. стороны по делу состояли в трудовых отношениях, Винниченко А.Н. работал в ООО «Росцемент» в должности машиниста сырьевых мельниц, что подтверждается трудовым договором № 5 от 01.04.2019 г. (том 1 л.д.38-41).
Учитывая, что указанная профессия относится к Списку № 2 от 26.01.1991 г., 01.09.2020 г. Винниченко А.Н. обратился в ГУ ОПФР по Белгородской области по вопросу о периоде его трудовой деятельности. В письменном ответе пенсионным органом на заявление истца сообщено о том, что период его работы в ООО «Росцемент» отражен работодателем без кода льготы особых условий труда, в связи с чем данный период при назначении пенсии будет засчитан только в общий страховой стаж. В связи с чем, истец обратился к директору ООО «Росцемент» с просьбой внести исправления допущенных нарушений путем направления в ГУ ОПФР по Белгородской области данных о нем с указанием кода льготы и необходимых отчислений за указанный период. В ответе на данное обращение истца директор ООО «Росцемент» сообщил о направлении в пенсионный фонд документов с указанием кода по профессии, в которой истец осуществлял свою трудовую функцию (машинист сырьевых мельниц) для регистрации наблюдательного дела и назначении досрочной пенсии.
ГУ ОПФР по Белгородской области, рассмотрев, представленные ООО «Росцемент», документы письмом № 8635 от 25.11.2020 г. сообщило о том, что при создании предприятия в 2015 г. документы для формирования наблюдательного дела администрацией предприятия предоставлены только с 2019 г, информация о причине его неоформления с 2015 г. не отражена. Представленный работодателем Перечень рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсий, и поименный список представлены в произвольной форме, то есть, не соблюдены условия п.11 Памятки работодателям предприятий о предоставлении пакета документов для формирования наблюдательного дела. Кроме того, перечень не содержит необходимой информации, а в частности, отсутствует указание на отчетный период (год), на численность работников, как по штатному расписанию, так и по факту, на документы, подтверждающие характер работы и занятость истца не менее 80 % рабочего времени, также не указана информация о дате проведения СОУТ и классе условий труда по профессиям, включенным в перечень.
В штатных расписаниях, предоставленных администрацией предприятия, по состоянию на 09.01.2019 г. и на 01.01.2020 г. профессия машинист сырьевых мельниц, включенная в Перечень рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, отсутствует. Кроме того, в штатных расписаниях значится только профессия грузчик, а не грузчик, занятый на погрузке цемента, как указано в Перечне.
При этом, учитывая, что предприятие специализируется не только на производстве цемента, но и производит стеновые блоки с ассортиментным перечнем и производство поребриков, то соответственно, и работники в качестве грузчиков заняты не только в производстве цемента, но и в производстве стеновых блоков и поребриков.
По результатам рассмотрения документации ООО «Росцемент» выявлено, что в Перечень необоснованно включены профессии отсутствующие в штатном расписании.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении, заявленных Винниченко А.Н. исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на имеющиеся в трудовом договоре и трудовой книжке истца записи о его работе в ООО «Росцемент» в период с 01.01.2019 г. по 15.08.2020 г. в должности машиниста сырьевых мельниц, которая согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, доказательств, подтверждающих характер выполняемой работы истцом в течение полного рабочего времени, не представлено, по результатам специальной оценки условий труда рабочие места, подлежащие включению в специальный стаж в ООО «Росцемент», отсутствуют, результаты специальной оценки условий труда не оспорены, работодателем льготный характер работы истца не подтвержден.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу 01.01.2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определяется ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 ст.30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665«О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Согласно п.п.«б» п.1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Список № 2 от 26.01.1991 г.), действующим с 01.01.1992 г.;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее по тексту Список № 2 от 22.08.1956 г.), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.
Таким образом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст.11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, п.5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Как следует из разъяснений, приведенных в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п.3 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ). Особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости могут быть подтверждены иными, предусмотренными в ст.55 ГПК РФ, доказательствами (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч.1 ст.55 ГПК РФ).
В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п.2 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст.11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст.5 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
Согласно п.2 указанной статьи в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица должны быть указаны в том числе, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии; периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.1-18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ«О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст.33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных п.п.1-18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов; суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.
В силу п.п.1, 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные п.п.2-2.2, 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета. Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения, в том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Абзацем 4 ст.14 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
В соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, раздел XVII. «Производство строительных материалов», п.1 «Производство цемента», правом на включение в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пользуются: машинисты сырьевых мельниц (2180100а-14232).
Таким образом, наименование профессии истца, согласно записи в его трудовой книжке в спорный период работы в ООО «Росцемент» - машинист сырьевых мельниц подпадает под действие вышеуказанного Списка № 2.
При этом, как следует из разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков», утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда право на такую пенсию имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что для включения периода работы в льготный стаж необходимо документальное подтверждение характера труда в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ и полной занятости работника в таких условиях.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 2 статьи 37), каждый имеет право на охрану здоровья (часть 2 статьи 41), каждому гарантируется право на судебную защиту (часть 1 статьи 46).
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абз. 1, 2 ч.1 ст.5 ТК РФ).
Согласно ст.11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В обязанности работодателя входит обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абз.4, 7 ст.21 ТК РФ).
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.2 ст.22 ТК РФ).
В соответствии со ст.209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч.1). Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч.5).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасности и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абз.4 ч.2 ст.22, ст.212 ТК РФ).
В силу абз.10 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч.1 ст.219 ТК РФ).
В целях гарантированности конституционных прав граждан и реализации основных принципов правового регулирования труда принят Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который, как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии с абз.11 ст.3 названного Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
По смыслу ст.ст.212, 219, 220 ТК РФ, ст.8 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ работодатель, должным образом не обеспечивший безопасность и условия труда на производстве, является субъектом ответственности за вред, причиненный работнику, когда такой вред причинен в связи с несчастным случаем на производстве либо профессиональным заболеванием.
До 01.09.2008 г. основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось постановление Минтруда России от 14.03.1997 г. № 12.
С 01.09.2008 г. до 01.09.2011 г. действовал Порядок о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 г. № 569.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н, вступившем в силу 01.09.2011 г., утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее по тексту - Порядок от 26.04.2011 г. № 342н), который действовал до 01.04.2014 г.
С 01.01.2014 г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Спорные правоотношения в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются вступившим в силу с 01.01.2014 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В силу ч.1 и ч.2 ст.3 указанного Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной коллективной защиты работников; по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: - разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; - информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; - обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; - осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; - организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; - установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; - установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п.п.1-7 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Классы (подклассы), установленные по результатам проведения специальной оценки условий труда влияют, в том числе, на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч.1 ст.117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз.5 ч.1 ст.92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч.1 ст.147 ТК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Согласно п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: - указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; - наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; - наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных ч.4 ст.12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (в редакции, действующей на период спорных отношений), СОУТ проводится в плановом порядке не реже одного раза в 5 лет. Этот срок исчисляется от даты утверждения предыдущего отчета СОУТ. Для недавно созданных организаций срок следует исчислять от даты государственной регистрации организации, а при наличии результатов аттестации рабочих мест СОУТ может не проводиться в течение 5 лет от даты завершения аттестации.
Согласно ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям (ч.1). Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (ч. 2). По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (ч.8). Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений (ч.9). Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч.9 настоящей статьи, оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.10). Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в ч.9 настоящей статьи, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение (ч.11).
Перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда, приведен в ст.13 указанного Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ): оптимальные - 1 класс; допустимые - 2 класс; вредные - 3 класс; опасные - 4 класс.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч.3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (ч.4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
При этом, в соответствии с вышеуказанной правовой нормой, вредные условия труда делятся на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч.5 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 г. № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (раздел II Методики); исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (раздел III Методики); отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда (раздел IV Методики); оформление результатов проведения спецоценки (раздел V Методики).
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом, непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным видом или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Согласно ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ работник вправе: - присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п.1 ч.1 ст.5); - обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п.2 ч.1 ст.5); - обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со ст.26 настоящего Федерального закона (п.3 ч.1 ст.5).
Частью 5 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ установлено, что работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ч.6 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные п.п.1-18 ч.1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.428 НК РФ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п.1-18 ч.1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п.1-18 ч.1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 8 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что положения ч.6 ст.30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в п.п.1-18 ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.428 НК РФ. При этом периоды работы, предусмотренные п.п.1-18 ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Определением от 28.02.2017 г. № 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности приведенных выше положений, указал, что такое правовое регулирование, в том числе правило о том, что периоды работы, имевшие место после 01 января 2013 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Таким образом, специальная оценка условий труда устанавливает не только наличие вредных факторов на рабочих местах, но и является основанием для предоставления льгот и гарантий, в том числе и на льготное пенсионное обеспечение. При этом работодатель должен представить в пенсионный орган сведения с указанием кода особых условий труда и уплатить дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проведенной ООО «Росцемент» 21.09.2016 г. специальной оценки условий труда, рабочие места, подлежащие включению в стаж согласно п.п.1-18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости, отсутствуют (том 1 л.д.147-159).
В соответствии с данной СОУТ работодатель передавал в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета сотрудников предприятия, в том числе истца, без указания кода особых условий труда.
Согласно ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (ч.1). Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ч.2).
При этом, истцом результаты специальной оценки труда в установленном законом порядке не оспорены.
Характер работы истца, а именно - осуществление им трудовой деятельности в должности машиниста сырьевых мельниц, занятого на производстве цемента, не подтвержден; работодателем спорный период его трудовой деятельности работы указан как работа в обычных условиях, без кода особых условий труда; справки работодателя, уточняющие особый характер работ и условия труда, постоянную занятость истцана предусмотренных Списком № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, работах в тяжелых условиях труда с полным рабочим днем, не представлены (с учетом сезонного характера работы); дополнительный тариф страховых взносов на финансирование страховой части пенсии в спорный период не начислялся и не уплачивался.
Как следует из характеристики предприятия за подписью ООО «Росцемент» отмечено, что деятельность организации сконцентрирована на производстве стеновых блоков с ассортиментным перечнем и производством поребриков, носит сезонный характер в силу природных и климатических условий, то есть в работе есть активные периоды и периоды простоя: в период с 13.01.2020 г. по 19.01.2020 г. и с 13.02.2020 г. по 22.02.2020 г. производство было остановлено и работники находились в очередных отпусках; с 01.06.2020 г. по 31.08.2020 г. проводились профилактические ремонтные работы.
Кроме того, в штатных расписаниях ООО «Росцемент» на период с 09.01.2019 г. по 01.01.2020 г. профессия машиниста сырьевых мельниц отсутствует (том 1 л.д.161-162).
Как указала в ходе рассмотрения дела представитель ООО «Росцемент» при оформлении с истцом трудовых отношений, заключении трудового договора, сотрудниками была допущена техническая ошибка в части указания должности истца, которая повлекла несоответствие фактических данных, поскольку по факту истец осуществлял деятельность в должности оператора паточно-автоматической линии.
Ссылка истца, как на доказательства осуществления ООО «Росцемент» работы по производству цемента на выписку из ЕГРЮЛ, в которой в качестве основного вида деятельности указано на производство цемента, а также на, представленные в материалы дела, видео и фотоматериалы, является несостоятельной.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, указание в уставе ООО «Росцемент» в качестве основного вида деятельности - производство цемента, а равно наименование его должности - машинист сырьевых мельниц, не свидетельствуют о непосредственном выполнении истцом работы во вредных условиях.
Представленные истцом фотографии и видеозапись с отображением помещения и территории ООО «Росцемент», а также оборудования, в том числе сырьевой мельницы не отвечают требованиям относимости доказательств, поскольку не подтверждают, имеющих значение для разрешения дела обстоятельств - характер работы истца и его полную занятость на работе с тяжелыми условиями труда.
При этом, по условиям трудового договора сторон от 01.04.019 г., Винниченко А.Н. принят на работу в должности машиниста сырьевых мельниц на 0,5 ставки с окладом в размере 11 500 рублей, местом работы является складское помещение.
Пунктом 1.5 трудового договора установлено, что труд работника по договору осуществляется в нормальных условиях труда; трудовые обязанности работника не связаны с исполнением тяжелых работ, работ в местностях с особыми климатическими условиями, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.
Согласно, представленным ответчиком в материалы дела, табелям учета рабочего времени, истцом отработано 87 часов в апреле 2019 г., 52 часа - в мае 2019 г., 75 часов -в июне 2019 г., по 90 часов - в июле и августе 2019 года, 80 часов - в сентябре 2019 г.,89 часов - в октябре 2019 г., 84 часов - в ноябре 2019 г., 87 часов - в декабре 2019 г., 41 час - в январе 2020 г., 54 часа - в феврале 2020 г., 77 часов - в марте 2020 г., 86 часов -в апреле 2020 г., 56 часов - в мате 2020 г., 78 часов - в июне 2020 г., 88 часов - в июле2020 г. и 43 часов - в августе 2020 г.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд в нарушение ст.66 ТК РФ не учел записи в трудовой книжке о работе по профессии, предусмотренной Списком № 2 от 26.01.1991 г. и исходил из отсутствия уточняющей справки работодателя, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательств.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Таким образом, записи в трудовой книжке о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях, не подтверждают характер выполняемой работы, ее выполнение в определенных условиях и в течение полного рабочего дня.
Спорный период работы истца подлежит включению в льготный стаж по Списку № 2 от 26.01.1991 г. при условии, подтверждения им факта работы по должности машиниста сырьевых мельниц; занятости не менее 80% от рабочего времени на работах по производству цемента.
При разрешении спора, суд первой инстанции учел не только неподтверждение работодателем такой занятости истца справкой о работе, сведениями в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица без кода льготной работы, при том, что истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 28.11.1998 г., но и учел отсутствие в иных документах о работе истца сведений о такой занятости, а также установленный факт того, что истец работал на 0,5 ставки и производство ООО «Росцемент» носит сезонный характер.
Также подлежит отклонению как несостоятельный доводы истца о том, что суд необоснованно не принял во внимание показания свидетелей Бригадина С.Н., Боева Л.В., которыми подтверждена его занятость при выполнении работ по занимаемой им должности машиниста сырьевых мельниц в течение полной рабочей смены.
Свидетельские показания не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими особенности работы (работы в определенных условиях), поскольку вышеприведенными положениями ч.3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При этом, истцом также не представлено доказательств подтверждающих, что в кто-либо из работников ООО «Росцемент», является получателем досрочной страховой пенсии по старости с учетом включения тех же периодов работы и в той же должности в течение полного рабочего дня, что и истец.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства, подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает. Обстоятельств, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения, апеллянтом не приведено.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам; нормы материального права судом применены правильно; нарушений норм процессуального закона, в том числе, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ, влекущих отмену решения суда, не допущено.
В связи с чем, оснований для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 28 декабря 2021 года по делу по иску Винниченко Анатолия Николаевича (ИНН №) к ООО «Росцемент» (ИНН №) о возложении обязанности устранить замечания пенсионного фонда и произвести дополнительные отчисления в пенсионный фонд, взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Винниченко А.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Свердловский районный суд г.Белгорода.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 01.02.2023 г.
Председательствующий
Судьи